Контакты

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей. Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога Компьютерная зависимость у подростков


В последние десятилетия компьютерная зависимость стала серьёзной социально-экономической проблемой из-за своего распространения на всё более широкие массы. Статистика указывает, что до 10% пользователей персональных компьютеров и Всемирной паутины в мире уже страдают от того или иного вида компьютерной зависимости. А в таких странах, как Северная Корея и КНР проблема зависимости от компьютеров признана на государственном уровне и находится под правительственным контролем.

Суть проблемы

Что страшного в том, что ребёнок играет в компьютерные игры? Ведь тогда в доме тихо и спокойно. Но современные психологи начинают бить тревогу по поводу того, что дети всех возрастов впадают в зависимость от компьютеров. По существу, различные зависимости похожи одна на другую. Если наркозависимый человек постоянно находится в поисках дозы, то ребёнок с не меньшим нетерпением ждёт момента, когда ему разрешат сесть за компьютер и включить любимую игру. До того же он не знает, чем заняться, не находит себе места, болтается по дому, изнывая от тоски. Это уже такая проблема, которая требует настоящего лечения, чтобы избежать более серьёзных проблем.

Происхождение термина «компьютерная зависимость»

Словосочетание «компьютерная зависимость» возникло в начале 90-х годов прошлого века вместе с развитием производства персональных компьютеров. Этот термин обозначает состояние человека, который уже не может без этой техники жить, а готов всё свободное время проводить за экраном монитора. Но с тех пор зависимость претерпела ряд изменений, возникли разные её формы, а сама она превратилась из беды единиц в массовую проблему всех возрастов.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Особенно важно знать, почему компьютерная зависимость появляется у подростков. В первую очередь следует назвать недостаток внимания как со стороны родителей и других взрослых, так и своих сверстников. Его-то ребёнок и компенсирует с помощью «умной железяки» . Эта проблема стала ещё более острой с появлением многочисленных социальных сетей, ведь там подросток может создать себе иной, улучшенный образ, может завести, наконец, друзей… и уйти в виртуальную жизнь. В этом случае речь уже идёт не просто об игромании, а о настоящей интернет-зависимости подростка. Заставить его уйти в виртуальный мир могут и другие причины:

  • неуверенность в своих силах;
  • недооценка собственной личности;
  • недовольство своей внешностью (при настоящих или кажущихся отклонениях).

Часто он поступает так просто потому, чтобы не отличаться от погодков - раньше это было связано с игровой зависимостью, но теперь к тому же ведёт развитие социальных сетей.
Если у ребёнка не появилось других увлечений, и он не знает, как «убить» свободное время, то это также повод «плотно сесть» за компьютер.
Может провоцировать привыкание к компьютеру и воспитание, и манера семейного общения. Если родители не позволяют ребёнку проводить больше пары часов в день за компьютером, то и зависимости будет труднее развиться.

Недетский контент: откуда берутся трёхлетки с неврозами?

Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не...

Основные опасности

Важно особенно подчеркнуть, что именно у подростков компьютерная зависимость наиболее опасна, поскольку грозит тяжёлыми последствиями. Когда человек находится в виртуальном мире, то он теряет способность адекватного контроля реального времени, поэтому регулярно опаздывает, пропускает занятия или вовсе прогуливает школу.
Серьёзнейшей проблемой стал высокий уровень агрессии, вызываемый у ребёнка в процессе некоторых компьютерных игр. Если ему что-то не удаётся, то он проявляет бурю негативных эмоций, а его психика постепенно расшатывается и дестабилизируется. Эти эмоции он переносит и в реальный мир, когда общается с друзьями и родителями. Но плохо даже то, что после сто первой попытки ребёнок сможет справиться с игрой. Тогда после этого он подумает, что и в реальной жизни всё может так же просто получиться. А реальность безжалостно бьёт его, заставляя в себе разочароваться. Пагубно сказывается компьютерная зависимость и на здоровье ребёнка: безусловно, портится зрение, возможен авитаминоз и прочие проблемы, вызванные неправильным питанием - страдающие компьютерной зависимостью подростки перестают нормально питаться, времени у них хватает только на перекусы. Подросток перестаёт следить за своим внешним видом, забывает про личную гигиену.

Разновидности компьютерной зависимости

Уже упоминалось, что компьютерная зависимость может принимать разные формы. Сегодня преобладает игромания и интернет-зависимость, когда подросток с головой уходит в виртуальный мир.
Игровую зависимость можно диверсифицировать по типам игр:

  • Ролевые игроманы видят игру глазами своего персонажа. Не менее худшим вариантом является видение своего героя со стороны.
  • Менее опасны стратегические игры, но даже они могут втянуть подростка в свой мир.
  • Более простые игры, представленные флеш-игрушками, аркадами, головоломками.
  • Особенно опасны виртуальные азартные игры, в которых игроки могут расставаться с реальными деньгами.

Потенциальные жертвы

Кто может обзавестись компьютерной зависимостью?

  • Большой риск есть у детей, часто предоставленных самим себе из-за отсутствия дома родителей.
  • Это может касаться и детей нуворишей, которые обычно находятся дома одни или с прислугой, которую не намерены слушаться.

Зависимость от компьютеров больше наблюдается среди мальчиков, согласно статистике, их в 10 раз больше, чем девочек. Наиболее опасным возрастом считается 12-15 лет.

Чем грозит зависимость от компьютера?

Зависимость от компьютерных игр способна привести к многочисленным неприятным последствиям:

  • У ребёнка с такой зависимостью будет постепенно, но неуклонно сужаться круг общения, что в реальной жизни может закончиться полной его изоляцией от общества, а это чревато тяжёлыми последствиями.
  • Здоровье подростка также может претерпеть необратимые изменения: нарушится обмен веществ, наступит ожирение и атрофия мускулатуры, упадёт зрение.
  • Постепенно, но неуклонно будет нарушаться и дестабилизироваться психика.
  • Кроме того, игроман из подросткового возраста захватит все свои болячки во взрослую жизнь, что может её попросту разрушить.
  • Подросток может пойти даже на воровство, поскольку многие игры в интернете не бесплатные. В этом случае он уже идёт на прямое столкновение с законом.

Как появляется зависимость?

Психологи понаблюдали за страдающими компьютерной зависимостью людьми, и пришли к интересным и одновременно довольно пугающим выводам. Так, обнаружилось большое сходство между компьютерной и химической зависимостью, имеющие почти одинаковые симптомы. В обоих случаях у человека резко сужаются зрачки при виде желанной цели.
Дети также перестают успевать в школе, перестают следить за своим внешним видом, страдают различными степенями ожирения из-за неправильного питания и малоподвижного образа жизни, а иногда, наоборот, теряют вес, поскольку просто забывают поесть. Наличие свободного времени превращается для них в пытку, поскольку они не знают, что делать.
Чтобы не допустить такого развития событий сделать нужно не так уж много: до трёх лет не подпускать малыша к телевизору, и ещё дольше - к компьютеру (желательно до 10 лет). Ведь предрасположенность к разного рода зависимостям появляется как раз в этом возрасте. Но, к сожалению, в наше время это остаётся практически недостижимой задачей.

5 правил безопасного детского загара

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись...

Механизм зависимого поведения

У ребёнка зависимое (аддитивное) поведение формируется в результате перехода из реальной жизни к виртуальной, неважно, с применением химических агентов или без оного. Суть же самого явления в том, что подросток заменяет реальные роли виртуальными, которые ему ближе по духу или просто более удобны. Игра в интернете начинает компенсировать ему то, чего он не добирает в реальной жизни. Если подросток физически слаб и неспособен на отпор сверстникам, то он скрывается от них в компьютерном мире.
Тем подросткам, кому недостаёт реального общения, притягательной становится жизнь в социальных сетях, где они могут легко примерять на себя различные маски и роли. Это может вызвать очень неприятную проблему самоидентификации личности. Здесь они могут подружиться с людьми, которые кажутся надёжными на первый взгляд. Но когда приходит трудная минута, а помощи ни от кого из интернет-друзей не будет оказано, то у подростка наступает жестокое разочарование и здесь.

Как избежать компьютерной зависимости?

Чтобы подросток не впадал в зависимость от интернета или компьютера, есть несколько простых, но эффективных правил:

  • Нужно строго регламентировать время пребывания подростка у компьютера. Одновременно родители могут проверять, чем же занят ребёнок в Сети.
  • Важен личный пример родителей - если папу не оторвать от монитора, то и его отпрыск будет стремиться к тому же.
  • Следует правильно планировать семейное свободное время, больше уделяя внимания пребыванию на природе.
  • Желательно плотнее заполнить свободное время ребёнка: нанять репетитора, отправить на кружки, больше уделять времени учёбе - тогда на зависимости просто не останется времени.
  • Радикальным решением может быть использование программ, ограничивающих работу подростка за компьютером.

Заподозрив у ребёнка компьютерную зависимость, родители должны принять неотложные меры. Можно записаться к психологу, который поможет составить план действий. Ведь часто из лучших побуждений родители поступают неправильно. Не рекомендуется мгновенный запрет на компьютерные игры, который только обострит ситуацию. К этому нужно идти постепенно, понемногу сокращая время сидения перед монитором. Нужно присматриваться к виду игр, к которым чадо особенно тяготеет. Ведь есть среди них и достаточно полезные - с образовательной направленностью или развивающие интеллект. Поэтому не всё проведённое за компьютером время можно огульно называть зависимостью - интернет играет значительную роль в современном образовании.

Лечение компьютерной зависимости

Избавление от компьютерной зависимости является комплексной задачей, требующей согласованных действий специалистов из разных областей медицины. Основное значение здесь приобретает социальная реадаптация человека, но её могут провести только опытные психотерапевты и психологи. Психотерапию здесь может дополнить применение медикаментозных препаратов, чтобы полученные результаты быстрее закреплялись.

Помощь родственников

Вне зависимости от конкретной причины, вызвавшей компьютерную зависимость, помочь ребёнку справиться с ней должно его окружение. Первыми обязаны прийти на помощь родители, которые должны максимально постараться, чтобы вытащить в реальный мир подростка. Помочь родителям могут друзья ребёнка и его одноклассники - он должен чувствовать в этот период, что не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть ещё и не менее интересная реальная жизнь. Закрепить достигнутые улучшения можно путешествиями, праздниками, вылазками на природу. Но первым условием победы над зависимостью является факт её признания. Окружение должно убедить подростка, что у него есть большая проблема, а он должен убедиться, что это так. Только тогда возможно адекватное лечение и ощутимые результаты.
Нередко к компьютерной зависимости приводят отсутствие возможности для самовыражения и неуверенность ребёнка в себе. В этом случае близкие должны поддержать отпрыска и вместе с ним разобраться в его проблемах. Неправильно будет просто критиковать его за излишнее сидение за компьютером. Так проблема может только углубиться, а ребёнок отдалится от родителей. При наличии у ребёнка игровой зависимости нужно постараться его понять, и даже… разделить его интерес к играм на компьютере. Это поможет родителям приблизить к себе ребёнка, его доверие возрастёт, поэтому он с большей вероятностью последует родительским советам и будет откровеннее делиться с ними собственными проблемами. Зато критику он будет воспринимать за отказ в понимании его интересов, из-за чего может замкнуться или даже стать агрессивным.

8 средств для безопасности ребенка на улице

Родители маленьких детишек в России не очень много знают о предметах для обеспечения детской безопас...

Не поддаваться на уговоры

Лечение компьютерной зависимости у подростков может сопровождаться подобием «ломок», которые могут оказаться не только болезненными для ребёнка, но и тяжёлыми для родителей. Последние будут подвергаться со стороны чада нескольким атакам, причём не только словесным, но и с рукоприкладством. Подросток сам станет уговаривать позволить ему хотя бы полчаса поиграть, обещая взамен что угодно. Но нельзя идти у него на поводу, ведь он, как и наркоманы, своего слова ни за что не сдержит.
Родители должны выдерживать непоколебимую и чёткую позицию. Этот период тяжёл для родителей и тем, что они должны будут найти развлечения для ребёнка, чтобы он хоть на какое-то время забывал про своё увлечение. Простым и эффективным элементом лечения является увеличение времени на совместные дела и общение с подростком. Необходимо скорректировать распорядок дня, хотя к этому не так уж быстро удаётся привыкнуть. Зачастую родители, не видя улучшений, опускают руки. Но не стоит этого делать, а нужно проявить терпение, поскольку улучшение рано или поздно наступит. Если же самостоятельные попытки не приносят успеха, следует воспользоваться помощью профессионалов.

Лекарственные средства в борьбе с компьютерной зависимостью

В случае подобных проблем могут оказаться полезными несколько групп препаратов. Разумеется, для компьютерной зависимости не предусмотрено специфического лечения. Главной задачей назначаемых препаратов выступает устранение нарушений, сопутствующих компьютерной зависимости или ухудшающих её течение. Например, если у страдающего компьютерной зависимостью человека наблюдаются признаки депрессии, то ему предписывается курс приёма антидепрессантов. Излишнее возбуждение и нервозность могут устранить успокоительные препараты.
Большую пользу для избавления от компьютерной зависимости могут принести и растительные препараты, которые помогают нивелировать возбуждение нервной системы и положительно сказываются на деятельности головного мозга:

  • экстракт родиолы розовой;
  • экстракт женьшеня;
  • экстракт душицы;
  • средства «Икан» и «Кордицепс»

После приёма растительных препаратов повышается социальный интерес пациента, повышается его самооценка и нормализуется сон. К тому же у некоторых растительных препаратов есть заметное стимулирующее иммунитет действие, они улучшают работу внутренних органов и позволяют легче адаптироваться к изменениям условий среды. Но приём препаратов должен происходить только после согласования с врачом.
Пренебрежительное отношение к питанию на фоне компьютерной зависимости вызывает в организме недостаток микроэлементов и витаминов. Поэтому в комплексное лечение этой проблемы должны включаться разнообразные витаминные и минеральные комплексы. Вообще, препараты, содержащие селен и витамины Е и А очень полезны не только для лиц, страдающих выраженной компьютерной зависимостью, но и для тех, кто просто вынужден долгое время пользоваться этой техникой. Эти вещества повышают метаболизм в головном мозге, не дают образовываться избытку опасных для всего организма свободных радикалов, которые образуются при активной мыслительной работе мозга.
Для лечения физических проявлений компьютерной зависимости (синдром сухого глаза, нарушения зрения, нарушения осанки, дисплейный синдром) необходимо правильно организовать рабочее место, не забывая о соблюдении режима работы. Чтобы уберечь повреждение зрения необходимо оснастить компьютер качественным монитором и периодически делать гимнастику для глаз.

0 0

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.

Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.

Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость , дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.

Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.

Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.

Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Все больше подростков в нынешнее время бегут из настоящей реальности в виртуальную. Именно поэтому специалисты и заявляют о пугающих масштабах компьютерной зависимости у подростков, которая проявляется в нездоровой привязанности ребенка к компьютеру. Сама по себе эта патология довольна молодая, первые случаи были зафиксированы около 30 лет назад. Хотя все еще остаются люди, которые не признают это отклонение, но факт остается фактом – с каждым годом все больше подростков попадают в плен этих устройств по всему миру.

    Было установлено, что компьютерная зависимость у подростков бывает двух типов: интернет-зависимость и игромания. Но пугающим остается то, что никакого лечения до сих пор не было придумано, и родителям приходится самостоятельно бороться с этим недугом.

    Будучи довольно сложным явлением, данная зависимость еще отличается тем, что может быть вызвана целым рядом определенных факторов.

    Уход в мир компьютеров и всемирной сети набирает все большие обороты, поскольку виртуальная реальность помогает детям спрятаться от настоящих проблем. В реальной жизни ребенок может быть объектом насмешек своих сверстников, а в компьютерной игре он может быть, кем пожелает. Это очень опасное явление, поскольку оно может привести к тому, что у ребенка сотрется грань между мирами. А это уже расстройство психики.

    На самом деле сама задумка компьютера как универсального средства для хранения и обработки большого объема данных очень полезная и своевременная. Поэтому совершенно неудивительно, что многие люди проводят очень большое количество времени с этим устройством. Ну а для подростков свойство компьютеров предоставлять доступ к неограниченному размеру информации очень привлекательно, поскольку они пребывают на пиковой стадии своего развития, и они уже не представляют свою учебу и досуг без компьютеров.

    Также стоит констатировать тот факт, что в последнее время все ниже становится среднестатистический возраст активного пользователя компьютером. Это объясняется свободной доступностью этих электронных приборов, и сейчас вполне обычным является то, что 7-летние дети лучше разбираются в компьютерах и чаще пользуются ими, чем их бабушки с дедушками.

    Еще очень часто родители сами толкают своих детей к зависимости, навязывая современные гаджеты. Ведь, увлекаясь компьютером, ребенок ведет себя очень тихо и не мешает родителям заниматься своими делами. В первое время это не сулит ничего плохого, но потом именно это безобидное провождение времени и перерастает в страшную зависимость.

    Специалисты заявляют, что бороться с этим недугом нужно максимально активно и усердно, ведь зависимость от компьютерных игр по своей тяжести может сравниться с наркотической.

    Именно поэтому стоит внимательно относиться к своему ребенку, ведь симптомы зависимости можно выявить сразу. У компьютерного наркомана:

    • отмечается явное нежелание проводить время со своими сверстниками и общаться с родными;
    • ребенок все свободное время сидит за компьютером, забывая про сон и пищу;
    • подросток может стать агрессивным и раздражительным;
    • любые физические нагрузки очень сильно утомляют.

    Еще во время игры подростки теряют всякое ощущение реальности, они забывают о данных обещаниях, обязанностях и теряют счет времени. А любое препятствие, мешающее насладиться виртуальным миром, вызывает неконтролируемые приступы и ярости.

    И не стоит забывать о физических симптомах зависимости, которые выражаются в головных и спинных болях, сухости в глазах и нарушении режима сна. Также от такой зависимости существенно страдает желудочно-кишечный тракт, поскольку из-за постоянной игры ребенок забывает питаться здоровой пищей, перебиваясь небольшими перекусами.

    Сама интернет-зависимость может привести к тому, что подросток будет не в состоянии общаться со своими друзьями вживую, у него будет определенный барьер, который опускается только тогда, когда он садится к монитору.

    Как уже было отмечено выше, никакого стопроцентного лечения от зависимости не существует, но это совершенно не означает, что с этой болезнью даже не стоит бороться. Напротив, делать это нужно, и делать правильно.

    Обнаружив компьютерную зависимость у своего ребенка, совершенно бесполезно его ругать или наказывать, чтобы не вызвать приступы агрессии. Вмешиваться стоит грамотно и постепенно. Но здесь родители должны сразу смириться с мыслью, что полностью отвадить подростка от компьютера не удастся, как бы сильно вы ни старались. Но, если все сделать правильно, то через определенный период времени компьютер будет использоваться им максимально на благо себе.

    В первую очередь от компьютерной зависимости можно избавиться профилактическими средствами. Поскольку зависимость становится тем сильнее, чем больше времени ребенок проводит за компьютером, то стоит уделить этому особое внимание. Обязательно нужно установить временные ограничения и следить за их соблюдением. По словам специалистов, подросткам в стуки разрешается проводить за компьютером не больше двух часов.

    Если же уследить уже не получилось, то отучать ребенка от компьютера стоит с помощью какого-либо другого занятия: футбол, теннис, волейбол, танцы, пение, рисование. Особенно нужно отметить, что родители тоже должны принимать активное участие в новом увлечении своего чада, чтобы он чувствовал поддержку и заботу. Лечить зависимость нужно тактично, ни в коем случае нельзя ребенку полностью запрещать пользоваться компьютером, ведь ни к чему хорошему это не приведет.

    Компьютерная зависимость особенно опасна для подростков, поскольку дети в этом возрасте находятся в периоде становления характера, психики и личности, то есть в самом сложном периоде своей жизни. Поэтому родители должны внимательно следить за своими детьми, чтобы уберечь их от этого заболевания, и лечить в случае обнаружения зависимости.

    Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

    Причины

    Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

    Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

    Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

    • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
    • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
    • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
    • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

    Симптомы

    Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

    Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

    Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

    По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
    персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

    Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

    Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

    У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

    Проявления у подростков и детей

    Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

    Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

    Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

    Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

    Последствия

    Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

    Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

    Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

    Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

    Критерии диагностики

    Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

    • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
    • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
    • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
    • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
    • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

    Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

    При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

    Методы терапии

    Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
    полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

    Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

    При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

    У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

    Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

    Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

    Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

    Этапы психологической помощи

    Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

    На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

    Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

    Слайд. Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков. Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

    В России все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тож… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

    Слайд. Но, информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

    Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжелателем» может закончиться трагедией.

    Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

    Наиболее часто наблюдается у детей и подростков, особенно у мальчиков.

    Основное значение имеет не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

    Слайд. Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

    Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

    Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят. Как распознать компьютерную зависимость у детей?

    Слайд. Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

      Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.

      Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.

      Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.

      У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.

      Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.

      Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.

      Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

    Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

    Слайд. Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. Компьютерная зависимость у детей может вызвать:

      ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;

      ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;

      проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;

      бессонницу;

    Слайд. Основные типы компьютерной зависимости у детей

    Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы нужно понять, какой именно вид зависимости существует у ребенка. По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает трех основных типов.

      Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам.

      онлайн серфинг, или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.

    Слайд. Компьютерная зависимость

    Кибераддикция (англ. addiction - зависимость, пагубная привычка, кибер - сокр. слова кибернетический) - зависимость от компьютерных игр

    В 2012 году термин «Кибернетическая лудомания» официально введён в мировую медицинскую практику.

    Единственная классификация компьютерных игр, разработанная психологом, которую мы имеем на сегодняшний день - это классификация Шмелева, созданная им в 1988 году. Однако это скорее жанровая, нежели психологическая классификация компьютерных игр; кроме того мы вынуждены отметить, что она не является полной даже как жанровая - в ней отсутствуют игры типа «стратегии», которые в настоящее время получили очень большое распространение.

    Слайд. Выглядит она следующим образом:

    I. Ролевые компьютерные игры.

    3. Руководительские игры.

    1. Аркады.

    2. Головоломки.

    3. Игры на быстроту реакции.

    Слайд. I. Ролевые компьютерные игры . Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

    1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

    2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если, в случае с последними, человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне, внешние проявления более умеренны, однако, неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

    3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми. Акцентирование предпочтений играющего на играх этого типа можно использовать при диагностике, рассматривая как компенсацию потребности в доминировании и власти.

    II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

    1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

    2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

    3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

    4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом -- компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

    Слайд. Самые опасные игры!!!

    (по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

    World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей)

    Grand Theft Auto 4, Manhunt, Postal, DOOM, серия Mortal Kombat

    Lineage 2 Resident Evil 4 Condemned Clive Barker’s Jericho

    Слайд. Почему формируется компьютерная зависимость?

    Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

    Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

    Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

    Причины появления компьютерной зависимости:

    отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

    неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

    отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

    общая неудачливость ребёнка.

    Профилактика компьютерной зависимости:

    создание теплых отношений с собственным ребенком;

    совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;

    ограничение времени проведения перед компьютером;

    увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

    Важно знать!!! Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

    Во всех случаях - это люди, маниакально зависящие от виртуального мира.

    По мнению специалистов, игромания так же пагубна, как алкоголизм или наркомания, и приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким. Заболевший испытывает непреодолимое желание, как можно дольше находиться в виртуальной реальности, забывая обо всем.

    В игре ребенок получает власть над миром, превращаясь в любого сказочного персонажа или киногероя. Играя, он одним движением компьютерной мышки может переиграть какой-то сюжет, вернуться назад, переделать часть игры. Это особенно засасывает детей, которые в реальной жизни понимают свою неуспешность.

    Кроме того, нельзя не учитывать, что практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид - дозволенное убийство.

    А ведь ролевая игра не просто развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов в реальной жизни.

    Опасность для психики таит в себе и Интернет. Во Всемирную сеть можно выходить под любым именем, придумать любую биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации. У компьютероманов происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности. Вторая патология - дети начинают лихорадочно рыскать по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель - "сидение в Интернете".

    Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать подростку «присесть» на компьютерные игры - это привлечь его в процессы, не связанные с виртуальной реальностью. Показать растущему человеку массу существующих увлекательных занятий: спортивные секции, кружки по интересам, туризм, танцы и т.п., которые позволяют пережить острые ощущения и самореализоваться, но при этом тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

    Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

    Слайд. Зависимость подростков от социальных сетей

    Все чаще подростки попадают под их зависимость. Вам наверняка говорили такое выражение, как: «Сайт вконтакте на подобие холодильники, ты знаешь, что он пустой, но все равно заглянешь десять раз». Вот также и со школьниками, вначале они проявляют любопытство, потом их вовсе невозможно отлепить от компьютера.
    Среди молодежи есть такая игра на подобие «У кого больше друзей?». Ведь их количество порой доходит до пяти тысяч. Зачем им столько друзей? Теоретически, круг знакомых любого человека не превышает двухсот человек, а наиболее близких друзей около 5-10. Мы просто не в состоянии запомнить более пятисот людей. Имея у себя в друзьях 2000 людей, человек все равно чувствует, что одинок

    Подростки тратят родительские деньги, чтобы подарить виртуальные подарки своим «друзьям». Но в социальной сети можно все:
    - продумывать фразы, которые напишешь «друзьям»;
    - скидывать свои самые лучшие фотографии;
    - рассказывать о событии, которого на самом деле не было, но так хочется, чтобы оно было;
    - творить свой виртуальный мир.
    Частое посещение социальных сетей для полностью несформировавшейся психики подростка может негативно сказаться на его здоровье. Школьник будет меньше общаться со своими реальными друзьями, а также замкнется в себе. Если у ребенка образовались комплексы, то они начнут развиваться с большой скоростью.
    Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

    Слайд. Признаки интернет зависимости у подростков:

      Снижение успеваемости, систематические прогулы,

      Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

      Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

      Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

      Значительное эмоциональное отчуждение.

      Ухудшение памяти и внимания.

      Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

      Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

      Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

      Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

      Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные

    Слайд. У детей и подростков наблюдаются четыре степени Интернет-зависимости.

    1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от Интернета и необходимость прерваться (для уроков, разговора и т.д.) воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.

    2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена (игры, соцсети и т.д.), рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.

    3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена (3-4 чата, соцсети или игры), неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.

    4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь, предпочитая 1-2 игры или соцсети или беспорядочный серфинг. Компьютер старается не выключать вообще, постоянно проверяет почту и мессенджеры, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

    Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.

    Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.

    Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.

    Слайд. 3) Интернет-серфингом названо посещение страниц web-сайтов. Занимаясь чтением новостей, просмотром фильмов, играя в онлайн игры, люди серфят в виртуальном пространстве. Для серфинга нужно установить на компьютер обозреватель. Это особая программа, предоставляющая возможность связываться с web-узлами и слушать, читать и смотреть информацию, содержащуюся в них. Благодаря ей можно также перемещаться к иным узлам, кликая по гиперссылкам.
    Открывающийся веб-документ может содержать другие ссылки. В результате пользователь «плывет» по океану информации. Поэтому используется название «серфинг».

    Понравилась статья? Поделитесь ей