Контакты

Как научить ребенка пересказывать текст, и почему это важно. Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу Как научить пересказывать прочитанное

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведени я. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» – спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать…
И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике .

Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное? Об этом нам расскажет автор книги «Скорочтение для детей», постоянный ведущий нашей рубрики «Секреты скорочтения» Шамиль Ахмадуллин .

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы.
А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99% информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1 . Читает параграф и пытается понять его.
Шаг 2 . Представляет в своем воображении описанную информацию.
Шаг 3 . Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.
Шаг 4 . Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).
Шаг 5 . Выдает пересказ.

Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.
Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

Умение слушать и слышать;
умение структурировать информацию в голове;
умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению . Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет).
В чем их большой минус для формирования мышления ребенка?
В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать , а главное понимать прочитанное . Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?

В ИЮНЕ мы запускаем три основных курса в ускоренном формате тренингов (10 занятий в течение двух недель):
Чтение и понимание для детей от 6 до 8 лет.
Скорочтение для детей и подростков от 9 до 16 лет.
Улучшение памяти и внимания для всех возрастов (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).

Лариса Кравченко
Как научить ребенка пересказывать и составлять связный рассказ

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПЕРЕССКАЗЫВАТЬ , СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ , И РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У ВАШЕГО РЕБЕНКА .

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Если задуматься, как мы общаемся друг с другом, то с грустью можно отметить, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, тарелку. Пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, что бы развить связанную речь у ребенка , нужно раскрасить свою речь образными словосочетаниями, используя все многообразие русского языка. Начните следить за своей речью,основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Возможно это будет сложно : «Подай, пожалуйста, красную тарелку с белой каемкой, стоящую на нижней полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок , согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет» .

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка , важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы . Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") . При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Если у ребенка нет опыта пересказа , можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать , начав предложение, замолкает, предлагая ребенку , закончить фразу. "Жили-были дед и. " - "Баба" - "Была у них. " - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам : "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?. "

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью .

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку , попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу : «Перескажи услышанное , прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку , а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке , как составить рассказ описание .

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту» .

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода , помните о следующих моментах :

1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке » будет вполне достаточно.

2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления) . Например, описывая кошку, расскажите , как она выглядит (окрас, шерсть) . Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки . Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том , зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит ?

3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки . Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку . Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина) . Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол : как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов . Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию : девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п. Пусть ребенок подумает , что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ , а затем предложить ребенку придумать рассказ самому . И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании . Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ .

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить , как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача : "Расскажи , что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец : "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать ". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию , обучение которому начинается уже после 5 лет.

Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях , случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей , не ждите от него подробного пересказа : «Кто был, что ели, кто что подарил» . В ответ вы услышите : «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти» . Для ребенка важны игрушки , а не «сколько сортов колбасы было на столе» . Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал» , не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу : «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне , пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ .

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка . Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг , где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе , о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка . Если мал, то и вопросы самые простые : «О чем рассказывается в сказке ? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые : «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку , неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку ?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком . Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку .

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается , и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет , тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то , что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать . Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку . Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте , «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа .

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. «Поводырь» . На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает , что их окружает.

2. «Описание объекта.» Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет , задавайте ему самые разнообразные вопросы : "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить : "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи .

3. «За кем последнее слово» По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4 «Ищем детали» . Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "

5. «Описываем свойства предметов.» Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка : "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или : "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов : что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

6. «Придумываем историю.» Мама начинает рассказывать историю , когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное» . Что может быть черным? Ребенок перечисляет : земля, дерево, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой.

8. «Стань писателем.» Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ . Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор : лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется : мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. «Найти повтор.» Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу» .

10. «Игра в антонимы, в слова противоположные по значению» Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький» .

11. «Игра в синонимы» Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово» . Цель : подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание :

Оля проснулась и. (стала умываться) .

Коля оделся и. (побежал гулять) .

Он замерз и. (пошел домой) .

Стали они играть. (с зайчиком) .

Зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .

13. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. «Бюро путешествий.» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. «Всегда под рукой.» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы : одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. «Логическая цепочка.» Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ . Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются , и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка , чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том , что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном , а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать ? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз . Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать , без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже , что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика !

В этой статье мы подготовили для вас подборку техник эффективного обучения для пересказа текста.

Вы узнаете:

Технику «Габмургер», и как с ее помощью можно научить ребенка выделять в тексте основную мысль

Технику «Рыба» с помощью которой просто подготовить пересказ текста

Технику «Паук-карты», которые помогут усвоить прочитанный материал

Технику «Палочка» для пересказа и работы с художественным текстом

Эти материалы позволят работу с текстом учебника сделать не только интересной и увлекательной, но и максимально полезной для развития мышления у детей.

А так же сможете скачать их себе на компьютер, чтобы сразу же опробовать их в действии.

[Техника эффективного обучения «Гамбургер»]

Текст учебника как гамбургер: они оба имеют несколько слоев.

Только в гамбургере – это котлета и сыр, а в тексте – введение, основная мысль, детали, кульминация, заключение.

Используйте этот графический организатор, чтобы помочь ребенку построить пересказ текста.

1. Для верхнего слоя, напишите основную мысль, которое представляет главную идею.

2. Заполните средних слоев с поддерживающими деталями.

3. Нижний слой держит все это вместе с заключительным выводом.

Пример использования «Гамбургера»

[Техника эффективного обучения «Рыба»]

Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.

Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы.
И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа.
Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова.

Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника.

Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал.

Вы можете составить много рыбок, и сложить их в папку.

Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.

[Техника эффективного обучения «Паук-карты»]

Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника.

Сделать это вам поможет паук-карта.

1. Напишите название параграфа в центре.

2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.

Пример использования «паучка»


[Как пересказывать художественный текст? Техника шести вопросов]

Для пересказа художественного текста можно для ребенка подготовить план, состоящий из шести вопросов

Эта техника поможет вашему ребенку думать о различных элементах рассказа.

Вырежьте вопросы и приклейте каждый к палочке (или трубочке).

Когда вы читаете вместе, периодически останавливайте и передавайте ребенку палочку, чтобы использовать ее качестве подсказки.

Так же вопросы просто можно распечатать и приклеить скотчем на обложку учебника.

Ребенок отвечая на вопросы с успехом перескажет о чем прочитал.

  1. О ком рассказывается в этом тексте? Это рассказ или сказка?
  2. С чего все началось?
  3. Что было потом?
  4. Чем закончилось?
  5. Хорошие герои? Почему они хорошие?
  6. Плохие герои? Почему они плохие?
  7. Какие сложности есть в истории? Как их решили?

Отвечая на вопросы ребенок систематизирует прочитанное.

Вы можете скачать все четыре помогатора прямо сейчас, для того чтобы распечатать и начать использовать сразу же.

Для этого введите е-mail, на который прислать документы:

Описанные выше методы — фрагмент из книги Ренаты Кирилиной «Как научить ребенка пересказывать текст»

Книга содержит эффективные способы обучения ребенка пересказу художественной и учебной литературы. Уникальной книгу делают тренажеры, включенные в издание, а также «помогаторы», которые каждый читатель может скачать, чтобы использовать вместе с детьми для подготовки пересказа. Книга для родителей школьников, педагогов.

Еще больше инструментов обучения и приемов, которые упростят работу педагога будут разобраны в рамках


Запланированные программы 2019/2020 учебного года ШЭП (школа эффективных педагогов):

  1. Техники эффективного преподавания математики
  2. ТЭО для преподавателей английского
  3. ТЭО для преподавателей устных предметов
  4. ТЭО для преподавателей русского языка
  5. Как правильно и эффективно готовить учеников к ОГЭ
  6. Как правильно и эффективно готовить учеников к ЕГЭ
  7. Коррекционная педагогика от А до Я
  8. Дислексия от А до Я. Как учить ребенка с дислексией
  9. СДВГ от А до Я. Как учить ребенка с СДВГ
  10. Дисграфия от А до Я. Как помочь ребенку с дисграфией учиться
  11. Тайм-менеджмент педагога и завуча. Как распределять задачи
  12. Публичные выступления для педагогов
  13. Техники эффективного обучения для педагогов. Обзор лучших инструментов
  14. Богатый учитель. Как педагогу повысить доход
  15. Повышение квалификации. Готовим педагога для получения категории
  16. Помогаторы эффективного обучения для создания интересного урока
  17. Внутренняя энергия и ресурсы педагога. Как заставить себя заставить себя
  18. Мотивация ученика. Что нужно знать хорошему учителю
  19. Приемы вовлечения учеников в урок
  20. Алгоритмы подготовки детей к самостоятельным и контрольным работам
  21. Как решать конфликты в школе (конфликты между детьми, конфликты с родителями)
  22. Эффективное родительское собрание от А до Я
  23. Геймификация в обучении. Виды и формы игр для включения в образовательный процесс
  24. Открытый урок. Алгоритм подготовки и поиска идей для урока
  25. Профориентация. Как помочь школьнику выбрать профессию.
  26. Буллинг в школе. Как избежать в классе. Алгоритмы для классного руководителя
  27. ПМПК. Как говорить с родителями о ПМПК и выборе образовательного маршрута

Список будет расширяться в процессе работы ШЭП и по мере появления запросов из нашего чата “Суперучитель”

Большинство программ будут иметь два пакета участия:

  • пробный (бесплатное участие в прямом эфире, без получения записи тренинга и материалов)
  • полный (3000 рублей, запись тренинга, которую можно смотреть в удобное время и дополнительные материалы к тренингу)

В обоих пакетах Вам надо будет следить за информацией и расписанием, каждый раз выбирать пакет участия, регистрироваться на каждую программу и приходить в прямой эфир в установленное время (участники “полного” пакета после получат запись и материалы)

Но сейчас вы можете получить абонемент на обучение в программах для педагогов 2019/2020 учебного года вступив в “Школу эффективного педагога” (ШЭП) и получить:

  • доступ ко всем однодневным тренингам ШЭП на постоянной основе,
    персональные уведомления о проведении тренинга, а после его окончания в вашем личном кабинете будет появляться запись тренинга и материалы.

Вы не пропустите ни одной программы. Не надо регистрироваться, выбирать каждый раз версию участия и регулярно следить за расписанием

  • доступ в закрытый чат “Суперучитель” (после заполнения анкеты, в которой необходимо подтвердить текущий статус педагога)

Если Вы не практикующий педагог, то можете получить все материалы БЕЗ доступа в закрытый чат. Педагоги, участники абонемента ШЭП так же смогут попасть в закрытый чат и участвовать в обсуждениях и во всех ЗАКРЫТЫХ встречах для учителей.

  • базу знаний ШЭП
    В личном кабинете ШЭП уже Вас будут ждать тренинги:
    “Техники эффективного обучения от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я»
    «Мотивация школьника от А до Я». 2.0

А так же 21-дневный тренинг, который позволит снять с себя чужих обезьян, распределить правильно время и задачи, полюбить себя, а так же перестать быть золушкой в своей жизни. Тренинг называется «Убей в себе Золушку, разбуди Спящую Красавицу и живи полной жизнью»

Абонемент в ШЭП (30 программ по 3000 рублей) будет стоить не 90 000 рублей, а 15.000 рублей

Кроме того, на старте, действует дополнительное предложение с 50% скидкой на программу и сейчас База знаний ШЭП + абонемент на получение полных версий всех тренингов ШЭП + участие в закрытом чате с закрытыми эфирами стоит 7500 рублей.

Сейчас вы можете получить абонемент в ШЭП, участие в чате “Суперучитель” + базу знаний всего за 7500 рублей

П.С. Участники КЭП так же могут вступить в ШЭП уже сейчас и получить не закрытые встречи чата, но и полные версии всех тренингов этого учебного года в рамках Школы эффективного педагога.

Ваша библиотека знаний увеличится вдвое: и вы получите не только текущие программы (которые уже есть в личном кабинете), но и все будущие тренинги этого учебного года.

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», - стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова - ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?


Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
- быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
- дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
- рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи , они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы - Иван Николаевич.

Какое имя и отчество у моего отца?

Узнать ответ

Понравилась статья? Поделитесь ей