Контакты

Поделюсь приемами якорения. Техника якорения мужчин и женщин. Неужели так все печально? И придется всю жизнь, отыгрывать одни и те же программы

Якорение – это простая техника, которая может помочь в освобождении от страхов, неуверенности в себе, комплексов или приступов агрессии. Техника якорения пришла из НЛП – нейро-лингвистического программирования, которое представляет собой одно из популярных направлений практической психологии и психотерапии, которое так и не получило академического признания, не смотря на всеобщую известность.

Якорение в НЛП

Для того чтобы проще понять суть этого явления, рассмотрим простые жизненные примеры. Вспомните, есть ли у вас особая песня, которая служит напоминанием о счастливом событии? Или определенный запах, который вы связываете только с одним-единственным человеком? Или неприязнь к песне, которая долгое время стоит на будильнике? Все это – и есть якорение.

Техника якорения по сути является осознанной выработкой приобретенного рефлекса. Это очень простая техника, которой мы все владеем на интуитивном уровне.

Для того, чтобы установить якорь, не всегда нужно многократное повторение действий – иногда достаточно и одного, но очень яркого случая (причем не важно – очень радостный это случай или очень болезненный). Любое событие, которое произвело на вас впечатление, в итоге сводится в якорению.

Как действует метод якорения?

Для того, чтобы воспользоваться техникой, необходимо только лишь связать в мыслях какой-то элемент с особым состоянием, мыслями или эмоциями. Практически все органы чувств могут быть задействованы в данном процесс – т.е. вы можете использовать и визуальные, и слуховые, и обонятельные, и кинестетическими факторами.

Осознанно работать с этим довольно просто, а результаты наверняка вас порадуют. Итак, выполните следующее:

Проведите проверку: при возникновении сигнала должно возникать нужное ощущение (когда вы касаетесь уха, вы успокаиваетесь). Считается, что нужно выбирать наиболее доступные сигналы – обычно это прикосновение. Стремитесь следить за тем, чтобы ваши якоря не пересекались между собой – то есть один сигнал приходился только на одно состояние.

В НЛП есть понятие эмоционального якоря. Это некое действие, которое запускает ассоциативную цепочку реакций. А «якорение», по сути, это создание условного рефлекса. Если несколько раз совместить выбранный стимул с определенной реакцией, то через какое-то время уже этот стимул будет вызывать реакцию.

Стимулы могут быть нескольких видов: кинестические, аудиальные, визуальные и обонятельные. Их принято называть «якорями», т.к. они как будто бы привязывают определенную реакцию к этому стимулу.

По силе на первом месте находится обонятельный якорь. Затем – кинестетический, аудиальный, и самый слабый – визуальный. Так же нужно учитывать, что у разных людей разная сила каналов восприятия. Есть кинестетики. Есть визуалы. И т.д. И тут важно вычислить, к какому именно типу относится ваш партнер, и, соответственно, какой именно якорь в его случае сработает эффективней всего.

Ставить якорь можно на любом этапе отношений, важно только, чтобы в этот момент партнер находился на пике эмоций – например, после отличного секса.

Вопреки расхожему мнению, что с помощью якоря можно «привязать» к себе партнера, мы можем сказать, что привязывать к себе никого не надо – надо совместными усилиями создавать такие условия отношений, чтобы хорошо было обоим партнерам. Потому что на разрушенных дотла отношениях не сработает ни один якорь. Точнее, сработать он может, но толку от этого не будет.

Зачем тогда вообще нужны эти якори? Да, они не смогут вернуть вам охладевшего партнера. Но в начинающие подергиваться пеленой скуки отношения внесут приятную новизну и яркость. Это сильный инструмент, его надо уметь правильно поставить и правильно использовать. Представьте себе: мужчина во время бизнес-встречи резко замолкает, потому что не в силах говорить – настолько сильно и внезапно ему захотелось вас обнять. А все потому, что сработал, например, обонятельный якорь, связанный с запахом кофе. Фактически, вы заставляете партнера думать о вас если не все время, но в несколько раз чаще.

Но будьте бдительны – якорение одинаково хорошо работает на партнеров обоих полов. Так что, возможно, пока вы читаете эту статью, ваш партнер читает аналогичную на мужском сайте.

Вот вам несколько работающих схем постановки якорей.

Кинестетический

Его можно легко поставить на прикосновения. Например, когда ваш мужчина испытывает какую-нибудь сильно положительную эмоцию (это может быть смех, радость или оргазм), на несколько секунд коснитесь его руки или шеи. Необходимо повторить это несколько раз, всегда касаясь в одном и том же месте – в среднем для выработки якоря потребуется от 10 до 30 повторений. Теперь вы сможете вызывать у мужчины хорошее настроение, если даже до этого он был очень зол. И самое главное - он никогда не догадается, почему так быстро у него сменилось настроение и почему ему так хорошо именно с вами.

Аудиальный

Например, вы едете в машине и слышите его любимую мелодию. Даже если вы ругались до этого, начните говорить о том, какой он хороший и замечательный, не скупитесь на комплименты. Как только музыка закончится, можете продолжить, если захотите, тему, начатую до песни. После нескольких повторений такого упражнения, настроение вашего мужчины будет меняться автоматически, и он будет вспоминать вас, как только он слышит эту композицию.

Обонятельный

Всякий раз, когда вы собираетесь заняться любовью, надушитесь или зажгите ароматическую свечу. Самое главное - этот запах не должен вами использоваться в повседневной жизни. Опять же после нескольких повторений нашего упражнения, выбранный запах будет провоцировать вашего мужчину на романтический лад, даже если он был до этого сосредоточен на футболе или компьютерной игре.
Способов использовать якоря, как и самих якорей, можно придумать великое множество. Главное, помните: якорение - это очень сильный инструмент, поэтому используйте его только во благо и для вашего обоюдного с партнером удовольствия.

Все речные суда начиная от надувных лодок до больших кораблей должны иметь техническую возможность стоянки на течении. На практике, это может быть вынужденная остановка, вызванная поломкой, организация буксировки, стоянка для рыбалки. Здесь возникает необходимость проведения действия, которая называется якорением.

Целесообразно отметить, что речные суда имеют широкую классификацию. Поэтому в рамках статьи рассматриваются только малые суда, как надувные лодки, лодки из ПВХ и дюраля, прогулочные катера и спортивные суда.

Успешное якорение водного средства во многом зависит от таких факторов, как текущие параметры течения, глубина, вид якоря, и еще от опыта человека. Подготовка к нему начинается с правильного выбора якоря. Какие бывают якоря?

Выбор якоря

Самым известным в мире является якорь Холла. Однако будучи эффективным на больших судах, он избыточен на малых суднах. Поэтому прибегают к другим видам якорей.

С успехом для якорения спортивных судов и прогулочных катеров, а также корабельных шлюпок используются якоря облегченной массы, или так называемые клип-анкеры.

Для малых судов разработаны множество якорей, среди которых наибольшую популярность взыскали якоря-кошки и грибовидные якоря. Преимуществом якорей-кошек перед грибовидными является их складывающаяся конструкция, что делает эти якоря удобным для эксплуатации. Однако их применение в надувных лодках небезопасно, поэтому в них используют грибовидные якоря.

Грибовидные якоря и якоря-плуги преимущественно применяются на песчаном и илистых подводных грунтах. Якоря-кошки хотя считаются универсальными в использовании, но не подходят для якорения в каменистом и мягком дне.

По требованиям безопасности, якорь должен иметь вес не менее 10% от всей массы судна, включая объектов в нем.

Выбор якорного каната

Не менее важным элементом является канат, к которому привязывается якорь. Для якорения на течении, нужно предусмотреть минимум 2-кратный запас длины каната относительно глубины места намечаемой стоянки. Если течение сильное, то длина каната может быть увеличена до 4-6 раз относительно значения глубины.

Материалы каната для малых судов обычно синтетические. По характеристикам, усилие на разрыв должно находиться не менее 70 массы якоря. При расчетах учитывают вес лодки в нагруженном состоянии.

Хорошие отзывы получили плетеные стропы. Они имеют силу на разрыв более 1000 кг при диаметре от 7 мм.

Подготовка к якорению

Затем исходя из этого делается выбор якоря, подбирается канат. Желательно примерно рассчитать, какой длины понадобиться канат, чтобы остановиться где требуется. После якорения, особенно при сильном течении, уже не будет возможности отрегулировать длину каната. Это касается лодок и катеров, у которых отсутствуют якорные установки. Для регулировки длины спуска каната якоря на воду можно самому предусмотреть на судне приспособление, позволяющее быстрое его зафиксировать. Известен якорный рым.

Осуществляется крепление каната к якорю и к лодке. Рекомендуется привязывать канат не только к верхней, но и к нижней части якоря. Это необходимо, чтобы избежать случая, когда якорь сильно зарыт в грунт и его нельзя вытащить. При этом еще надо отследить, чтобы точка крепления каната к лодке находилась ближе его ватерлинии. Это делается при якорении с носа, чтобы при натяжении лодка не завалилась на волну.

В конце всех приготовлений, производится визуальная проверка надежности всех креплений.

Правильное якорение имеет особенно большое значение, когда необходимо осуществить это действие среди множества лодок.

Для облегчения маневров, лодку лучше спустить в реку выше по течению от места предполагаемой стоянки. Расстояние от точки сброса якоря до остановки определяется визуально в зависимости от текущей скорости течения. Желательно перед спуском якоря отследить, чтобы нос лодки был направлен против течения. Сперва якорь отдают на 1,6-2 имеющегося запаса длины каната, затем на всю.

В случае если течение сильное, то ставится второй якорь со стороны кормы лодки. Здесь профессионалы рекомендуют соблюдать правило, чтобы якоря к лодке крепились с противоположных сторон.

Для стоянки на течении желательно иметь на лодке запасной якорь. Это для случаев, когда одного якоря станет недостаточно из-за изменения погодных условий, как скорость ветра, или неудачно подобранного якоря. Например, бывает, что направления ветра и течения не совпадают. В этом случае, как говорят, лодку болтает, и становится невозможно производить какие-либо действия, находясь в нем.

Также большое значение имеет расположение якорей относительно лодки. Когда якорь один, дело понятно. В случае когда якорение производится на два якоря, желательно чтобы лодка и места спуска якорей образовали треугольник. Чтобы это соблюсти, необходимо выполнить следующие действия.

Сперва бросается один якорь, например, вправо, затем лодка спускается немного вниз и влево по течению. Тут отпускается второй якорь слева. Длину обоих канатов нужно отрегулировать таким образом, чтобы нос судна держался против течения. Здесь важно иметь большой запас каната.

Как практика показывает, бывает достаточно одного якоря при условии, что ее параметры подобраны правильно, исходя из глубины и типа грунта. Например, в горных реках двухместную надувную лодку может удержать якорь весом в 7-8 кг. Однако это справедливо, если лодка имеет небольшую парусность, то есть в ней находятся мало людей.

В целом для успешного якорения на течения необходимо правильно угадать с выбором якоря, рассчитать достаточную длину каната с учетом глубины места стоянки, держать на лодке запасной якорь, а также следовать вышеприведенным рекомендациям.

Как крепить якорь к надувной лодке

Удачного плавания.

Практическая психология предлагает множество способов воздействия на состояние человека. Техника якорения в НЛП, якоря в НЛП и их установка – одна из распространённых и эффективных методик, влияющих на возникновение ассоциативных рядов в сознании человека и на его ресурсное состояние.

Надежда как якорь: спасает, но держит на привязи.
Ясон Эвангелу

Особенности механизма якорения

В основе этой техники лежит концепция «стимул-реакция», разработанная ещё И. Павловым при изучении условных рефлексов у собак.

Якорь – это некий образ или действие , вызывающие в подсознании или в памяти ассоциации с событием и меняющие эмоциональное состояние человека.

Техника якорения используется для выработки и закрепления установок в человеческой психике. Применение конкретного якоря активирует эту установку в нужный момент, вызывая необходимое физиологическое состояние.

В повседневной жизни подобные стимулы встречаются везде:

  1. Естественные якоря, которые вызывают положительные эмоции: запахи, мелодия, фотографии, голос.
  2. Внешние стимулы: дорожные знаки, звон будильника, коммерческие и рекламные якоря, закрепляющие установку на приобретение того или иного товара.
  3. Искусственные , рабочие, якоря, установленные НЛП-терапевтом для достижения той или иной цели.

Их закреплением можно заниматься как самостоятельно, так и под наблюдением психолога. Субъект сам собственными силами может создавать для себя те или иные якоря для улучшения настроения, для повышения производительности деятельности.

Якорение в НЛП подразумевает методичный подход с повторениями используемых стимулов. Практика показывает, что 25–30 дней достаточно для того, чтобы якорь начал «работать». Но не нужно списывать со счетов те стимулы, которые мгновенно создают связь с эмоцией на долгое время. Условием является наличие сильного и интенсивного психологического состояния в данный момент.

Считается, что якорение – это способ манипуляции человеком . Отчасти это верно. Но в практической психологии этот метод применяется только для достижения положительного для человека результата, на устранение недостатков и развитие достоинств.

Якоря НЛП: разновидности

В зависимости от типа восприятия человеком окружающего мира выделяют несколько видов якорей, которые применяются как отдельно, так и совместно. Причём стимулы, направленные на разные органы познавания мира, воспринимаются эффективнее и дают положительный результат.

Любая деятельность человека в современном мире, если она направлена на развитие себя самого и улучшение жизни, это постоянное стремление к оттачиванию навыков, повышению эффективности и результативности и т.д. И огромную роль в этом процессе играют такие вещи, как мотивация , эмоциональные состояния, а также особенности нервных и мыслительных процессов. Причём здесь НЛП? Немногие знают, что популярные на сегодняшний день методы повышения личной продуктивности уходят своими корнями именно в нейролингвистическое программирование. Данной теме и посвящён настоящий урок «Якорение, результативность и управление состояниями».

Из этого урока вы узнаете об уникальных техниках, применяющихся в психологии и в НЛП, и направленных на улучшение личностных характеристик человека. К этим техникам относится работа с состояниями, распознавание мыслительных ловушек, техника SMART, якорение и некоторые другие приёмы. Интересны они ещё и тем, что их могут успешно применять люди совершено разных категорий: мужчины, женщины, подростки, бизнесмены, домохозяйки, руководители, исполнители и т.д. Именно поэтому материал данного урока будет интересен всем, кто занимается саморазвитием и настроен на улучшение своей жизни.

Результативность

Начиная этот раздел, следует сказать о том, что результативность в жизни, прежде всего, подразумевает умение человека общаться с окружающими, т.е. имеются в виду именно навыки человека как коммуникатора. И основоположники НЛП в своих изысканиях отметили, что у всех лучших коммуникаторов есть нечто общее - это три особых качества, позволяющих сделать любую коммуникацию максимально эффективной.

Три качества мастеров коммуникации

  1. Любой успешный коммуникатор чётко определяет направление своей коммуникации и ставит перед собой конкретные задачи, которых нужно добиться посредством общения.
  2. Хорошо развитая сенсорная острота позволяет успешному коммуникатору всегда находиться в состоянии присутствия, выявлять характерные поведенческие реакции окружающих и получать обратную связь об эффективности своей коммуникации.
  3. Успешный коммуникатор обладает прекрасной гибкостью в поведении, что позволяет ему всегда иметь возможность менять своё поведение и приспосабливать его для более продуктивного общения.

Но если о сенсорной остроте и гибкости поведения мы уже говорили в предыдущих уроках, то вопрос определения целей мы должны рассмотреть более подробно. Одной из наиболее эффективных техник при постановке целей коммуникации является техника SMART.

Техника SMART

Само слово «smart» переводится с английского как «умный», «интеллектуальный». Постановка целей по технике SMART подразумевает несколько основных моментов, заключённых в самой аббревиатуре:

  • S - Specific (специфичность)
  • M - Measurable (измеримость)
  • A - Attainable (достижимость)
  • R - Realistic (реалистичность)
  • T - Timeable (временная определённость)

Чёткая постановка целей является важнейшим условием для достижения успеха в любой сфере деятельности. Но, к сожалению, 95% всех людей, даже зная об этом, не делают этого, и все их труды направлены на реализацию целей оставшихся 5%.

Именно техника SMART даёт возможность не просто поставить цели, а разработать подробный план действий по их достижению, основной особенностью которого является именно определение желаемых конкретных результатов. Ведь именно их формулировка отвечает на многие вопросы, которыми характеризуются любые планы по достижению чего-либо, и существенно увеличивает шансы на успешную реализацию.

Уникальность техники SMART заключается ещё и в том, что благодаря ей человек концентрирует своё внимание на всех внешних и внутренних ресурсах, влияющих на достижение результата, что, в свою очередь, способствует наиболее подходящей репрезентации всего происходящего и позволяет моментально зафиксировать любые изменения в том, что человек воспринимает. Затем сознание человека активирует все необходимые ресурсы (навыки, способности, умения) для достижения намеченного и человек может извлечь максимальную выгоду абсолютно из всего окружающего, что находится в его доступе в настоящий момент времени.

Конечно, это лишь краткая и вводная информация о технике SMART. Более подробно познакомиться с данной методикой вы можете вот .

Теперь же следует поговорить ещё об одной важной составляющей результативности - о принципах хорошо сформулированного результата. Всего их семь.

7 принципов хорошо сформулированного результата

Зная о том, какой важностью обладает хорошо сформулированный результат, можно выявить основные принципы, которым он должен соответствовать.

1. Положительная формулировка

Результат, сформулированный в положительном ключе, оказывает на человека гораздо большее мотивирующее воздействие, нежели сформулированный отрицательно. Этому способствует то, что подсознание человека всегда отбрасывает любые частицы «не» в утверждениях. Формулировка результата должна описывать именно то, чего мы хотим достигнуть, а не то, чего мы хотим избежать или от чего хотим избавиться. Также не следует осуществлять формулировку с использованием отрицаний. Проще говоря, если у вас есть желание избавиться от привычки кушать много сладостей, то не следует говорить себе: «Я планирую перестать есть сладкое», а нужно говорить, например: «Я начинаю заботиться о своём здоровье и есть только здоровую пищу». Дело в том, что проговаривая про себя положительно сформулированный результат, человек формирует в своём сознании определённое видение себя, уже достигнувшим этого результата. И это видение будет в значительной степени способствовать тому, что требуемый результат будет достигнут, т.к. нервной системе будут посылаться соответствующие сообщения.

Для того чтобы сформулировать результат в положительном ключе, необходимо при формулировке задавать себе специальные вопросы: ВОПРОСЫ: «Чего конкретно я хочу?», «Сформулировал ли я результат в положительном ключе?», «Что даст мне достижение этого результата?», «Как я вижу себя, уже достигнувшим этого результата?».

2. Сенсорное описание

После того как результат правильно сформулирован, нужно постараться осознать свои ощущения, связанные с его достижением. Сенсорные ощущения (звуки, картинки и т.п.) являются подтверждением достижения результата и создают его карту, т.е. отражают всё то, что мы будем испытывать, когда достигнем желаемого. Они действуют на уровне нервной системы и посылают нашему разуму особые сигналы. А это уже станет основополагающим фактором при определении нашего внутреннего состояния, формирующего необходимое поведение, посредством которого мы будем достигать поставленных задач.

Для осуществления правильного сенсорного описания нужно задавать себе следующие вопросы: «Как я пойму, что достиг поставленного результата?», «Что я буду видеть после достижения результата?», «Что я буду слышать после достижения результата?», «Что я буду чувствовать после достижения результата?».

3. Инициирование и контроль результата

Одновременно с тем, что нашему собственному контролю подвластны наши мысли, реакции и эмоции, мы не можем оказывать прямого воздействия на мысли, реакции и эмоции окружающих людей. Но из этой ситуации есть выход - это косвенное изменение других людей, осуществляемое через изменения себя. Мы можем изменить свои собственные программы таким образом, чтобы лишить других возможности использовать их привычные программы. Правильно сформулированный результат находится в тесной взаимосвязи с теми процессами, появлению которых мы можем способствовать, которыми мы можем управлять и которые можем поддерживать.

Вопросы для инициирования и контроля результата: «Связан ли мой результат с кем-то ещё?», «Только ли я контролирую свой результат и его достижение?», «Могу ли я вызвать в других определённые реакции, способствующие достижению мною нужного результата?».

4. Соответствие контексту

При формулировке результата необходимо учитывать то, что он должен соответствовать максимальному количеству аспектов жизни человека. Если этого не учитывать, то результат, который мы формируем, получается поверхностным и не отражает всех особенностей будущих изменений.

Поэтому, формулируя результат нужно задавать такие вопросы как: «Где и когда мне нужен этот результат?», «Как я хочу получить этот результат?», «Какие условия нужны для получения результата?», «На что может повлиять достижение результата?», «Могут ли возникнуть какие-либо проблемы после достижения результата?».

5. Вторичная выгода

Любое поведение человека должно быть в соответствии именно с позитивными ценностями и положительными результатами. Если оно этим требованиям не соответствует, то и поддерживать его не следует. В НЛП это называется вторичной выгодой. Например, если человек ест много сладостей, значит, он получает от этого определённую выгоду, а если бы не получал её, то и не ел бы сладости. Поэтому получается, что если изменения в поведении не предоставляют человеку альтернатив по достижению вторичных выгод, то они, скорее всего, продлятся не долго.

Чтобы обнаружить соответствующие вторичные выгоды, следует задаваться такими вопросами: «Что я могу потерять, достигнув нужного мне результата?», «Могу ли я отказаться от чего-либо важного для меня, чтобы получить этот результат?», «Есть ли какие-то сферы жизни, на которые не оказывает влияние полученный мною результат?».

6. Учёт ресурсов

Для достижения любого результата человеку необходимы ресурсы. Из этого следует то, что правильно сформулированный результат должен подразумевать наличие определённых ресурсов, которые человек может сам обеспечить и сделать частью успешной реализации своего плана. Если человек не может прочувствовать свой результат, значит, он не принял во внимание необходимость наличия ресурсов.

Чтобы понять, что за ресурсы вам нужны, спросите себя: «Что у меня есть уже для достижения нужного результата?», «Что ещё мне может потребоваться для достижения результата?», «Есть ли у меня какой-либо подобный опыт и что я могу из него извлечь?», «Знаю ли я кого-нибудь, кто уже сделал то, что хочу сделать я?».

7. Экологичность результата в контексте целой системы

Учитывая то, что НЛП как наука о взаимодействии человека с окружающим миром подразумевает под собой максимальную согласованность, изменения любых показателей системы человека должны быть синхронизированы с другими частями общей системы и находиться с ними в гармонии. Иначе говоря, формулируя результат, человек должен учитывать не только себя, но и остальных людей. А если выгода будет получена в ущерб чему-то другому, то она не сохранится.

Для точного определения экологичности результата следует задавать себе следующие четыре вопроса: «Что произойдёт, если я достигну результата?», «Чего не произойдёт, если я достигну результата?», «Что произойдёт, если я не достигну результата?», «Чего не произойдёт, если я не достигну результата?».

Подытоживая раздел о результативности, можно отметить, что максимальное соответствие всем вышеупомянутым критериям является гарантией того, что любые перемены (какой бы сферы жизни они не касались) произойдут успешно и окажут положительное влияние на то, на что они направлены, включая взаимодействие человека не только со своим внутренним миром, но и с внешним миром и окружающими его людьми.

Следующей важной техникой в НЛП, которой следует уделить особое внимание, является якорение.

Якорение в НЛП

Якорением в НЛП называют естественный процесс, когда один элемент какого-либо переживания воссоздаёт всю гамму связанных с ним переживаний. На самом деле этот процесс является неотъемлемой частью жизни человека, но происходит подсознательно и обычно остаётся незамеченным. Именно по этой причине якорение является очень мощной техникой, если научиться его грамотно применять.

О якорях также нужно сказать отдельно. Под словом «якорь» в НЛП имеется в виду какая либо внешняя или внутренняя репрезентация, способствующая воспроизведению другой. Жизнь любого человека наполнена якорями и их можно распознать абсолютно во всём, а НЛП показывает, как это сделать. Причём, осознанное якорение может служить на благо человека, выявляя самые лучшие грани личности и создавая предпосылки для развития новых идей и принятия новых решений.

Первым, что стоит рассмотреть, говоря о якорении, является концепция «стимул реакция».

Концепция «стимул-реакция»

Сама данная взаимосвязь впервые была обнаружена советским учёным Иваном Павловым, который занимался изучением рефлексов собак. В своих опытах он обнаружил, что при виде, запахе или вкусе мяса у собак возникает слюноотделение. Предлагая собакам мясо, он стал сопровождать этот процесс звуком колокольчика. После некоторого периода такой практики слюноотделение у собак стал вызывать один лишь звук колокольчика, т.е. это звук стал якорем.

Выработка рефлексов у людей, в большинстве случаев, требует определённой доли сочетания самого стимула и его подкрепления, т.к. желаемая реакция закрепляется через систематическое положительное подтверждение. Так, например, это подтверждение может выражаться в похвале, одобрении, дружеском рукопожатии и т.п. И повторяться оно должно до того момента, пока нужная реакция не закрепится. В среднем, процесс закрепления занимает 25-30 дней, после чего реакция становится автоматической и рефлекторной.

ПРИМЕР: Если человек хочет бросить курить, он должен связать свой стимул к курению с определённой реакцией, которую вызывает у него курение сигареты, и заменить её. Стимулом, как правило, считается желание расслабиться и отвлечься. Следовательно, реакцией при напряжении или долгой работе является желание закурить. Т.е. сигареты - это якорь. Чтобы от него избавиться, нужно заменить его на другой, например, на пятиминутное расслабление с закрытыми и глазами и мысли о чём-то хорошем. Практика смены якоря с отрицательного на положительный в течение месяца заменит связь расслабления и отдыха с сигаретой на связь расслабления и отдыха с закрытием глаз и мыслях о хорошем.

Что же касается самого якорения, то оно отличается от концепции «стимул-реакция» тем, что позволяет настроить связь с одной попытки. Общение между людьми характерно тем, что во время него люди всегда осуществляют якорение, используя слова, а также визуальные/звуковые сигналы для того чтобы передать информацию, вызвать эмоции, воспоминания и т.д. Этот процесс называется вербальным якорением. А сами якоря могут быть нескольких видов. Их можно использовать, как по отдельности, так и в комбинациях.

Виды якорей

  • Визуальные - то, что человек может видеть (жесты, выражения лица, позы).
  • Аудиальные - то, что человек может слышать (определённым образом произнесённые слова, имена, музыка).
  • Кинестетические - то, что человек может почувствовать физически (прикосновения).
  • Олфакторные - якоря на запах.
  • Густаторные - якоря на вкус.
  • Пространственные - включают в себя все вышеперечисленные и связывают эмоциональное состояние человека и пространство, в котором он находится.
  • Скользящие - увеличивают интенсивность одного конкретного состояния.

Процесс якорения основывается на четырёх принципах.

Принципы якорения

Как уже говорилось, якорение, в отличие от принципа «стимул-реакция», может произойти с первой попытки, а якорь может сохраняться на долгие годы.

Первый принцип: уникальность. При установке якоря нужно выбирать уникальный стимул, т.е. стимул, не использующийся в повседневной жизни часто. Например, обычное рукопожатие нельзя назвать уникальным стимулом, но какое-то необычное прикосновение, которое человек сразу же подметит, можно.

Второй принцип: интенсивность. Устанавливать якорь нужно именно в момент наибольшей интенсивности переживания. Это позволит связать якорь с этим состоянием. Но здесь важно включать свою сенсорную остроту, т.к. интенсивность переживания состояний у людей может быть разной.

Третий принцип: чистота. Необходимо, чтобы якорь был обособленным от всего остального и не имел «конкурентов», т.е. не вызывал у человека возникновение каких-либо других состояний, эмоций и мыслей. Чистота в данном контексте предполагает именно уникальность вызываемого переживания.

Четвёртый принцип: точность времени. При установке якоря следует очень внимательно выбирать момент - состояние, в котором находится человек, должно быть предельно интенсивным, чтобы якорь попал в самую точку. Важно также знать, что если состояние идёт на спад, то якорь следует убрать, чтобы не заякорить именно убывающее состояние.

Методично и технично применяя методы якорения, можно научиться моментально вызывать у людей (и даже у себя) определённые эмоциональные состояния или менять их, тем самым более точно понимая окружающих (и себя) и улучшая своё взаимодействие с ними (и самим собой).

Но успешный коммуникатор должен знать не только, как заякорить человека и вызвать в нём определённые переживания, но и уметь работать с эмоциональными состояниями. Об этом мы и поговорим в нижеследующем разделе.

Работа с состояниями

Состояние - это то, как человек ощущает себя в мире; физиологическое явление, на которое влияют эмоции человека и его образ мышления. Всегда, когда человек что-то переживает внутренне, это выражается внешне в особенностях его поведения и состояния. Состояния могут различаться по продолжительности, интенсивности переживаний и степени их осознанности. Нужно также знать, что спокойное состояние способствует более гармоничному процессу мышления, а наиболее интенсивное, наоборот, затрудняет его и отнимает большее количество энергии. Также все состояния отличаются отдельными эмоциями, которые, в большинстве случаев, описывают при помощи кинестетических терминов. Состояния человека меняются постоянно. Но он не может находиться в одном и том же состоянии весь день. Любые хорошие состояния всегда сменяются не очень хорошими, но и плохие состояния всегда сменяются хорошими.

Важно отметить, что, несмотря на то, что состояния обычно вызываются внешними факторами, оказывать влияние, на которые мы, казалось бы, не имеем возможности, в действительности же мы сами их создаём. И одной из основных особенностей НЛП является то, что оно позволяет развить способность влиять на свои состояния и состояние окружающих.

Состояния и способности

Ко всему прочему, состояния оказывают непосредственное влияние на способности человека. Например, ученик может превосходно репетировать выступление с докладом, находясь дома в одиночестве, но, как только он выйдет на публику, всё то, что он репетировал, потеряет всякий смысл, если им овладеет страх публичных выступлений. Любые наши способности могут повышаться или понижаться в зависимости от наших состояний. Это и способность к обучению, и способность к публичным выступлениям, и работоспособность и т.д. Всегда, когда перед вами стоит какая-либо задача или необходимость выполнить какую-то работу, задавайте себе один основополагающий вопрос, который задаст темп для всей последующей деятельности: «В каком состоянии я должен находиться, чтобы справиться с этим быстро и легко?»

Наряду с этим, каждый человек должен иметь представление о своём ключевом состоянии - том состоянии, в котором он находится подавляющую часть времени. Оно является главной предпосылкой для любых действий человека в повседневном мире. Причём, оно не должно быть всегда максимально эффективным или продуктивным, но, в любом случае, оно является наиболее знакомым человеку.

Здесь же стоит добавить, что нередко ключевое состояние закладывается ещё в самом детстве, и со временем становится настолько привычным сочетанием ощущений, мыслей, переживаний и чувств, что человеку начинает казаться, что образ действий, который подразумевает его ключевое состояние - это единственный вариант. Но как только человек осознаёт своё ключевое состояние и вообще то, что оно у него есть, у него появляется возможность оценить это состояние с критичной точки зрения и понять: эффективно ли оно, устраивает ли оно его, можно ли его заменить на более лучшее и нужно ли это делать?

А как может человек описать свои внутренние состояния и различия между ними? Для этого используются ассоциации и диссоциации.

Ассоциации и диссоциации

Ассоциации и диссоциации - это два способа, при помощи которых человек может воспринимать мир. Различие между ними состоит в том, что иногда человек чувствует себя вовлечённым в события полностью, а иногда воспринимает их с позиции наблюдателя. Ассоциируя, человек чувствует, исходя из непосредственного опыта, а диссоциируя, чувствует, думая об этом опыте.

Человек ассоциирует, когда:

  • Находится в состоянии «здесь и сейчас»;
  • Поглощён процессом того, что делает;
  • Воспринимает происходящее с первой позиции;
  • Переживает гамму ощущений в собственном теле.

Ассоциации эффективны для:

  • Получения удовольствия от жизни;
  • Получения удовольствия от воспоминаний;
  • Применения знаний и навыков на практике;
  • Концентрации внимания.

Человек диссоциирует, когда:

  • Думает о действии;
  • Отстранён от того, что делает;
  • Оценивает себя со стороны;
  • Чувствует течение времени;
  • Отстранён от физических ощущений.

Диссоциации эффективны для:

  • Анализа полученного опыта;
  • Обучения на основе жизненного опыта;
  • Контроля течения времени;
  • Отступления в ситуациях, представляющих потенциальную или прямую угрозу.

Ещё одним важным навыком является умение изменять состояния.

Изменение состояний

Навык изменения состояний и способность самостоятельно производить выбор своих чувств являются важнейшим условием для обретения личностной свободы и счастливой жизни. Но нужно понимать, что эта личностная свобода не подразумевает того, что человек больше никогда не будет переживать отрицательных эмоций, но он сможет их ясно осознавать и корректировать свою реакцию. И не следует считать негативные состояния чем-то плохим, т.к. они являются неотъемлемой частью жизни любого человека.

Любые состояния связаны с тем, как мы мыслим. Несмотря на то, что некоторые люди разграничивают тело и разум, на самом же деле они являются одной системой. А эмоциональные состояния, в свою очередь, связаны со многими процессами: мыслительными, физиологическими, нейрохимическими и т.д. И перемена какой-то одной составляющей влечёт за собой изменение целой системы.

Вот один хороший совет: если вы заметили, что находитесь в негативном состоянии, постарайтесь воспринять это без оценки - как простой естественный процесс. Если вы начнёте заниматься самобичеванием и говорить себе, что не должны испытывать подобного, корить себя за это, этим вы сделаете сами себе ещё хуже. Пребывать в негативных состояниях, конечно, не очень хорошо, но винить себя за это - ещё хуже. Осознайте своё состояние - это дорога к переменам. Осознайте возможность выбора - своё состояние можно изменить. И для этого существует не один практичный способ: состояние можно изменить на физиологическом уровне, либо на мыслительном.

Ниже мы приводим краткое описание методов изменения состояний.

Прерывание. Прерыванием называется процесс выхода из негативного состояния и перехода в нейтральное. Оно очень эффективно, когда требуется вывести себя или другого человека из острого негативного состояния.

ПРИМЕРЫ: Рассказ анекдота или истории, повышение физической активности, отвлечение внимания визуальным, звуковым, кинестетическим способом. Это нужно для того, чтобы внимание человека и его концентрация на негативном состоянии прервались, тем самым, создав почву для появления нового состояния.

Ресурсное заякоривание. Ресурсное заякоривание подразумевает намеренное создание якоря, который поможет выходу из негативного состояния и вхождению в позитивное и более эффективное. Ресурс, который будет служить якорем, зависит от особенностей ситуации. Само заякоривание можно вызвать физически или ментально. Лучше использовать оба направления.

ПРИМЕРЫ: Изменение образа мышления, изменение физиологического состояния, включение музыки, перемены в интерьере, рассказ истории или анекдота, показ определённых жестов, высказывание фраз или произношение слов особым тоном, прикосновения.

Важно знать, что интенсивность состояния влияет на эффективность применения якоря. Сам же якорь должен соответствовать всем требованиям, которые мы рассматривали выше. После того как якорь установлен, его необходимо проверить, наблюдая за реакцией человека (или своей) и изменениями в поведении.

Применение цепных, стековых и коллапсирующих якорей. В случаях, когда не срабатывают предыдущие приёмы или разница между текущим состоянием и требуемым очень велика, применяются цепные, стековые и коллапсирующие якоря.

  • Цепные якоря подразумевают проведение человека через цепочку состояний.
  • Стековые якоря предполагают соединение нескольких состояний на одном якоре.
  • Коллапсирующие якоря - это процесс применения двух разных якорей для создания одного состояния из двух.

ПРИМЕРЫ: Изменение обстановки в комнате и включение расслабляющей музыки, вспоминание радостных моментов и замедление дыхания, рассказ интересной истории и дружеское прикосновение, отслеживание своего состояния и определение ассоциаций и др.

В течение дня человек всегда переходит из одного состояния в другое. И довольно часто какого-то одного якоря не хватает, чтобы изменить негативное состояние. Именно тут и нужно применять цепные, стековые и коллапсирующие якоря. Но нужно всегда следить за тем, чтобы цепочки якорей не привели к другим отрицательным состояниям. Только так можно определить наиболее эффективную последовательность и придать ей нужное направление. Не следует пренебрегать и фантазией - можно составлять свои последовательности и цепочки.

Обновление прошлого. Обновление прошлого - это процесс изменения укоренившихся ограничивающих убеждений и поведения. Чаще всего эта техника используется, когда требующая решения проблема тянется из прошлого.

ПРИМЕР: Определение событий, произошедших в прошлом и оказывающих влияние на настоящее; установление чувств, вызываемых событиями из прошлого и оценка влияния их на настоящее; определение поведения, которое было укоренено в прошлом и проявляется в настоящем; выявление шаблонов и стереотипов, которые появились в прошлом и закрепились в сознании, и их изменение и т.д.

Конечно, рассмотренные нами техники изменения состояний включают в себя гораздо большее количество нюансов и особенностей, но их описание требует написания отдельной серии статей. Здесь же мы показываем лишь возможность научиться влиять на свои состояния и состояния окружающих, используя знания об основных методах их изменений. Попробуйте на досуге потренироваться в этом, пытаясь воздействовать на себя или кого-то из окружающих, применяя описанные нами простейшие основы, и вы увидите, что они очень эффективны.

И в заключительной части нашего занятия мы немного побеседуем о том, что такое стратегии и моделирование в НЛП.

Стратегии и моделирование

Стратегия в НЛП - это особая манера поведения, рассчитанная на достижение требуемого результата. Стратегии относятся к сфере внутренних репрезентаций и включают в себя и сами представления человека, и нужные результаты. Человек всегда применяет стратегии, обдумывая и планируя любую свою деятельность.

Стратегии состоят из следующих основных компонентов:

  • Результаты
  • Системы представления
  • Субмодальности систем представления

Для того чтобы получить необходимый результат, нужно знать и сами системы представления, и их особенности. Но, кроме этого, не менее важным является и знание последовательности применения всех составляющих. Формирование стратегий - процесс очень быстрый и очень часто протекает бессознательно. А одни и те же стратегии могут быть применены в совершенно разных областях. К примеру, стратегия поведения в конфликтной ситуации может быть применена, как в споре с коллегой по работе, так и при общении с хулиганом на улице.

Стратегии подразделяются на пять основных категорий:

  • Стратегии принятия решений (то, как человек принимает решения);
  • Стратегии мотивации (то, как человек мотивирует свои действия и поступки);
  • Стратегии реальности (то, как человек определяет реальность и формирует свои убеждения);
  • Стратегии обучения (то, как человек усваивает получаемые знания);
  • Стратегии памяти (то, как человек запоминает).

Любые различия между людьми обусловлены различиями в их стратегиях. Помимо этого, стратегии и их изменение всегда приводят к глобальным переменам в жизни человека. Кроме того, стратегии - это то, что работает абсолютно всегда и везде.

Применение стратегий

Грамотная работа со стратегиями, как уже было сказано, влечёт за собой мощные перемены, ощутимые и для самого человека, и для его окружения. Изменение стратегий - это изменение реакций, а, следовательно, способов поведения и получаемых результатов.

Стратегии можно применять:

  • В обучении - для повышения эффективности процесса
  • К мотивации - для поиска наилучших способов мотивации
  • В продажах - для увеличения объёмов продаж
  • В принятии решений - для повышения личной продуктивности
  • К здоровью - для улучшения состояния организма
  • В терапии - для избавления людей от многих проблем
  • К убеждениям - для формирования более конструктивных убеждений
  • Во многих других сферах жизнедеятельности

Говоря об НЛП, нужно заметить, что любые техники НЛП - это стратегии. А сами стратегии формируются по особому принципу, называемому АДАВ. Об этой технике моделирования мы также должны сказать несколько слов.

Моделирование стратегий и принцип АДАВ

АДАВ - это главный шаблон, по которому моделируются стратегии в НЛП. Аббревиатура АДАВ означает:

  • А - Анализ
  • Д - Действие
  • А - Анализ
  • В - Выход

Это означает, что моделирование любой стратегии начинается с того, что нужно проанализировать требуемый результат и всё, что с ним связано, т.е. сопоставление текущего состояния с тем, которого нужно достичь и определение разницы между ними. Далее производятся действия, направленные на сокращение этой разницы. После этого проводится анализ полученного состояния и оценка различий между тем, что было и тем, что стало. Если нужный результат достигнут, и различий между тем, чего требовалось достичь, и текущим состоянием больше нет, то можно производить выход. Если же различия остались, то следует пересмотреть стратегию и смоделировать её заново.

Всегда, применяя технику АДАВ. Нужно задавать себе основополагающие вопросы: «Чего я стремлюсь достичь? Какого результата?», «Что я должен сделать, чтобы результат был достигнут? Каких действий требует достижение нового состояния?», «Достиг ли я того, чего хотел? Сделал ли я всё, что было нужно? Осталась ли какая-то разница между тем, чего я хотел и между тем, что есть в настоящий момент?».

Только постановка подобных вопросов и точные ответы на них сделают любую стратегию максимально эффективной и способной дать результат. И принцип АДАВ - лучшее для этого решение.

В заключение же самой статьи хочется ещё раз сказать, что техники повышения результативности, работы с состояниями, использования и моделирования стратегий являются ключом к распознаванию многих негативно влияющих на жизнь человека программ, их изменению и замене другими - эффективными, практичными и улучающими жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром и находящимися в нём людьми. Применяйте их, внедряйте в свою жизнь и получайте от этого удовольствие.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Понравилась статья? Поделитесь ей