Контакты

Компьютерная и игровая зависимость подростков. Как уберечь детей от компьютерной зависимости, от онлайн игр

“:

Юля

Здравствуйте! Уважаемый психолог, моему сыну 10 лет. Мы с мужем не можем отучить его от компьютера. Дело в том что мы совершили большую ошибку сами разрешали играть. Раньше ещё года два назад он был совсем другим: бегал, играл, чему-то радовался, теперь же он может играть в игры, часами не евши, пока не заставишь, всё время какой-то хмурый. Сейчас он не играет дня 4 поведение стало не выносимое, наслушается, все делает назло, доходит до скандалов, закатывает истерики, очень плохо разговаривает с нами. Пожалуйста, посоветуйте, как его отучить, пока не поздно. Заранее благодарна за ответ.

Татьяна Егорова

Добрый день, Юля!

Такие вещи, как телевизор и компьютер , всегда должны даваться детям в дозированном виде и под строгим контролем родителей . Что касается игр — здесь позиция родителей должна быть вдвойне жестче: строгий отбор и немедленное исключение асоциальных игр , пропагандирующих излишне детализированную трехмерную мрачную виртуальную реальность с элементами жестокости, пролития крови, сексуальности, разврата и независимо от того, есть ли у ребенка зависимость от них или нет.

В вашем случае у мальчика уже сформировалась компьютерная зависимость на фоне увлечения играми. Она часто приравнивается к наркомании или алкоголизму и вытянуть свое чадо из этого болота будет очень сложно. Примите во внимание, что у сына вот-вот наступает подростковый период и если сейчас не предпринять кардинальные меры, в будущем вас ожидают большие проблемы.

Почему дети так сильно увлекаются компьютерными играми? Ведь бывает же, что ребенок изредка поиграет без ущерба для своих школьных, домашних обязанностей... Чтобы понять, откуда возникает эта зависимость, нужно знать, что происходит в душе игромана и какие причины побудили его отдавать все свое время игрушке.

Психологами было подмечено, что создаваемая компьютерными играми виртуальная реальность очень привлекает определенный контингент людей . В их число входят дети, подростки и даже взрослые, которые переживают серьезные психологические проблемы в реальной жизни. Часто у них возникают сложности в общении с друзьями, они ощущают свое одиночество и пустоту в душе, им не комфортен реальный мир с его настоящими проблемами, которые нужно решать, преодолевая свою робость, страх . Зато в играх всегда можно запросто решить проблемы с помощью силовых методов, а если не получилось — в запасе всегда несколько жизней... И никто не ругает тщедушного мальчика.

Вы знаете, у детей и подростков, не сумевших найти смысл в жизни, очень быстро происходит переориентация на виртуальную жизнь . Теряется ощущение времени, собственные проблемы отходят на второй план, а перед ними — мир из немногих полутонов, порой жуткий но и... такой понятный и привлекательный. Как правило, во всех играх искусственно задается некий алгоритм достижения успеха, т.е. не ребенок учится просчитывать свои решения, планы и действия — за него делает бездушная машина. Она программирует на определенные действия. И к сожалению, смысл всех этих действий заключается в устранении противников (расстрел, драки, море крови и жуткого вида гоблины, не содержащие в себе ничего человеческого... а если в игре и стоят парни и девушки, то чаще всего они одеты вызывающе-пугающе и нацелены на истребление остального живого ради достижения собственной цели).

Есть, правда и другие игры, но ни одна не пользуется такой популярностью, как трехмерная виртуальная реальность с возможностью действовать в облике героя .

Ребенок, вживаясь в образ, невольно подчиняется характеру конкретного героя. И вряд ли вы найдете в нем доброту, участие, сочувствие и стремление помочь любыми средствами, кроме насилия и оружия. Большинство игр учат, что проблемы можно решить только с помощью грубости и силы. Иначе тебя попросту вышибут. И всех уровней жизней не хватит.

И что печально, зависимость, постоянно подпитываемая регулярными играми, отражается на психике ребенка. Он становится похожим на персонажей своих игр по психологическим качествам. Возрастает грубость, нетерпимость, несдержанность, неуважение к старшим, неумение находить компромисс в сложных ситуациях . При отсутствии силы воли ухудшается общее поведение. Начинаются проблемы в отношениях с родителями, с учителями и сверстниками, не разделяющими эту увлеченность. Неудивительно, что ребенок либо замыкается в себе, либо находит сомнительных дружков, страдающих той же психологической болезнью — игроманией .

Что теперь делать?

Юля, я подробно расписала причины возникновения зависимости для того, чтобы вы увидели, в каком направлении вам нужно двигаться. Сейчас у вас нет контакта с сыном, вы потеряли эту ниточку, которая ранее связывала его с вами. Ваш ребенок, вероятнее всего, страдает в глубине души и, возможно, понимает, что слишком увлекается играми. Но он самостоятельно справиться со своим пристрастием не может . Ему нужна активная поддержка семьи. Даже при его сопротивлении, слезах, мольбах и уверениях, что «больше не повторится, поиграю хоть немножко» — семья должна его поддержать, но не разрешать играть ни при каких условиях и пытаться переключать на другие виды занятий . Сейчас, пока ему 10 лет, это еще возможно.

Игровую зависимость , как впрочем и алкогольную и наркотическую нельзя устранить путем ограничения времени увлечением . Проблема решается довольно жестко — полным исключением . Вам нужно убрать все игры из компьютера, все диски с играми, возможно и сам компьютер, если, кроме ребенка, им никто не пользуется. Здесь компромиссов быть не должно.

На первых порах вам будет очень сложно. Страдающий зависимостью, ребенок будет отвратительно себя вести дома, стараясь досадить всем остальным членам семьи, пытаться найти свой «наркотик» у своих сомнительных дружков или пропадать в компьютерных клубах. Просто перетерпите этот период спокойно. Будьте открыты для общения. скажите, что вы хорошо его понимаете и делаете для его же блага. Подумайте, какие могут быть у него проблемы (одиночество, отсутствие друзей, нет признания со стороны сверстников, непопулярность в своей среде и т.д.) и помогите ребенку их решить. Покажите, что из любого положения можно найти выход. Поднимайте самооценку, внушайте уверенность, что он справится со своими трудностями.

Наряду с исключением игр вам придется хорошо продумать распорядок дня ребенка , чтобы у него не было свободных часов на пустое времяпровождение. Все это зависит только от вас, родителей. Поэтому ищите варианты альтернативного увлечения , подумайте, в какую секцию записать ребенка, воодушевляйте на спортивные подвиги, поощряйте быть мужественным. Ведь для мальчика быть слабаком — нет ничего оскорбительнее. И все ребята стараются стать сильнее. Вот уж какими методами — это другой вопрос.

Если компьютер невозможно убрать и он нужен как рабочий инструмент для мужа или для вас, — подумайте, какими развивающими программами вы можете заинтересовать своего сына. Приобщите его, к примеру, к веб-дизайну, найдите обучающие курсы — в Сети и в магазинах этого добра полно. Пусть ваш сын выберет что-то по душе. И компьютер рядом и любимое дело. Очень скоро он войдет во вкус нового и полезного увлечения. Покажите ему, что на основе каких-то конкретных компьютерных умений можно хорошо зарабатывать . Тот же веб-дизайнер, программист, иллюстратор, флешер и т.п.

У вас еще есть надежда на улучшение ситуации. Действуйте сейчас сообща с мужем и вы сбережете немало нервных клеток в будущем. Искреннее желаю успеха.

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях…

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Виды компьютерной зависимости у ребенка, видео – врага необходимо знать в лицо!

Известно две формы компьютерной зависимости (основные) :

  • Сетеголизм — форма зависимости от самого интернета. Кто такой сетеголик? Это человек, не представляющий себя без выхода в Сеть. В виртуальных мирах он проводит от 10 до 14 (а то и больше) часов в сутки. Чем заниматься в интернете – для них значения не имеет. Соцсети, чаты, музыка, знакомства – одно перетекает в другое. Такие люди обычно неряшливы, эмоционально неустойчивы. Они постоянно проверяют почту, с нетерпением ждут следующего выхода в Сеть, с каждым днем все меньше времени отдают реальному миру, без сожаления тратят в Сети реальные деньги на виртуальные иллюзорные «радости».
  • Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Ее можно, в свою очередь, разделить на два вида: ролевые и неролевые игры. В первом случае человек полностью отрывается от реальности, во втором целью является набор очков, азарт, выигрыш.

10 признаков компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?

Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы признаки подобной зависимости у ребенка?

  • Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
  • Ребенок игнорирует все дела по дому , включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
  • Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
  • Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной .
  • Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон .

  • Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
  • Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
  • Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
  • Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
  • Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете , а любые ваши вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.

Вред компьютера для детей – возможные физические и психические отклонения у зависимого от компьютера ребенка.

Психика и физическое здоровье ребенка намного более слабые и «шаткие», чем у взрослых. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания родителей к этому вопросу, может стать очень серьезным. Чем же конкретно опасен компьютер для ребенка? Мнение специалистов…

  • Излучение электромагнитных волн . Для детей вред излучения вдвойне опаснее – в «перспективе» любимый ноутбук может аукнуться эндокринными заболеваниями, нарушениями в работе мозга, постепенным снижением иммунитета и даже онкологией.

  • Психическое перенапряжение. Обратите внимание на свое чадо в момент его полного погружения в виртуальный мир – ребенок никого не слышит и не видит, обо всем забывает, напряжен до предела. Психика ребенка в этот момент подвергается сильному стрессу.
  • Духовный вред. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек соответственно той информации, которую малыш впитывает извне. А «извне», в данном случае – интернет. И редкий случай, когда ребенок использует ноутбук для самообразования, прочесывания развивающих игр и чтения книг. Как правило, внимание ребенка сосредоточено на той информации, от которой мама с папой в реальной жизни его отгораживают. Безнравственность, выползающая из интернета, крепко обосновывается в сознании ребенка.
  • Зависимость от интернета и компьютерных игр вытесняет потребность в чтении книг. Падает уровень образованности, грамотности, кругозор ограничен играми, форумами, соцсетями и сокращенными версиями книг из школьной программы. Ребенок перестает думать, потому что необходимости в этом нет – все можно найти в Сети, там же проверить орфографию, там же решить задачи.

  • Теряется потребность в общении. Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи лайков под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
  • При замене реального мира на виртуальный ребенок теряет способность общаться с людьми. В Сети он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится обособленно, не способен наладить контакт со сверстниками. Все традиционные моральные ценности теряют свою значимость, и им на замену приходят «олбанский язык», сетевая безнаказанность, низменность желаний и ноль стремлений. Еще опаснее, когда на сознание ребенка начинает влиять информация с ресурсов порнографического характера, сектантского, ритуального, нацистского и пр.

  • Катастрофически быстро портится зрение. Даже при хорошем дорогом мониторе. Сначала боль в глазах и краснота, потом снижение зрения, двоение в глазах, синдром сухого глаза и более серьезные заболевания глаз.
  • Малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья – одна из самых «популярных» проблем у зависимых от ПК людей. Ее признаки – сильные боли в районе запястья.
  • Повышается утомляемость, растет раздражительность и агрессивность, снижается сопротивляемость организма заболеваниям.

  • Появляются головные боли, нарушается сон, головокружение и потемнение в глазах становятся чуть ли не нормой из-за своей частоты.
  • Возникают проблемы с сосудами. Что особенно чревато последствиями для детей с ВСД.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к плохому кровоснабжению мозга и его кислородному голоданию. Как следствие – мигрени, апатия, рассеянность, полуобморочные состояния и пр.
  • Образ жизни ребенка, постоянно просиживающего за компьютером, изменить впоследствии будет очень сложно. Не только спорт – даже обычная прогулка на свежем воздухе, необходимая юному организму, отвергается в угоду мировой паутины. Снижается аппетит, замедляется рост, возникают проблемы с массой тела.

Конечно, компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учебе. Но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем родителей и строго по времени. Учите ребенка черпать информацию в книгах и научных фильмах, во внешнем мире. И учите его получать удовольствие от жизни, чтобы не было необходимости искать это удовольствие в интернете.

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

В 2014 году граждане России подали свыше 139 тысяч обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тысяч записей были признаны опасными и удалены из сети. Заблокирован доступ к шести тысячам опасных интернет-ресурсов. Однако, существуют игры, которые устанавливаются непосредственно на компьютер, и которые также несут вред психике и здоровью ребенка. Кроме того, само постоянное «зависание» за компьютером характеризуется как зависимость. Как же заметить, что ваш ребенок становится зависимым? И какие игры для него полезны, а какие опасны?

В каком возрасте знакомить ребенка с компьютером

Компьютерные игры, как, впрочем, и все остальное в жизни, имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Анна Ларкина, старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского", рассказала о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста:
5 - 6 лет. Знакомство с консолями

К 5 - 6 годам можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation-3 и 4, портативные PS Vita и Nintendo ds/3ds.

Они больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребенком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьей.

Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски - "Сорванец") на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.

На Wii, Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьей. А Wii Sport Club - это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.

После 6 лет. Персональный компьютер

Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет-сайты по разным тематикам.

Какие игры полезны, а какие вредны

Игра

Диски с играми, которые продаются в магазинах, маркируются специальными знаками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано: "Обучающая игра", например Let’s learn English. Существует много игр, в которых игровой процесс построен так, что нужно включать мозги.

Есть игры, которые учат писать, читать, считать, знакомят с природой, животным миром, географией. Есть игры, в которых можно собирать пазлы, игры на развитие внимания у ребенка. Развивающих игр много. Их можно купить в магазинах или через интернет.

Жанры

На игровых сайтах обычно есть специальный раздел "Игры для детей". Для маленьких лучше головоломки, пазлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры (стрелялки), файтинги (драки) и слэшеры (истребление противников) вряд ли подойдут ребенку до 16 лет.

MMORPG? Ни в коем случае!

MMORPG - массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. К этому жанру относятся такие игры, как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, прокачку своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.

Что еще в черном списке?

Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а еще и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt-2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.

Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Например, Pinumbra - здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором.

Как избежать игромании

Сформируйте у ребенка установку: компьютер - не игрушка, а инструмент для работы (детской работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты - музеи, выставки, концерты, страны и т. д.).

Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.

Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, в отпуске больше времени проводите с ребенком. И, главное, найдите интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все что угодно - запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.

Вас должно насторожить, если:

Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
Идентифицирует себя с игровым персонажем.
Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой наркоман проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъес­тественных способностей).

Как преодолеть зависимость от компьютерных игр

Почему ребенок становится зависимым от компьютерных игр и вообще от интернета, объясняет психолог Надежда Теплякова:

— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.

- Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?

Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».

- Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

- Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

- Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.

Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.

- Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.

Увлеченность на стадии освоения - ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир - виртуальный.

Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое).

Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.

- Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?

Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры.

Еще один признак - негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером.

Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.

- Как ведет себя ребенок на третьей стадии?

Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.

- Каков главный совет родителям?

На первом месте - родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Но, тем не менее, родители продолжают бить тревогу. Вот одно из писем:

Всё было хорошо, но в конце года в октябре у меня заболел сын (студент 5 курса). Нервный срыв, компьтерная зависимость, сейчас лежит в психодиспансере. Там не лечат, а колят какие лекарства и убивают человека. Домой забирали сына, но справиться с ним не можем, он убегает из дома.
Сейчас не знаем с мужем, как жить дальше, как совмещать работу и следить за больным? С такой болезнью столкнулись впервые.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, И КАКОВО ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН ИГР НА ПОДРОСТКОВ?

В научном сообществе по сей день не утихают споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет. Большинство специалистов абсолютно за, что совершенно не удивительно. Игры по сети в последнее время захватили умы человечеста. Пользователей одной только знаменитой виртуальной игры MMORPG «World of Warcraft» уже более 4 миллионов человек в мире, причем это только люди, играющие на официальных серверах. Что же касается геймеров, использующих пиратские серверы, то их, пожалуй, еще больше. А ведь многие играют параллельно сразу в несколько онлайн игр, ежедневно часами просиживая за компьютерными играми. В чем же заключается опасность это невинного на первый взгляд развлечения?

Оно затягивает, у человека развивается игровая зависимость. Игроки забывают обо всем: забывают есть, спать, об обязанностях перед близкими, о детях. Взрослые игроманы теряют работу, поскольку оказываются не в силах прервать игровой процесс, чтобы пойти на работу, теряют семьи, поскольку виртуальный мир для них становится не менее реальным, чем настоящий. Но особенно пагубно влияние онлайн игр на подростков: студентов массово отчисляют из престижных вузов, за то, что они не приходят на экзамены – им некогда, они целой группой убивают монстра, не смея «подвести других», из отличников дети становятся двоечниками. За большие и вполне реальные деньги игроки приобретают виртуальные предметы друг у друга, «необходимые» в игре.

Чтобы «прокачать» своего виртуального героя они тысячами отправляют деньги на сервера, предоставляющие онлайн игры. Начинают выпрашивать, а потом и воровать средства, у родителей для начала. Очень хорошо, если человеку удастся вовремя опомниться и прекратить этот бесконечный игровой марафон. А если нет, если не сможет избавиться от зависимости от компьютерных игр? Куда его заведет игромания, во что выльется?

Чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д.

Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Итак, признаки интернет-зависимости у подростков таковы:

Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;
Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;
Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;
Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Как избавиться от игровой компьютерной зависимости?

Инструкция

1. Для успешного избавления от компьютерной зависимости необходимо осознание самим человеком наличия проблемы. Поэтому приготовьтесь к долгим беседам. Не стоит терять терпение, если ребенок не идет на контакт. У человека, страдающего подобной зависимостью, резко возрастает агрессия и неприятие окружающего мира. Поэтому обратитесь за помощью к психологу. Или психотерапевту.

2. Возможно, специалисту будет проще вызвать подростка на откровенный разговор. Для успешного лечения разберитесь, почему зависимость возникла. Что вы о нем знаете? Очень часто ребенок погружается в компьютерные игры, страдая от одиночества. У него нет друзей, родители уделяют мало внимания. Реальный мир представляется сплошным негативом, и подросток ищет спасения в играх.

3. Оградите ребенка от возникновения стрессовых ситуаций. Это касается и вашего общения. Не требуйте невозможного, ваш ребенок болен и не сможет излечиться за один день. Для возвращения подростка к реальности, попытайтесь донести до него, что в этой жизни много положительных сторон.

4. Не пренебрегайте психологической помощью. Занятия в тренинговых группах помогут подростку наладить общение со сверстниками. Также после прохождения курса лечения, повысится самооценка, и, возможно, появятся новые увлечения.

5. Вспомните, до того как зависнуть перед монитором, ваш ребенок имел какие-то увлечения? Было бы неплохо, если бы вы предоставили ему возможность продолжить любимые занятия. Это могут быть любые виды спорта, танцы, пение, походы на байдарках или пейнтбол.

6. Ни в коем случае не отключайте интернет. Если подросток еще не готов к лечению, вы спровоцируете приступ агрессии, который может закончиться плачевно. Нередки уходы из дома и попытки суицида. Если ребенок уже проходит лечение под наблюдением психолога, лишение интернета может спровоцировать новый виток болезни. Подросток снова замкнется в себе, и вызвать его на откровенность будет сложнее.

Понравилась статья? Поделитесь ей