Контакты

Как справиться со стрессом после ДТП: советы психологов. Психологическая помощь после дтп

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий - до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя на суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя - многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня » с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», - делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми - ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», - говорит эксперт.

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию - вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх - естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма - чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы - говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается - то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Экстремальные события, воздействующие на психику человека, вызывают у него травматический стресс, психологические последствия которого могут выразиться в посттравматическом стрессовом расстройстве.

Посттравматическое стрессовое расстройство — отсроченная реакция на стрессовое событие. Это тревожное расстройство, может сочетаться с депрессией и химическими зависимостями.

Пострадавший после трагического события заново переживает случившееся: это и навязчивые воспоминания, мысли и ночные кошмары. Страх кошмаров вызывает бессонницу. Естественно, что человек с посттравматическим стрессовым расстройством не хочет вспоминать подробности случившегося, у него появляется желание забыть, вычеркнуть мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии. Пострадавший становится эмоционально нестабильным: слёзы сменяются вспышками гнева. Ещё один симптом посттравматического стрессового расстройства — сверхбдительность. Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях.

Помощь в преодолении последствий стресса после катастрофы (аварии)

Для полного избавления от посттравматического стрессового расстройства необходима помощь специалиста. Однако вы можете помочь себе и другим ослабить нежелательные реакции.

Лучшее лекарство — приятные эмоции. Балуйте себе деликатесами, больше гуляйте, ходите в сауну или просто полежите в тёплой ванне, даже через «не хочу». Занимайтесь физкультурой, стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уделять здоровью больше времени, чем прежде. Чаще находитесь среди людей. Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и могут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важны откровенные разговоры по душам.

Если пострадал ваш близкий человек, постарайтесь создать условия для задушевного разговора. Это необходимо, чтобы дать его негативным чувствам и переживаниям выйти наружу. Но не давите на человека, если он против. Главное — не отталкивайте пострадавшего, даже если он отталкивает вас. Продолжайте оказывать ему поддержку и выражать свою любовь.

Если симптомы посттравматического стрессового расстройства не проходят, не стесняйтесь обратиться к психологу. Вот признаки того, что вам или близкому человеку нужна помощь профессионала:

У детей также может быть посттравматическое стрессовое расстройство в результате катастрофы, насилия, смерти родителей и прочих трагических событий. Его признаки: беспокойство, агрессия, страхи (в том числе и страх одиночества), замкнутость, плаксивость, пугливость. Вы кое-что можете сделать для своего малыша.

Разговаривая с ребёнком, сообщайте ему только достоверную информацию.

Говорите с ним о ваших чувствах.

Ребёнку важно знать, что он не один. Не забывайте говорить ему об этом.

Дотрагивайтесь до него, обнимайте как можно чаще. Телесный контакт позволит ему почувствовать вашу любовь.

Не жалейте времени, чтобы побеседовать, поиграть с ребёнком, уложить его спать.

Наблюдайте за ним (очень важно заметить у него негативные проявления). Часто именно в игре ребёнок проявляет свои чувства.

Способствуйте занятиям, которые помогают снять напряжение (игры с водой, песком, глиной, лепка из пластилина, рисование).

Помните, если ребёнок расстроен, необходимо дать ему возможность побыть грустным или поплакать. Это нормально.

Все данные здесь советы достаточно просты. Но чаще всего люди, с которыми произошло несчастье, или свидетели аварии замыкаются в себе. Даже члены одной семьи не могут найти силы для разговора, а ведь это шаг к улучшению ситуации. В результате каждый переживает случившееся сам с собой, между людьми появляется отчуждение. Каждый в одиночку пытается бороться со своими стрессами. Совет психолога: общайтесь, проговаривайте друг с другом чувства и переживания.

www.medaccidents.ru

Урок по психологии «Жизнь после аварии!»

Урок по психологии для учащихся среднего и старшего звена школы.

Цель: познакомить учащихся с причинами ДТП (дорожно транспортными происшествиями); дать психологическое описание посттравматического состояния и познакомить с основными способами борьбы со стрессом.

Современный человек постоянно живёт на грани стресса – сомнений в этом ни у кого не возникает. Только подумайте: скверная экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все – взрослые и дети, нищие и олигархи, политики и рядовые труженики. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил в сердцах: „Ах, это был такой стресс для меня!“ Термин „стресс“ стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Сев впервые за руль автомобиля. Вам, наверное, кажется, что вождению научиться невозможно. Затем, пройдет время, и Вы научитесь, одной рукой держась за руль, слушая при этом радио болтать с сидящим рядом соседом. Бесспорно, что большинство людей, как правило, не попадают в ДТП ни как пешеходы, ни как водители. Но бывают случаи, когда ДТП становиться неизбежным и тогда, это тяжелое физическое и морально-психологическое испытание для человека.

Дорожная авария, безусловно, сопровождается душевной травмой, приводящей к негативным последствиям. Какой бы интенсивности она ни была, нарушено чувство безопасности и может развиться болезненное состояние – состояние стресса или посттравматический синдром.

Существует несколько критериев оценки наличия травмы: отрицание происшедшего, угнетение жизненной активности, дезорганизация деятельности, ярко выраженные страх, тревога, плач, обвинение. Постепенно эмоции сменяются реакцией критики самого себя, болезненным осознанием неотвратимости происшедшего и самобичеванием. Это состояние иногда называют “Черной дырой”, и это тяжелая ноша, которую носит в своем сердце и мыслях человек.

Стресс – это жизнь, которая позволяет человеку полноценно функционировать и развиваться. Однако в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.

  • Если Вы или Ваши близкие попали в стрессовую ситуацию, прежде всего, обратитесь в медицинское учреждение для обследования.
  • И главное! Будьте внимательны и чутки. Если с вашим близким человеком случилась беда, будьте рядом, поддержите его в трудную минуту.
  • Вы можете оценить, каким человек был до происшествия, и каков он сейчас. Не оставляйте без внимания происходящие изменения. Для человека попавшего в стрессовое состояние очень трудно относиться критично к своему состоянию. Ваша забота и Ваше внимание помогут вовремя прибегнуть к профессиональной помощи. Ведь, чем раньше оказана помощь, тем меньше времени потребуется на психологическую реабилитацию.
  • Автомобильный транспорт – самый опасный транспорт. Именно на его долю приходится львиная доля транспортных потерь. Наиболее вероятна гибель водителя либо пассажиров в результате дорожно-транспортного происшествия, в меньшей степени при захвате машины злоумышленниками и пожаре.

    1-й УЧЕНИК: Статистика ГИБДД утверждает, что главными причинами аварий на дорогах являются:

    1. Нарушение правил дорожного движения . Это понятно: никто никому у нас дороги не уступает, перед знаками, когда поблизости нет милиционера, не стоит, а, напротив, как можно быстрее проскакивает, желтый цвет светофора истолковывает как уже почти зеленый и пр.

    • Как же при такой дорожной дисциплине уберечься от ДТП?
    • И что здесь оригинального посоветовать водителям?
    • Советую не нарушать. По крайней мере, хотя бы тогда, когда вы едете не один. Сын за лихачества отца не ответчик. Равно как дочь, жена, родственники или просто знакомые. С этим даже жестокосердный генералиссимус формально соглашался. Не берите грех на душу.

      Пример: А вдруг вы уцелеете, и тогда вам придется присутствовать на похоронах, непосредственным виновником которых вы явились. Я знал историю об одном таком отце, который, нарушив пустячное правило, угробил все свое семейство. А сам выжил? Но умер сразу после похорон. Добровольно.

      2. Превышение скорости.

      И какой русский не любит быстрой езды? Только тот, у кого в личном владении «Москвич» шестидесятого года выпуска.

      – Как с этим можно бороться? Увещеваниями? Призывами? Не поможет.

      Разве только так, как в Европе, – неотвратимостью наказания. Скажем, мчитесь вы ранним утром по пустому, как лунная поверхность, шоссе со скоростью, на пять км/час превышающей разрешенную. Ни полицейских вокруг, ни других машин. Вообще никого нет! Тишь да гладь. Приезжаете куда надо, а через неделю получаете квитанцию с выписанным по всем правилам штрафом. Оказывается, на ограничительном знаке был присобачен измеритель скорости с присоединенным к нему фотоаппаратом, который фиксирует номерные знаки проштрафившихся машин. И, будьте любезны, в кассу! И идут, и несут законопослушные немцы свои кровные марочки. Чтобы права не потерять.

      – Действенно? Оттого и ездят наши западные соседи даже на стерильно пустом шоссе строго с разрешенной скоростью. Потому что не знают, на каком придорожном столбе тот автоматический доносчик притаился.

      МОГУТ быть примеры детей:

    1. Из других способов усмирения шоферской прыти, по крайней мере, внутри городских кварталов, нашим властям можно было бы позаимствовать дороги с искусственно сооруженными горками, на которых быстрее 60 км/час не разгонишься, нарисованные на асфальте «елочки», от которых у водителей в глазах рябит, картонные, впрочем, очень похожие на оригиналы манекены постовых и тому подобные западные изобретения.
    2. Жильцам домов, озабоченным превышением скорости машин на участке, где дорогу переходят их дети, я рекомендовала бы не орать нехорошие слова вдогонку проходящим машинам, а написать коллективную «телегу» в районную ГИБДД с просьбой установить в этом месте ограничительные знаки. Или даже светофор. И записать пару номеров машин, которые эти знаки игнорируют.
    3. Женам водителей лихачей, сидящим на пассажирском сиденье, я советовала бы ограничивать их спортивный пыл. Чтобы не подставлять под удар себя и в первую очередь своих детей. Потому что если погибнут одновременно и муж, и жена, то дети отправятся жить в детский дом!
    4. Водителям лихачам мне сказать нечего. Кроме одного: лучше медленно ехать на машине, чем неподвижно лежать в гробу. Или «париться на нарах», совершив наезд на пешехода.

    3 . Следующая из причин ДТП – управление автомобилем в нетрезвом виде . Здесь без комментариев. С этим злом наш народ бороться не научился. Это проблема не автомобильная.

    4. Плохие дороги. Здесь тоже без комментариев. От плохих дорог мы не избавимся, пока не разрешим вторую, чисто русскую беду. Я о тех, кто выделяет средства на ремонт содержание этих дорог.

    5. Неисправности машин . Если детализировать, то более всего аварий случается из-за неисправных тормозов, далее следует рулевое управление и замыкают тройку лидеров колеса и шины. Выпустить или не выпустить неисправную машину на дорогу зависит от технических комиссий ГИБДД, от самого автовладельца и от его ближних родственников. Им этот вопрос и решать в зависимости от того, насколько им дорога их и чужая жизнь.

    6. Прочие причины аварий, такие, как столкновение с животными, попадание в машину молний, метеоритов и отработанных ступеней ракет, крайне маловероятны и в официальной статистике Госавтоинспекции не отражены.

    Но есть еще очень красноречивые цифры, полученные в результате деления всего числа аварий на их причину. Так вот, состояние дорог и плохая погода «виновны» в 4% аварий. Плохие автомобили в 11%. А остальные 85% на совести водителей!

    То есть из этого следует, что самое опасное явление на дороге – это человек за рулем.

    2-й УЧЕНИК: Предупрежден – значит вооружен. Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил.

    Эти известные истины прекрасно относятся и к вождению автомобиля. Основные причины аварий всегда одни и те же и статистика по ним известна. Хоть знание этих причин и не гарантирует вам безопасное вождение, но позволит быть готовым к похожим ситуациям и принять правильное решение в случае их возникновения.

    Основная масса ДТП происходит в часы пик, в праздники, в конце недели, когда все стремятся за город. Соответственно если есть возможность воздержаться от выезда на трассу в это время – лучше так и поступить, поскольку вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие возрастает.

    85% всех ДТП происходят из-за водителя и его физического и психологического состояния, поэтому перед поездкой рекомендуется хорошо отдохнуть. Из оставшихся 15% всего 11 приходятся на происшествия из-за неисправности автомобиля, и всего лишь в 4% ДТП виноваты погодные условия или состояние дороги.

    3-й УЧЕНИК: При травматическом стрессе выделяют три группы проявлений психологической травмы. Это:

  • Повторные переживания. Прошлое не отпускает, неотступно возвращаются картины аварии, постоянные мысли о том, “что было”. Повторяющиеся кошмарные сны. Эти “непрошеные” воспоминания могут длиться от нескольких секунд или минут до нескольких часов.
  • Избегание . Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, старается не попадать в ситуации, которые могли бы напомнить или вызвать эти воспоминания. Он упорно избегает мыслей и разговоров об аварии. Вырастает отчуждение от друзей и близких – “им меня не понять”. Возникает депрессия. Человек начинает чувствовать себя никчемным и отвергнутым. У него развивается неуверенность в себе. Отчаяние, отсутствие смысла жизни, апатия – вот то, что испытывает человек. Часто появляется чувство вины, “Я виноват в том, что не сделал: не спас, не помог, не предугадал”. Нередко возрастает агрессивность, нередко направленная на себя.
  • Повышенная активность . Она проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, взрывных реакциях. Необоснованном и повышенном контроле за происходящим вокруг. Переживаемые в таких ситуациях чувства (тревога, беспомощность, стыд, печаль, гнев) отрицательно влияют на человека, делая его уязвимым.
  • ПСИХОЛОГ: Стресс – сам по себе не зло и не болезнь (хотя в своих крайних проявлениях может привести к ним), подобно тому, как высокая температура является лишь следствием какого-либо воспалительного процесса и сигналом того, что организм с ним борется. Стресс следует расценивать как важнейший адаптационный механизм, позволяющий живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, сконцентрироваться, напрячь все свои силы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации. Без него первое же препятствие стало бы для организма гибельным. Более того, ни одно существо, будь то муравей, птичка или слон, не обходится без стресса. Его испытывает дерево, выросшее в расселине скалы, и лань, бегущая от хищника, ребёнок, на мгновение потерявший маму из вида, и целая страна в лихую годину. Каждый день мы подвергаемся воздействию мелких стрессов, заставляющих нас поминутно решать житейские проблемы. Опоздал на работу, огрызнулся начальник, сын схватил двойку, сломался каблук, даже неожиданный дождь может в отсутствие зонтика обернуться стрессом. И так изо дня в день „закаляется сталь“ нашего характера, мы учимся спокойнее реагировать на мелочи, трезво оценивать возникающие проблемы и планомерно их решать, строить взаимоотношения с людьми и в конечном счёте сохранять своё внутреннее пространство.

    Нередко люди не только не пытаются избежать стресса, но и сами кидаются ему навстречу в поисках новых впечатлений и ощущений, живут на грани, хмелея от бурления адреналина в крови – штурмуют горы и спускаются в морские глубины, пускаются в опасные авантюры и играют в азартные игры. Кстати, пристрастие многих к фильмам ужасов и боевикам – не что иное, как тяга к безопасному стрессу: страсти кипят, но только на экране. Таким образом, стресс зачастую превращается в потребность.

    Если вдуматься, каждый прожитый нами день – это череда мелких стрессовых ситуаций; некоторые из них не лишены приятности, другие проходят почти незамеченными, третьи оставляют неприятный осадок. Опыт преодоления неприятностей позволяет сделать простой, но важный вывод: безвыходных ситуаций практически не бывает, жизнь всегда оставляет возможность справиться с неприятностями – надо только найти её. Как бы то ни было, наше существование складывается из мелких и больших затруднений. И силы накапливаются по мере того, как мы находим пути их преодоления. А если вдруг у вас нет стресса – значит, вы умерли.

    Основные способы борьбы со стрессом

    Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

    Несколько способов, с помощью, которых можно существенно повлиять на свое душевное состояние в лучшую сторону:

  • Вспомните о хорошем.
  • Дайте отдых мозгу. «Дать маленький отдых голове – это очень хороший способ устранить стресс или справиться с ним», – говорит д-р Роналд Натан. «Представьте себя лежащим на теплом песке на пляже, прохладный ветер дует с океана, волны спокойно плещутся о берег. Поразительно, как это может вас расслабить».
  • Самовнушение. «У вас должен быть наготове список предложений, которые вы можете повторять, когда чувствуете себя подавленным. Они не должны быть сложными. Поможет простое повторение самому себе: «Я могу с этим справиться» или «Я знаю об этом больше, чем кто-либо здесь». Это отвлечет вас от животного рефлекса на стресс – частого дыхания, холодных рук – и переключит на разумную ответную реакцию. Разум – это та ваша часть, которая действительно может справиться со стрессом. Результат? Вы успокаиваетесь.
  • Считайте до десяти. Простой отказ немедленно реагировать на проблему может помочь избежать стрессового состояния». Что вам дает такая пауза – так это чувство контроля. Контролировать себя – значит быть менее подверженным стрессу, чем в неконтролируемом состоянии. Возьмите себе за правило быстро расслабляться во время этой паузы.
  • Отвлекитесь. Если вы на минуточку поглядите через окно вдаль – в сторону от проблемы, которая вызывает стресс, глаза расслабляются, а если расслабляются глаза, то и у вас появляется тенденция к расслаблению.
  • Сделайте несколько глубоких вдохов. Дыхание животом – старый и полезный трюк для приглушения беспокойства и нервозности. «Основная идея заключается в том, чтобы действовать спокойно, быть спокойным. Когда вы испытываете стресс, ваш пульс ускоряется и вы начинаете очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно – значит убедить организм, что стресс проходит, независимо от того, прошел он или нет. Дышать надо животом, чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.
  • Кричите или плачьте. Крик или плач может дать освобождение от эмоций, вызывающих стресс.
  • Потянитесь. В сущности, все, что мы чувствуем, имеет физическое выражение. Многие из нас отвечают на стресс мышечным напряжением. В идеале мы предпочитаем устранить причину стресса, но растягивание мышц, по меньшей мере, уменьшает ощущение стресса – мышцы расслабляются, и мы чувствуем себя менее напряженными. А притом, что часто мы ничего не можем сделать с причиной стресса, это очень важно.
  • Массируйте мышцы-мишени. У большинства из нас есть особые мышцы, которые при стрессе затвердевают. Обычно это мышцы сзади на шее и в верхней части спины; массируйте их пару минут каждый раз, когда чувствуете напряжение.
  • Надавите на виски. Массируя нервы на висках, вы расслабляете определенные мышцы, главным образом на шее.
  • Откройте рот и вращайте челюстью слева направо. Люди в напряжении обычно стискивают зубы. Откройте рот и вращайте нижней челюстью, чтобы расслабить эти мышцы, а если они расслабятся, уменьшится чувство напряжения.
  • Полностью расслабьтесь. Простой способ, называемый прогрессивной релаксацией, может вызвать немедленное и резкое уменьшение чувства стресса благодаря ослаблению физического напряжения.
  • Начиная с макушки или с кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите несколько секунд, затем дайте расслабиться. Поработайте таким образом последовательно со всеми основными частями тела – ногами, грудью и руками, головой, шеей, – а затем наслаждайтесь чувством облегчения, которое это дает.
  • Примите горячую ванну. Горячая вода снимает стресс. Когда мы напряжены и беспокойны, ток крови к конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию, давая понять организму, что он в безопасности и что хорошо бы расслабиться. Холодная вода оказывает противоположное действие, отводя кровь от конечностей. Результат: напряжение увеличивается.
  • Можно подержать руки под струёй горячей воды, бегущей из-под крана, до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит.
  • Подвигайтесь. Регулярные упражнения безусловно повышают выносливость, которая поможет любому человеку бороться со стрессом. Но и просто прогулка может помочь вам сбросить часть напряжения после трудной деловой встречи или семейной перебранки.
  • Слушайте успокаивающую магнитофонную запись. Релаксация – это состояние, противоположное напряжению, противоядие стрессу. Настройтесь на музыку. Релаксационные кассеты помогают, но это не единственное средство.
  • Запустить релаксацию:

    Основной вывод можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

    Список использованной литературы:

  • В. Вебер. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте» / Под общей редакцией В. Кагана и Е. Креславского. – СПб., 1998.
  • «Руководство по телефонному консультированию». М, 1994.
  • «Стресс жизни» (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”. Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.
  • «Психотерапевтическая энциклопедия». СПб, 1998.
  • Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор. “Введение в нейролингвистическое программирование (Новейшая психология личного мастерства)».
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Депрессия после аварии

    Вопрос психологу

    Спрашивает: Андрей, лет

    Ответы психологов

    Парюгина Оксана Владимировна

    Начну с того, что ступор — это нормальное состояние после стрессовой ситуации. Так организм ограждает вас от возможных последствий стресса. В сам момент аварии,произошла мобилизация. А сейчас все эмоции,что называется «догнали» вас, и страх, и стыд и другое.Лучше,если вы обратитесь за очной помощью к психологу,чтобы это состояние не затянулось. Все нормализуется,если вы не будете себя сильно ругать. У всех случаются ошибки. Хорошо, что последствия аварии незначительны. И,конечно, каждый не будет тыкать в вас пальцем по той простой причине, что знает об эой ситуации ограниченное число лиц. Возможно, у вас вообще сейчас трудный период. Ведь чем-то объясняется тот факт, что 15 лет не было аварий, а сейчас произошла. Возможна нужна поддержка.

    Парюгина Оксана Владимировна, психолог Иваново

    Пожалуйста оцените мой ответ!

    Пожалуйста, напишите небольшой отзыв о моем ответе

    Горбашова Светлана Васильевна

    Андрей, то что Вы чувствуете нормально и естественно. Такие события, как аварии и какие-то травмы сталкивают нас с нашей уязвимостью. Даже если нет физических травм. После аварий многие жалуются, что на время теряют чувство защищенности, на чувства страха, печали, подавленности. Иногда могут возникать вспышки злости или раздражения. Это всё нормальные реакции.

    Андрей, Ваше состояние пройдёт. Вы можете помочь себе. Для этого надо помнить, что это пройдёт, не требовать от себя «нормального» самочувствия. Вам надо разрешить себе переживать все чувства, что приходят. И надо выговариваться тому, кому доверяете, и кто готов выслушать. В течение месяца Ваше состояние постепенно стабилизируется.

    Андрей, есть ещё вероятность, что это событие активизировало какие-то давние психологические травмы.Если Вас слишком беспокоит Ваше состояние, обращайтесь к психологу. С уважением,

    // o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t>,a=function(e) /g);for(var t=»»,o=0;o Отправить

    Матвеев Валерий Анатольевич

    Психолог Тольятти Был на сайте: 19 дней назад

    Ответов на сайте: 2531 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 23

    Впервые за 15 лет за рулём попал в аварию

    Но приехав домой навалилась депрессия и вот длится уже почти неделю

    — во-первых, разрушился ваш личный миф о том, что вы идеальный водитель. Обычное дело.

    — во-вторых, вы поняли, что у вас недостаточно ресурсов для преодоления подобных ситуаций. В первую очередь эмоциональных, а, может быть, и материальных.

    — в-третьих, ваше мнение о том, что вы контролируете свою жизнь, себя и ситуацию на дороге разрушилось в одно мгновенье.

    Эти последствия и привели к депрессии, которая возникает обычно как следствие сшибки реальности с иллюзорным представлением о себе и о мире.

    Если вы сможете быстро избавиться от своих иллюзий (с помощью психолога или самостоятельно), то ваша депрессия тут же пройдет.

    Матвеев Валерий Анатольевич Гипноз Самогипноз Психолог Тольятти

    Как пережить стресс после аварии?

    • Борьба со стрессом
    • Психологическая помощь

    Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивались с травматической ситуацией, которая вызвала не только физическую травму, но и стресс. Поэтому все должны знать, как пережить стресс не только с помощью психологов, но и как это сделать самостоятельно. ;Согласно статистике около 80% аварий происходит по вине автотранспорта. Многие водители после аварии обсуждают сложность и стоимость ремонта автомобиля, забывая о психологических травмах. После аварии у человека может возникать чувство страха смерти, чувство угрозы для его жизни, у него могут возникать навязчивые идеи. Если вовремя не обратиться к психологу, то такие расстройства могут привести к серьезным проблемам.

    Бывают случаи, что люди после аварии бояться вообще садиться в транспорт. ;И как победить стресс после ДТП? Многие психологи советуют, как можно быстрее вернуться за руль, или хотя бы для начала нужно ездить на автомобиле рядом с водителем. в этом случае, человек, который попал в аварию снова начнет привыкать к машине, дороге, а только после этого можно пересесть за руль. Не стоит стресс лечить алкоголем или таблетками, в таких случаях могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. ; ; ;Ни в коем случае нельзя корить себя за аварию, особенно, если автомобиль вела девушка беременная. в этом случае нужно как можно быстрее;постараться забыть об этом.

    А как победить стресс и депрессию, могут подсказать не только психологи, но и друзья. Например, человеку, который попал в аварию, достаточно для начала огородиться от критики. ;Лучше перестать общаться с теми людьми, которые будут постоянно напоминать о ДТП. Что же касается родственников, то их можно предупредить, что данная тема на время закрыта и что не стоит ее постоянно обсуждать. Если же в такую ситуацию попадают близкие, то их нужно поддерживать и оказывать психологическую помощь. Это поможет человеку избавиться от страха снова попасть в аварию. Чтобы узнать, как снять напряжение и стресс самостоятельно, можно вставить этот запрос в поисковик и найти статьи об этом.

    Проблема психологической реабилитации водителей после ДТП стоит особняком от остальных вопросов, связанных с дорожным движением. Попал человек в аварию, ему после этого плохо или психологически или физически, а может быть и в том, и в другом смысле. Как ему быть, что ему надо сделать для того, чтобы каждый раз, когда садишься за руль, нервы не лопались от напряжения? Мы все разные. Кого-то может «завести» любой пустяк, косой взгляд, показавшееся резким слово, не говоря уже о настоящем ЧП, к которому можно отнести и дорожно-транспортное происшествие. А кто-то посмотрит на эту проблему философски. Конечно, мы все догадываемся о существовании поставарийного синдрома. Но не уверены в этом на все сто процентов.

    Каждый, кто бывал участником ДТП, а таких подавляющее большинство, может попытаться вспомнить свои ощущения, в первую очередь отрицательные, связанные с этим неприятным событием. Если после ДТП прошло достаточно много времени, скажем, несколько лет, то острота эмоций уменьшается. Психологи склоняются к тому, что неприятные воспоминания имеют тенденцию постепенно вытесняться из сознания. Они, конечно, не исчезают бесследно, просто человек перестаёт их осознавать. Поэтому воспоминания эти перестают быть воспоминаниями, погружаясь в пучину бессознательного. Это естественная защитная реакция. Думаю, что процесс погружения неприятных воспоминаний в подсознание имеет место в той или иной степени у каждого человека. Но вряд ли он выражается в том, что любой человек любое воспоминание о любом неприятном событии рано или поздно загоняет в подсознание. Если бы дело обстояло так, люди не помнили бы ничего плохого из прошлого. Только хорошее, только то, с чем связан позитив и приятные ощущения. В то же время неприятные воспоминания нам нужны не меньше, чем хорошие. Они нужны нам для того, чтобы эффективно познавать этот мир. Неприятные воспоминания могут служить источником бесценного опыта, если дать себе труд тщательно и терпеливо их проанализировать. Отогнав от себя лень и проявляя готовность постоянно учиться и совершенствоваться, мы можем извлечь из неприятных воспоминаний много пользы. Так и водитель, попавший в ДТП, может превратить это неприятное событие в очередную ступень для движения вверх по лестнице профессионального роста. Для этого необходимо тщательно анализировать всё, что, так или иначе связано с конкретным ДТП. Для неопытного водителя ДТП оказывается в большинстве случаев совершенно неожиданным. В противном случае, если бы водитель ожидал какой-то неприятности, то предпринял бы какие-то контрмеры. Часто водитель так никогда и не может разобраться в причинах происшедшего и тем более извлечь из этой ситуации пользу. Помните поговорку: «За одного битого двух небитых дают»? Опыт имеет громадное значение в жизни любого человека и в том числе водителя. «Попал» - подумал, сделал выводы, впредь веду себя так, чтобы в дальнейшем по возможности не наступать на те же грабли. Это самый оптимальный вариант развития событий. Но существуют и другие, не столь приятные возможности.

    К примеру, авария была столь серьёзной, что водитель в результате получил тяжёлые травмы, приведшие к инвалидности. В таком случае гибель водителя (я уж не говорю о том, что пострадать могут и другие участники дорожного движения, пешеходы, пассажиры или другие водители) может оказаться не самым страшным исходом. Вспомним ДТП на Минской улице осенью этого года, когда пьяный водитель сбил людей на остановке. Мне знакомы водители, сбивавшие пешеходов с различными последствиями, некоторые насмерть. Один был водителем фуры. Ему под прицеп попал нетрезвый пешеход. Другой сбил бабушку, переходившую дорогу в «неположенном» месте. Оба водителя благополучно продолжили свою водительскую карьеру. Оба водителя были трезвыми, и наезд на пешехода в обоих случаях произошёл не по их вине. Возможно, какой-то другой водитель на их месте получил бы серьёзную психологическую травму. Вероятно, сразу после ДТП они чувствовали себя не очень уютно. Однако это не помешало им вернуться к полноценной жизни. Опыт делает водителя менее впечатлительным, более толстокожим, если можно так выразиться, более прагматичным и может быть даже более циничным. Водители с большим стажем за свою водительскую карьеру успевают увидеть столько разного, и весёлого, и грустного, что вид сбитого пешехода на обочине или несколько трупов в искорёженном автомобиле уже не производят на них особого впечатления. Это тоже защитная реакция. Человек (не только водитель) старается меньше думать о плохом. С одной стороны это хорошо. Психика не перегружается отрицательными эмоциями. Но есть и негативные моменты. Ощущение опасности постепенно притупляется, и то, что на самом деле таит в себе серьёзные риски, не воспринимается таковым. Возникает привыкание. И последствия такого привыкания могут быть плачевными.

    Долгосрочные последствия ДТП, участником которого стал водитель, могут быть очень разными. Я привёл два примера, доказывающих, что некоторые могут пережить такой стресс довольно легко. Однако очень часто водители после серьёзного ДТП, особенно если в результате пострадали люди, первое время просто боятся садиться за руль. Стресс может быть таким сильным, что в исключительных случаях это приводит к полному отказу от управления автомобилем в дальнейшем.

    В наиболее распространённом случае водитель после ДТП всё же садится за руль автомобиля, но по вполне понятным причинам чувствует скованность, напряжение, тревожность. В автомобиль молодой женщины на светофоре сзади врезался другой автомобиль. Лёгкое сотрясение мозга, эмоциональный стресс, сопутствующий резкому и неожиданному удару, заставляет женщину в этот момент остро, буквально каждой частицей тела, чувствовать полную беззащитность перед слепой силой случая. В душе появляется страх, хотя опасность вроде бы уже миновала. А избыточный страх мешает объективно оценивать риски. Он деморализует свою жертву, и теперь она боится каждого шороха. Она начинает ожидать от каждого водителя потенциальной угрозы. Женщине кажется, что как только она остановится, в неё сразу же сзади обязательно кто-то врежется. В этой ситуации может потребоваться помощь профессионального психолога, а лучше консультации и практические рекомендации опытного специалиста по безопасному вождению. Хороший автоинструктор обязательно должен быть в какой-то мере психологом. Такие специалисты работают в уже упоминавшемся нами Центре водительского мастерства “ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ” (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф). Разработанные в центре учебные методики позволяют эффективно решать психологические проблемы, связанные с адаптацией водителей после аварий.

    Все понимают, что дорожное движение - опасный процесс. Раз уж по дорогам перемещаются металлические предметы весом в тонну и более со скоростями, существенно превышающими скорость передвижения среднего пешехода, а управляют этими металлическими предметами живые люди, которым свойственно ошибаться, то различного рода ДТП кажутся просто неизбежными. Однако статистика и анализ говорят о том, что доля предотвратимых ДТП превышает 95%. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у участников дорожного происшествия была реальная возможность избежать неприятностей. Но по каким-то причинам они либо не предприняли тех действий, которые они в принципе могли предпринять, либо оказались не готовы к такому развитию ситуации, которое привело в конечном счёте к ДТП. По сути, у водителя, а именно водитель в большинстве случаев и является, и признаётся виновником происшествия, были в распоряжении все возможности для предотвращения неблагоприятного развития событий. Водитель мог не воспользоваться этими возможностями по следующим причинам. Мы возьмём самые распространённые причины (факторы) по данным исследований, приведённые в книге «Транспортная психология»(Д.Клебельсберг, 1989 г.)

    1. Отвлечение внимания;
    2. Недооценка опасности;
    3. Боязливость и опасные привычки;
    4. Ошибки в прогнозе.
    Исходя из этого короткого, но наглядного списка, хороший инструктор и строит свою работу по реабилитации водителя после ДТП. Пытаясь понять из разговора с водителем, какие причины привели к ДТП, инструктор обучает и даже можно сказать – занимается воспитанием водителя. Когда после всестороннего анализа конкретного происшествия водитель чётко представляет всю совокупность причин и следствий, то осознанное решение работать над собой с учётом нового, пусть и печального опыта, позволяет быстрее достичь психологического равновесия и вновь вернуться к вождению на совершенно другом уровне. Наверное, идеалом в этом отношении можно считать мудрого и социально адекватного водителя.

    Сергей Лобарев,
    Директор Центральной автошколы «Безопасность»,
    Председатель правления НП «Гильдия автошкол»

    Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

    Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

    Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

    Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

    Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

    Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию - водителям и пассажирам авто

    Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

    — Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

    Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

    Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

    Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

    Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

    Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

    Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

    Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

    Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

    И уже за руль нового автомобиля.

    Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

    Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

    После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

    Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

    Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

    Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

    В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

    Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

    Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
    — Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»...

    Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся...

    Андрей, водитель «тойоты»:
    — Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

    И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

    Катя, 25 лет:
    — Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу... Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

    Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить... Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться... Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

    Лариса Пономаренко, пешеход:
    — Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

    Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА

    (Траффик- психология, прикладные практики психологической самопомощи после аварий)

    Валерий Егоров врач, психолог, Ваш Доктор Чувств, практик широкого профиля, сочетающий психотерапевтическое & эзо-видение проблем с медицинским.

    ___________________________________________________________________

    Чрезвычайные происшествия (ЧП): техногенные катастрофы, наводнения, аварии крупные и мелкие… в наше непростое время, увы, но стали реальной, постоянной темой новостей.

    Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций, аварий… в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

    Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) уже давно вышли на первое место в списке причин гибели молодых людей в мире. По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

    Интересные факты из Википедии:

    • «В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным.
    • Р. Нургалиев, генерал армии и министр внутренних дел РФ, 23 сентября 2009 года сказал, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего «человеческий фактор» рассматривается в качестве ключевого направления»

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучив ситуацию с ДТП в самых разных странах мира, пришла к констатации факта: травматичность и смертность на дорогах уже приняла характер глобальной эпидемии.

    Аварии страшат не только своими непосредственными разрушительными последствиями, но и долгосрочным эффектом, которое они оказывают на психофизическое состояние травмированных, его знакомых как близких, так и дальних, его родных… да на всё человеческое общество.

    Травматическая психологическая инфекция переживаний это как особый вид психологического гриппа, что передаётся от человека к человеку даже без непосредственного личного контакта. Средства электронной, бумажной коммуникации, все средства массмедиа – благоприятная среда для этого инфицирования и развития данной психоэпидемии.

    Многим жертвам автомобильных аварий трудно справиться со своими мыслями, чувствами, настроением и поведением после столкновения. И сегодня как никогда актуально развитие такого направления психологической помощи как транспортная психология, или как её обозначают на Западе «Traffic Psychology»

    «Траффик- психология» ставит своей целью пролить свет на некоторые из наших закономерных тенденций поведения при ДТП и после. Затрагивает взаимосвязь поведения при несчастных случаях, занимается помощью в избавлении от негативных симптомов и сценариев после перенесённых психологических травм при авариях, а это и диагностика психических состояний человека, переживающего или пережившего психотравму при ДТП, это и практическая психологическая коррекция, консультирование и психотерапия.

    Немного о физиологии стресса:

    Все живые существа испытывают в той или иной форме физический и психологический стресс. Стресс жизненно необходим для нашего развития и эволюции. Стрессовые переживания для тела в процессе физических упражнений дают нашему телу силу. Стрессируя сознание в процессе тренировок ума, наш мозг становится острее в восприятии и интуитивном конструктивном реагировании… И мы мудреем, становимся психологически и физически более устойчивыми. В норме, когда мы заканчиваем спортивные или умственные упражнения, «нормальный стресс» заканчивается, и мы расслабляемся.

    Тогда почему же стресс считается «вредным»? Не совсем так. Вреден стресс в тех ситуациях, когда естественное желание свернуться, закрыться, убежать, сопротивляться агрессивному действию среды, вызывает запредельные состояния возбуждения или торможения, именно такие состояния порождают тревогу, страхи, фобии, приступы паники.

    Для большинства эти симптомы краткосрочны. Они могут длиться несколько дней или даже недель, но их интенсивность постепенно снижается и наконец, полностью исчезает. — Это можно с полной ответственностью обозначить, как: «нормальная реакция на ненормальные события».

    Но если у Вас возникло состояние посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), то тягостные симптомы не уменьшаются. День за днём… они нарастают: Вы можете начать чувствовать себя с каждым днём всё хуже и хуже.

    В чём разница между Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и нормальной реакцией на травму:

    После травматического события, почти каждый из нас испытывает некоторые из симптомов посттравматического стрессового расстройства. Когда чувства безопасности и доверия у человека находятся в состоянии раздрая, это, в общем-то, даже нормально чувствовать себя немного сумасшедшим, отключившимся, онемевшим… И мы видим кошмарные сны, возникает, казалось бы, ничем не мотивированное чувство страха по поводу привычных событий и действий. Нам очень трудно или даже невозможно перестать думать о том, что произошло. Возникает страх сесть за руль или вообще в транспортное средство.

    Нормальная реакция на травму становится ПТСР, тогда, когда Вы в этом вышеперечисленном, «зависли»

    После любого травматического опыта, наши ум и тело находятся в шоке. Чем отлично ПТСР от нормального травмоопыта? — Дни идут, а интенсивность переживаний не уменьшается, переживания «зависли» или нарастают.

    Признаки и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

    Хотя каждый человек – индивидуальность, но есть у всех нас, людей, много общего в переживаниях: Существуют три основных вида симптомов ПТСР :

    1. Повторное переживание травматического события
    2. Навязчивые мысли о том, как избавиться от этих переживаний, как забыть всё, что напоминает о травме
    3. Состояние повышенной тревожности, эмоционального возбуждения, или бесчувствие, в стиле Варвары-Красы -длинной косы: «что воля, что неволя… — всё равно»

    Какие симптомы ПТСР после автомобильной аварии?

    После любого травматического опыта, человек может периодически сталкиваются с кошмарами, навязчивыми воспоминаниями, желанием не говорить о травмирующем событии, а также возникает стремление избежать ситуаций, места, человека… которые напоминают об этом травматическом событии. В случае если случившееся событие непосредственно угрожало жизни при дорожно-транспортном происшествии, человек может избегать вождения и любых поездок, даже если он был просто пассажиром в автомобиле, или был на месте, где произошел несчастный случай и это его потрясло.

    Меня зовут Андрей, мне 20 лет, я попал в автоаварию вместе с моим другом. Нас сбил автомобиль, которым управляла женщина, мы находились на пешеходном переходе, и это не было нашей виной. Друг почти не пострадал, а у меня было сотрясение мозга, я лежал в нейрохиругии три недели, но после того, как женщина сбила нас, автомобиль её ударился о столб и она погибла. Мне очень плохо, я не могу сесть за руль, скажите, разве это нормально? Мои родители не понимают, почему я не могу сесть за руль, не могу водить, хотя уже с 16 лет умею это, пытаются мне как-то помочь и это меня ещё больше расстраивает. Как мне побороть свой глупый страх и наладить свою жизнь?

    Час добрый, Андрей! Как это не парадоксально прозвучит, но Ваше состояние реакции на аварию «нормально». И Ваш страх не глуп, Вы сегодня познакомились на своём горьком живом опыте, с тем, что жизнь довольно хрупка и если до этого случая для Вас опасность вождения и хождения по дороге была некой абстракцией, то теперь Вы на своём опыте чувствуете, как мы, люди, все зависим друг от друга. А значит, соблюдение правил движения и правил проживания – это залог нашей общей безопасности и тех, кто за рулём и тех, кто идёт пешком.

    Вы временно утратили свою естественную способность выключать осознание опасности, которое человек должен делать всякий раз в случае его поездки в автомобиле, поезде, самолёте… потому как это передвижение, да и многие другие вещи мы не всегда в состоянии контролировать, мы просто доверяем себя, свою жизнь автомобилю, нашему умению водить или водителю, пилоту, машинисту поезда…

    Ещё один аспект: вполне вероятно, Вы переживаете ещё и иррациональное чувство вины как оставшегося в живых перед близкими той женщины. Да, она была виновата в ДТП, но всё равно Вы можете чувствовать некую несправедливость от того, что Вы с другом выжили, а она нет.

    Как быть, как жить, как наладить? Пошаговый алгоритм:

    Чтобы получить доступ к этому важному материалу — нажмите кнопочку и блок с действенным алгоритмом откроется:

    1. Первое, что необходимо для себя сделать, это дать себе время. Если случай произошёл пару-тройку недель назад, то стоит дать себе временную передышку на восстановление и просто банально отлучить себя недели на две от вождения вообще.

    2. Следующий шаг: начать себя приучать к водительскому месту. Ваша машина на стоянке или в гараже? И Вы просто садитесь за руль, и какое-то время побудьте там. Не запускайте двигатель! При этом не сдерживайте своё дыхание, а старайтесь дышать в медитативном ритме: вдох-выдох, ощущая, как воздух проходит в ноздри и как он прохладен… выдыхая, ощущайте, что он уже тёплый. Побудьте с этими ощущениями. Возможно, таких подходов к сиденью водителя будет необходимо сделать несколько раз, прежде чем Вы почувствуете себя комфортно.

    3 . Третий шаг – это запуск двигателя. Если появляется паника и хочется сбежать куда подальше от всего этого, то не спешите со стартёром, возможно, сегодняшний день ещё не тот день, когда время запуска двигателя пришло. Но всё же, посидите на кресле водителя и снова подышите в медитативном ритме, неплохо и вполне психологически терапевтично будет включить любимую мелодию, и подышать под её звуки. Как только приступы паники перестанут Вас беспокоить, запускайте мотор!

    4. Проходит время и сегодня Ваше время трогаться с места. Пока не спешите в любимый магазин или на дачу. Ограничьте себя движением вверх- вниз, туда-сюда… по ближайшей к стоянке машины и знакомой Вам дороге.

    5. Как только почувствуете, что Вам перестало быть за рулём дискомфортно, выезжайте на более оживлённую трассу.

    Совершайте каждый этап не спеша, без суеты и насилия над собой, не ругая себя, свой страх, не обзывая свой страх глупым. Со временем всё будет замечательно, с одним ВАЖНЫМ, ОТЛИЧИЕМ: Вы будете гораздо более бдительным и осторожным водителем.

    Не получается пройти этот опыт самостоятельно, и приступы паники в машине продолжаются после двух недель подходов? – Тогда обратитесь к психологу, занимающемуся психологическими травмами и тревожными расстройствами. Вам окажут необходимую в Вашем состоянии помощь и поддержку, подберут индивидуальную программу по Вашим насущным потребностям и состоянию.

    Глубина, длительность и тяжесть случившегося переживания в большинстве случаев связана с тем, что мы временно утрачиваем возможность шагнуть в наше завтра. Чем дольше по времени и изнуряющей интенсивности этот период переживаний, тем труднее будет жить после… И, напротив — человек, который только что испытал даже очень сильное потрясение, но точно знающий, что он будет делать дальше: завтра, послезавтра… – тем он легче справляется с проблемой. Отсвет восхода даже одного лучика солнца будущего означает Ваше скорое освобождение от мучительных переживаний.

    На P. S. Из моей лирики на медицинскую тему:

    Intro: Стихотворное переживание врача анестезиолога-реаниматолога, практического психолога Валерия Егорова по теме аварий:

    Поганый, чёрный «Мерседес».

    Сегодня… ночь… мне – наказанье…
    Прорвалась нечисть чёрных сил,
    Болид, летящий… На закланье
    К нему мальчишка… угодил…
    Всего пятнадцать лет ребёнку…
    Один у матери… любим…
    Но «мерс» уж крутит шестерёнки,
    Сидят «прокладки» в нём: «Летим…
    Погнали парни, дай- ка пива…
    - Цепляй девчонок за соски…
    Эх, покатаемся… Красиво…
    - Всё по ….уй… классно, чуваки…»

    Разбитая страна… Россия…
    В ней нет законов, коль бабло…
    Мы души тянем как резину…
    Но что-то всё же в нас не то?!

    Летит, летит… поганый «Мерсер»,
    А впрочем, «мерс», — он просто руль…
    Проехал по груди… агрессор,
    И в ночь сбежал… 6…9…нуль…
    Мне снова штопать чьё-то горе…
    Иглу под сердце… жизнь — ты кровь…
    Я два часа со смертью в ссоре,
    Но проиграл сегодня… вновь…

    Перчатки брошены под ноги…
    В глазах тоска… На сердце боль…
    А в коридоре… мама ходит…
    - О, Господи…
    Опять…
    уволь…

    Но нет… прочь слабость…Нужно выйти…
    Помочь проститься…
    Горевать…
    Она: «Ещё же тут стучится…
    Он тёплый… Горе…» — стонет мать…

    Теперь пора лечить мне души…
    Коль тело сшить не удалось…
    Да, так случилось… Ночью… в стужу
    ВЕСНОЙ ХОЛОДНОЙ… не спалось…

    Что тут сказать… Мне свыть бы утром…
    Упасть на грудь любимой… Но…
    И здесь мне холод… Мёрзлый… лютый…
    Стучится град в моё окно…
    Пишу… нанизываю строки,
    В душе сидит голодный волк…
    Любовь – мой выбор одинокий…
    Пойду… усну…
    упал…
    умолк… 2005 г Сочи.© Валерий Егоров. ____

    ______________________________________________

    Школа Чувств доктора Валерия Егорова — это Психология КОМФОРТА,»Психология на Диване». Что нужно для Вашего общения с психологом? — компьютер, ноутбук… тихое место для раздумий, и разговора о важном, волнующем, беспокоящем Вас…

    Есть вопрос? Спрашивайте!

    © Ваш Доктор Чувств Валерий Егоров.

    Интимно о сокровенном…

    С благопожеланием к Вам, Доктор Чувств Валерий Егоров - Ваш персональный консультант по самому сокровенному, врач высшей категории, психолог, тренер, ведущий групп.

    Выпрямление искривлений судьбы, характеров, отношений, возвращение чувств. Помощь в решении чувственных, телесных, эмоциональных проблем.
    Психологическая помощь, поддержка, индивидуальные онлайн программы, тренинги. Наше общение происходит по переписке(e-mail) и/или Skype-чате.

    Специализация:
    Трудности в отношениях женщины и мужчины.
    Психологическая коррекция веса тела (определение этиологических факторов проблем тела (каузальный и патогенетический подход) авторская методика похудения.
    Неуверенность в себе, самооценка
    Поиски смысла жизни, поиски партнёра и прочие поиски
    Дружба, любовь, отношения, тёмные стороны любви(ревность, как избавиться от соперниц, переживание расставания, помощь в возвращении чувств и возлюбленных)
    Психосоматика, синдром выгорания, эмоциональная усталость.

    Понравилась статья? Поделитесь ей