Контакты

Как ходить в церковь. Как правильно ходить в церковь новичку, женщине. Что важно в поклонах и молитве

7.1. Что такое молитва?

– Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.

7.2. Зачем надо молиться?

– Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определенной мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворенной, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность.

7.3. Когда надо молиться?

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

7.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома).

7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило.

По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).

7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

– Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником.

7.7. О чем можно просить Бога?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о духовных дарованиях (о даре молитвы, терпения, смирения, покаяния), о спасении души.

В молитве искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

7.8. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

7.9. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Господь выполняет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. Он никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. А если происходит что-то злое, то это не от Бога, а по Его попущению для пользы человека, которой он иногда не видит. Молитва должна соединяться с постом, милостыней, добрыми делами.

Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

7.10. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.

7.11. Как следует молиться о воинах?

– О покровительстве православных воинов и армии молятся святому благоверному великому князю Александру Невскому, великомученику Георгию Победоносцу, мученику Иоанну-воину, преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.

7.12. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах поминают и молятся о живых, а на панихидах – о усопших.

7.13. Что такое молебен?

– После Литургии обычно служится молебен – особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым. Можно заказать водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.

7.14. Какие бывают молебны?

– Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или святым угодникам Божиим.

Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.

7.15. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких.

7.16. Что такое ектения?

– Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

7.17. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?

– Бог, действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

– Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу.

Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь обязательно в юбке или можно и в брюках? Что касается брюк, то их лучше не надевать, хотя сегодня во многих храмах предлагаются специальные накидки, типа большого и широкого фартука, которые вы можете обвязать вокруг талии.

Мужчины не должны ходить в церковь в шортах и майках, также перед входом в церковь необходимо снимать головной убор.

Как вести себя в храме

Прежде всего, вы должны все время помнить, что церковь - это дом Божий, и приходя в этот дом, вы должны вести себя уважительно:

  1. Перед тем, как войти, обязательно нужно перекреститься три раза.
  2. Зайдя в храм, вы должны себя вести тихо, нельзя говорить по телефону, принимать пищу, смеяться и разглядывать прихожан, стоять спиной к алтарю. Дети тоже должны вести себя тихо и спокойно, объясните им правила поведения заранее.
  3. Не приветствуется, если вы пришли во время службы наспех поставить свечку, расталкивая молящихся, и быстренько уйти. Если вам необходимо поставить свечку, дождитесь окончания службы или придите пораньше, до ее начала.
  4. Как креститься, где ставить свечи, и так далее, вы можете найти в этой статье: "Как вести себя в церкви? "

Кому можно и нельзя посещать храм

  1. Часто беременные женщины задают вопрос, . Ответ тут только один: можно, и даже нужно. Когда будущая мама посещает храм, то ее тревоги и переживания по поводу ее состояния сходят на нет, она получает благословение, благодаря чему ее беременность разрешается удачно. Поэтому беременным не стоит опасаться по поводу того, что ей будут не рады в церкви.
  2. Многие слышали, что женщины не должны ходить в церковь во время менструации. Ходить в церковь, а тем более принимать святое причастие, во время менструации священики считают нежелательным. Подробнее об этом вы можете прочитать на этом здесь: " "
  3. Часто задаются вопросы, можно ходить в церковь некрещенным или нет? Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещеными, поэтому церковь не возражает против того, что некрещеный человек пришел к ним. Может быть, он встал на путь к Богу. Нельзя просить его выйти из церкви человека, и говорить, ему, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещеному человеку стоит помочь прийти к Богу, а е гнать его от него.

Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещеного, частная молитва за таких людей не запрещена, но не можете подать записку на обедню или литургию, ни за живого некрещеного человека, ни за умершего.

Также некрещеный не может ни причащаться, ни венчаться, ни исповедаться.

Как часто нужно посещать церковь

Люди, стремящиеся к Богу и желающие посещать храм Божий, часто интересуются, а как часто ходить в церковь? Точный ответ вы вряд ли найдете, ведь церковь - это то место, куда вы идете по велению души, а не по повинности или обязанности. Часто верующие посещают церковь в выходные дни, так как возможность пообщаться с Богом для них необходима постоянно. Также в церковь ходят по большим церковным праздникам.

Вы можете ходить на исповедь и причащение для того, чтобы очистить свою душу, так часто, как сами посчитаете нужным. Тут нет точных рекомендаций, слушайте свое сердце, своего духовного наставника, и выбирайте, когда и как часто вам стоит посещать храм.

Не бойтесь идти в храм

Решая для себя вопрос, как правильно ходить в церковь, вы должны знать, что церковь это не строгая и враждебно к вам настроенная организация, где за неверное поведение, вам будет отказано в посещении.

Это, прежде всего, место, где вы должны обрести покой и веру, очиститься от грехов и обрести любовь и счастье. И в храме вам всегда будут рады, а если вы что-то сделает не так, то вам подскажут и поправят, не стоит этого бояться. И если вас одолевают некие вопросы, ответы на которые вы никак не можете отыскать, то здесь вам наверняка помогут.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой для человека, понявшего, что придя в храм, нужно без причастия не уходить. Но этих людей пока не много, и в своем желании поступать по церковным соборным правилам они сталкиваются с противодействием со стороны священник ов и даже духовников, пребывающих в дремучих предрассудках Русской православной церкви синодального периода. Часто священники всё знают, но открыто не говорят, опасаясь церковного конформизма и местного раскола.

Именно ради причастия и приходили христиане первых веков, когда Литургия ещё не была обставлена по строгому стилю, и народ не выслушивал массу стихир, эктиний, ирмосов, тропарей, кондаков, канонов. Тогда все приходили за лекарством для борьбы с грехом и за прививкой Любви. Остальное было бесплатным приложением. Исповедь не являлась чисто церковным таинством и могла совершаться и вне храма. Таким образом, главной целью похода в храм является участие в регулярных таинствах. На этом можно было бы поставить точку, но…

Усложняться вопрос начинает для людей, не пытающихся даже отчасти ввести аскетику в свою жизнь. Если не работать над собой и не причащаться для этого часто, то возникают праздничные службы (включая воскресные), когда прихожанин «отстоял» на службе до «Отче наш», и со спокойной совестью и чувством выполненного долга рулит домой. Спрашивается, зачем приходил тогда? Новый Завет можно почитать и дома и с гораздо большей пользой и пониманием, а не пытаться разбирать, что там пропел диакон на церковно-славянском. Помолиться тоже можно дома с не меньшим успехом. Да и на службе молитв столько, что опытнейший и духовный христианин вряд ли сможет так долго удерживать внимание на смыслах. Когда же столько всего зачитывается, то человек подспудно, настраиваясь на бесконечную чреду чтений и песнопений, много чего умышленно пропускает мимо ушей.

Еще больше вопросов о смысле службы возникает у детей. Поскольку у меня была практика чтения дома Евангелия и Апостола на церковно-славянском, то я понимаю 90% услышанного в Евангелии и 20% Апостола. Кое-что понимаю и по службе, особенно эктинии и кафизмы Псалтыря. Но понимание детей из всего услышанного на службе стремиться к нулю. И не только у моих детей. И что будет в будущем? Сегодня у них есть родительский пример, семейная традиция, подчинённость родителям. И они ходят, хотя ничего не понимают. И когда они уйдут в самостоятельную жизнь, всё, что не имеет смысла, отпадёт как шелуха. Думаю (мечтаю), что я успею до самостоятельной жизни детей донести важность Спасения для вечной жизни и невозможность этого Спасения без участия в таинствах Исповеди и Причастия. Но они вполне могут решить отказаться от похода на службы вне участия в таинствах, и участие в последних сократить.

Сейчас они ходят на службы и в дни, когда не причащаются, поскольку ходят родители. А есть ли всё же смысл в регулярных походах в храм, если не участвовать в таинствах? Например, впереди рядовое воскресенье, обычная семья, обычные дети, причастие раз в месяц в лучшем случае. В это воскресенье не будут причащаться. Есть ли у похода в храм смысл?

Книжек и статей на эту тему написано не мало, но некоторые ответы родом из Закона Божьего позапрошлого века своей елейностью и правильностью «тянуться за зубами». Ну не думают так современные люди, полусветские-полуцерковные, и уж подавно так не думают современные дети. Думаю, что так не думают и многие церковные люди. Конечно, кому то эти аргументы, может, и подходят, люди все разные. Попробую ответить, как раньше я сам себе аргументировал нужность похода на Литургию.

Ключевые аргументы в виде церковных правил в отношении регулярности присутствия верных на службах и участия в таинствах я не рассматриваю. Это нормы и правила Церкви. Мы много чего должны делать, и не делаем, и делаем в большинстве то, в чем видим смысл. Вот о сформулированных смыслах и хочу сказать:

  • Было первичное ощущение неустоявшегося верою (до принятия решения постоянно причащаться), что если я заброшу регулярно ходить в храм, то я могу выпасть из церковности.
  • После похода на службу у меня бывает больше позывов взять в руки Новый Завет или книги святых отцов, и просто почитать. Иногда это сопряжено с тем, что слушал на службе, почти ничего не понял, а понять желательно.
  • После похода на службу появляется повод (пусть и не всегда) поговорить с детьми на религиозную тему, объяснив им то, чего они не поняли. В последнее время всё чаще, по мере их взросления.
  • Самовоспитание твёрдости и стяжание терпения. На службу нужно встать в выходной день, потратить время, что уже само по себе является трудом. Может это тупо, но я службой без таинства наступаю на горло собственной лени. Кроме того, на службе часто орут младенцы, становятся прихожане перед самым носом, толкаются, подвывают своим голосом общему пению, болтают, когда ты напрягаешься и вслушиваешься в слова молитв. В первые годы это всё очень раздражало. Регулярность посещения храма и проявления этих раздражителей смиряет и учит быть терпеливее к слабостям чужих людей. Дома этих уроков не получишь.
  • Если попадаешь на проповедь, которую говорит отец Григорий (Никольский собор, Свято-Покровского женского монастыря), то «цепляло» за сердце иногда надолго, было желание изменяться и даже были реализованы попытки самого деланья. Ради этого стоит побывать на службе даже без причастия.

Замечу, что никогда не имел потребности в возжжении свечей (кроме редких поводов), целовании икон и мощей, питье святой воды, освящении куличей, верб, яблок, воды, травы. Культ интересовал слабо. Потому и эти поводы не были мотивом прихода в храм.

Сейчас, когда основным смыслом стало регулярное участие в таинствах , приведенные выше смыслы стали второстепенными, но всё же довлеющими, пока, в принятии решения о походе в храм. Надеюсь, со временем они отпадут, и снимут обязательства исполнения долга, особенно если по церковным правилам не удалось соблюсти пост в ночь перед службой . Но всё чаще ловлю себя на мысли, что если практика постоянного участия в таинствах укоренится в течение нескольких лет, то из непосещения отдельных воскресных служб духовной проблемы выдумывать не нужно. К таким мыслям подтолкнули рассуждения о смыслах в службах для детей и постоянная их ориентация на смысл таинств .

У детей, в силу их возраста, больше акцент на смысле их похода в храм утром в воскресенье, когда хочется поспать. Если нет участия в таинствах , при почти 100%-ой непонятности службы , то мотива нет вообще. При этом они часто ниже ростом, и даже не видят происходящего для поддержания внимания. Они ничего не понимают на церковно-славянском, даже Евангелие . Они не видят смысла в своём присутствии во время этого действа на непонятном языке.

Я подозреваю, что из-за фанатичного отношения к церковно-славянскому нашего священоначалия, как к некоей сакральной форме самого правильного православия, мы будем терять тех, кто пытается реализовать осмысленный религиозный выбор. Наши дети после ухода в свободное плаванье закинут эти походы по воскресеньям, а могут вообще отколоться туда, где понятно. И не забросят они, только если успеть донести до них истинный смысл наличия храмов, как мест действенного разрешения от грехов в процессе покаяния и получения помощи от Бога в таинстве Причастия .

И нужно набраться смелости не заставлять их ходить в храм без смысла. Смыслы взрослых, типа которых я привёл выше, для них «тянутся за зубами». Но смысл Причастия и Исповеди у них должен быть насажен глубоко. И личный пример регулярно причащающихся родителей, когда они знают, что если отец или мать или оба собрались в храм, то значит на причастие. И если они ходят постоянно, то постоянно причащаются и понятно зачем. Вот это и должно выступить долгосрочным мотиватором, который сохранит их в лоне Церкви, даже если еще сто лет нам слушать бормотание в храмах на архаичном и непонятном церковно-славянском языке. Хотя мне сложно даже не ребёнку объяснить, почему при всей истинности православия, мы молимся на непонятном языке. Аргументы диакона Андрея Кураева и других защитников церковно-славянского выглядят как натяжки, и сердце с ними не соглашается, не говоря уже об уме.

Кстати, а культ сам по себе нужен для спасения в том виде как он есть? Опыт затворников, пустынников, отшельников и первых четырёх столетий существования Церкви говорит, что это не обязательное средство спасения и участие в нём без таинств ничего не даёт. Было бы странно прочитать в Деяниях, типа «Они отслужили Всенощную, Часы, Литургию, а потом возложили руки и на новых учеников сошёл Дух Святой ». Нет там такого. Помолились, и Сошёл. Но раз уже в жизни Церкви установлено, такое действо, думаю, не нужно от него отказываться, но нужно отходить от сакрализации самого культа. Потому последняя диалектическая мысль, которая уже довольно долго укореняется в сердце и в голове – нет смысла в походе в храм без участия в Таинствах. Это нужно донести до себя и своих детей. А детям еще рассказать, в разных вариациях, что такое Спасение, от чего собственно спасаемся и с помощью чего.

Согласен, принять такое решение сложно из-за махрового фарисейства и традиционализма, свойственного человеку. Сложно человеку отказаться от вычитывания канонов перед причастием в пользу нескольких молитв, но прочитанных крайне внимательно. Но плоды такого изменения угла подготовки к таинству хорошие и добрые.

То же и со службами . Но в день, в который мы по каким-то причинам не причащаемся или не исповедуемся, проспать будет явно не правильно. Есть мысли всё же посвятить время Господу, прочитав детям отрывки из Евангелия и Посланий с толкованиями сложных мест для осмысления. Можно почитать и Ветхий завет. Можно дать задание прочитать и попросить рассказать, что они поняли и сделать коррекцию. Пока эти задумки витают в голове как мыслеформы. Но они кажутся более уместными и полезными, чем «отстаивание» службы или тупой пропуск Литургии , если не запланировано участие в таинствах . А стратегически нужно работать в направлении, чтобы причастие стало нормой личной духовной практики человека, который пытается быть христианином.

Приняв для себя твёрдо формулу «Нет храма без таинств », появится больше мотивов участвовать в таинствах и стремиться к ним, а не к «отстаиванию» службы. По сути, я уже ответил на вопрос в теме статьи. Но есть еще привязанность к культу. И о смыслах культа хочу поговорить отдельно. Поскольку с него начинается церковность неофитов. Некоторым людям лучше молится в храме, чем дома, им легче возбудить религиозные чувства. Моё же слово было к людям, пытающимся уйти от фарисейства и «чувства выполненного долга» в выходной день.

Вместо резюме. Когда писал статью было ощущение, что к этим рассуждениям и выводам каждый должен прийти диалектически и постепенно. Что недавно воцерковлённым рано так думать и поступать. И поймал себя на мысли, что не могу отделаться от стереотипа, что все должны набивать те же шишки в духовном опыте, что и я сам. На самом деле, хотя высказанные идеи могут со стороны выглядеть как обновленческие, их суть – это возврат к Евангелию, к его духу. И не должны вновь обращаемые делать массу бессмысленных и бесполезных действий в Церкви и просто участвовать в культе ради культа. Лучше сразу начинать делать так, как нам говорит Евангелие и традиция Церквей, не переживших эпохи маловерия и безбожия. А традиция такова, что все, пришедшие в храм, причащаются. Более существенного мотива участия в культе, который готовит к таинству, просто не существует. Если всё же не получается по каким-то причинам причаститься, то можно заменить поход в храм любым делом благочестия, особенно чтением Священного Писания или книг святых отцов. Пользы и понимания будет больше. ИМХО.

Самое опасное, в том числе и, на мой взгляд, таится в том, что после постоянного и регулярного Причастия можно тоже уходить из храма с чувством выполненного долга(!). Это может даже сопрягаться с чувством выполненного Высшего долга. Больше, Господи, я уже не мог сделать. А рядом может идти фарисейское тщеславие с высокомерием: «Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди,… которые просто отстаивают в храме по воскресеньям. Я выше них, я понял в чём смысл, а эта масса ничего не понимает». И тогда Причастие в состоянии прелести будет в осуждение такому гордецу. А впасть в это по вышеизложенным мотивам элементарно. Если такие мысли родились в душе, лучше вернуться к Причастию по нынешнему правилу, раз в месяц, но не иметь поводов для гордости.

Вся штука в том, что приход к постоянному Причастию должен быть обусловлен аскетическим мотивом после тщательного изучения святых отцов-аскетов. Само по себе Причастие может быть и в осуждение, как описано в предыдущем абзаце. И нужно уяснить себе на самом глубинном уровне, что Причастие – не цель, а средство. Христианин, столкнушись с многолетней практикой исповедания одних и тех же грехов, приходит к выводу (если приходит), что нужно активнее работать над собой. Он должен знать, что в этом ему может помочь Бог , с которым он соединяется в Причастии . Потому, исходя из сегодняшнего моего опыта, пока не вижу никаких причин для учащения Причастия , кроме усиления работы над собой.

Несомненно, учащение Причастия само по себе должно родить желание личной аскезы и подражания Христу. Если не рождает, то стоит отказаться от этой практики и вернуться к более редкому причастию. Значит, человек ещё не созрел к такой практике. Ну и в принципе, особенно новоначальным, лучше такие шаги согласовывать с духовником. Более опытные христиане могут и сами принимать некоторые духовные решения и практики, если есть неодноразовый опыт наблюдений и выводов от последствий таких решений. Но, находящимся всего 2-3 года в Церкви, лучше такими экспериментами самостоятельно не заниматься.

Было высказано опасение «профанирования Причастия », особенно новоначальными, без опыта подготовки к Таинствам , если оно станет частым. Если присутствует аскетический мотив Причастия и не возникает высокомерия, то Причастие сложно профанировать. Тот, кто «рассуждает о Чаше» по словам ап.Павла, и понимает что посредством Её он соединяется с Богом и получает помощь для борьбы с грехом, а не просто причащается чтобы причащаться, для него профанация невозможна. Если, конечно, не считать профанацией уменьшение раздутого правила перед Причастием и поста только в ночь накануне Литургии .

Еще сделано предположение, что требовательные к себе новоначальные могут оставить Церковь, раз они не могут регулярно причащаться. Ну к этому статья точно не подталкивает. Сайт называется Экс-фарисей, т.е. ориентирован на достаточно опытных христиан, а не неофитов. Жёстко прописаны предостережения на самом видном месте отдельной опцией меню. Вся статья пронизана оговорками, что новоначальным (неофитам) нужно использовать материал статьи больше как ориентир, а не немедленное руководство к действию, и даже для опытных, я подчёркиваю, что это мнение автора статьи. Надеюсь, кому-то оно будет полезным. Особенно тем, кто беспокоится, какой стержень веры останется у детей, ушедших в самостоятельную жизнь, когда рядом не будет родителей, которые за ручку водили в храм (в котором они ничего не понимали).

Значит, мы должны дать то, что будет понятно и оправдает на самом высшем уровне походы в храм. Может, меня не совсем поймут те, у кого дети совсем маленькие. Новоначальные, они как дети-подростки в Церкви, что-то уже знают (не младенцы), а опыта мало. Статья ориентирует их на смысл похода в храм, на цели, к которым надо стремиться. Если сразу не получается, или не благословляют, то потом получится. Но уходить из-за этого из Церкви… Я пытаюсь именно этим удержать детей в храме. И если кто-то сделает противоположный вывод, то это редкий случай максимализма. Такой человек если не из-за этого уйдёт, так из-за другого. Вменяемый же новоначальный должен видеть ориентир и Инструмент на пути уподобления Христу, а не пребывать в фарисейском желании исполнить форму не причастившись содержанию.

Ну и высказано замечание, что я хочу выбросить культ и все литургическое окружение Причастия , как «отмершее и не нужное». Ни в коем случае. Если и не нужное, то только само по себе (без Причастия) в силу непонимания и невосприятия из-за церковно-славянского языка. Была бы служба на русском или украинском языке, нет проблем. Ее написал Учитель Церкви, свт.Василий Великий как благочестивую форму для подготовки христиан к Причастию (!). Как же я это могу считать не нужным?! Просто, когда Василий Великий составлял службу, делал он это на том же языке, на котором и говорил. Почему же мы должны выворачивать себе мозги? Думаю, святителю и в голову не могло прийти до какого мы дойдём ригоризма в сохранении архаичной формы, приписывая сакральность языку. И при этом, мы нагибаем содержание и понимание ради формы. Я всего лишь за то, чтобы форма соответствовала содержанию.

Но опять же, возвращаясь к стержню статьи, апогеем Литургического круга является Причастие . Исповедь тоже важное таинство, но не к нему готовит прихожан круг церковных служб. Хотя это таинство тоже происходит во время Всенощного бдения или Литургии (такова практика нашего священства, к сожалению, что вне служб исповеди нет). Если мы в одном главном таинстве или в обоих не участвуем, то к какому апогею мы готовимся? Для кого «Примите и ешьте…» и «Пейте от неё все…»?! Все! А не те, кто три дня постился и вычитал 4 канона и 12 молитв с полным утренним и вечерним правилом. Хотя соборное правило предполагает пост только в ночь накануне.

Потому и рождались мысли, что, возможно, при правильном понимании ситуации, лучше дома святых отцов и Новый Завет почитать с детьми, чем «простоять» всю службу (дети ничего не понимают, я – частично), и когда Чашу готовы будут вынести к христианам, развернуться спиной к Ней и свалить домой.

Тех, кого смущает подобный подход, но они понимают, что рассуждения верны и при этом они не готовы к такому новому (древнему) раскладу, можно завести правило регулярной исповеди на службах , когда они по каким-то причинам не попадают на главное Таинство . Если нет подготовки ни к тому ни к другому, и восприятие церковно-славянского как у моих детей, то всё же вижу смысл с гораздо большей пользой почитать дома Новый Завет с толкованиями. Особенно это касается тех, кто регулярно в храме уже больше десятка лет, а воскресения без таинств случаются не часто.

Н есколько лет назад благодаря щедрости людей, мы смогли отдохнуть в Калифорнии. В этой поездке мы посетили Диснейленд, прогулялись по торговым центрам и отдохнули на побережье. А в воскресное утро мы посетили службу в мегацеркви. И когда перед нами встал вопрос о том, как распорядиться оставшимся временем, я предложила сходить еще на две-три службы в местных церквях. Ведь это так здорово !

Но мы отправились на пляж.

Мама странная.

Все дело в том, что я так люблю Церковь. Именно Церковь.

В прошлое воскресенье мы ездили в небольшой городок Либби, в штате Монтана, где Мэтт, мой муж, несколько недель замещал пастора. Это небольшая захолустная церковь. Но там такие милые люди, и поклоняться Господу с ними мне понравилось так же, как и в калифорнийской мегацеркви с ее светомузыкой, камерами и атмосферой.

Есть какая-то глубина, красота в собраниях последователей Христа.

В течение долгого времени я получала письма от своих читателей, признающихся в том, что они не посещают церковь годами. Для меня не ходить в церковь, это все равно, что одновременно отказаться от поездки в Диснейленд, торговый центр и на пляж в солнечный день.

Вчера вечером я сказала своей подруге, что собираюсь опубликовать эту статью для вас, моих читателей. Она сказала: «Интересно, с каким выражением лица ты смотришь на читателей твоей статьи о том, почему им нужно ходить в церковь?» Я изобразила это выражение ребенка, изо всех сил упрашивающего маму сводить его в развлекательный парк. Ну как, представили? Как я сижу с таким лицом и смотрю на вас?

10 главных причин, по которым нужно ходить в Церковь

1. Если Вы следуете за Христом, Вы являетесь частью тела Христова , а тело вообще-то состоит из частей не разъединенных, но соединенных между собой. Я знаю одну хорошую молодую женщину, которая восстанавливается после ампутации ноги, так что я представляю, насколько трудно примириться с ампутацией (1 Кор. 12:27).

2. Через ВАС Бог хочет открыть Себя другим. Когда вы участвуете в жизни церкви, люди обретают большее понимание Бога (1 Кор. 12:7). Звучит потрясающе, правда?

3. Бог наделил вас духовными дарами, которые следует использовать для роста тела Христова. В Вашем даре отчаянно нуждаются другие верующие (1 Кор. 12)!

4. Нужно кушать, пребывать в учении и молиться с другими верующими (Деян. 2:42-47).

5. Дарами нужно делиться, а общаясь в достаточной мере с верующими братьями и сестрами, вы сможете понять их нужды и благословить их тем, чем благословил вас Бог. И они в свою очередь захотят делиться дарами с Вами (Деян 2:45).

6. Постоянная поддержка нужна не только Вам, но и другим верующим, ведь наша жизнь трудна (Евр. 10:25).

7. Нужно уметь поддержать других верующих и в горе, и в радости. Этому можно научиться только общаясь и узнавая других верующих на протяжении долгого времени (Римл. 12:15).

8. Часто через слова и поступки верующих мы получаем мир и утешение от Бога, и Он хочет, чтобы этот мир мы передали дальше - другим верующим вокруг нас (2 Кор. 1:3-4).

9. Если Бог - ваш Отец, то церковь - это встреча членов одной семьи (Фил. 1:2).

10. Божья любовь в нас достигает совершенства, когда мы собираемся в любви с другими верующими (1 Иоан. 4:12).

Видите, вы нуждаетесь в церкви так же, как и церковь нуждается в вас.

Но не все так просто. Иногда люди могут вас ранить, и зачастую они могут разочаровать. Но церковь устроена по Божьему замыслу, и если вы все-таки отважитесь ходить в церковь, вы прославите Бога, и сами наполнитесь радостью.

Прошу вас, вы же будете ходить в церковь?

Подписывайтесь:

Обращаюсь к тем, кто постоянно ходит в церковь, могли бы вы оставить комментарии к статье, о том, почему для вас так важно постоянно встречаться со своей церковной семьей? Возможно, ваши слова послужат ободрением для тех, кому оно так нужно!

Понравилась статья? Поделитесь ей