Контакты

Выводы о действии детского массажа. Что нужно знать о детском массаже? Массаж для малыша - когда начинать

Как правило, массаж ассоциируется с лечением какого-либо заболевания опорно-двигательного аппарата и может проводиться только в кабинете специалиста. Когда на первых приемах у педиатра, родители слышат о необходимости массажа деткам, у некоторых начинается паника. Мамочки начинают думать, что малыш болен, есть какая-то патология, но на самом деле, это не так. Да, конечно, массаж является не только профилактической, но и лечебной процедурой, но детям первых трех лет жизни он назначается именно в качестве профилактики. Так в чем польза детского массажа, когда и как его начинать?

Иногда можно встретить довольно упорных приверженцев старой закалки, которые к большинству профилактических процедур относятся настороженно и раздают вредные советы. Нередко родителям приходится отказываться от массажа у малышей, в силу категорического запрета со стороны старшего поколения. Рассказанные истории, одна страшнее другой, в которых главная опасность массажа сводится якобы к повреждению внутренних органов и скелета малыша. Как не испугаться?

А если подумать, то каким должен быть массаж, чтобы повредить внутренние органы? Ни для кого не секрет, что это всего лишь очередной миф, страшилка, которая не имеет под собой никакого основания, да и откуда она взялась, не совсем понятно. Но впечатлительные мамочки, в погоне за безопасностью и здоровьем крохи, предпочитают не спорить со старшим поколением, и делать все по-своему.

Так что такое детский массаж и опасен ли он? Детский массаж - это не растирание, надавливание или вправление позвоночника, это легкие поглаживания, касание рук в сочетании с гимнастикой, которые будут положительно влиять на здоровье и развитие малыша.

Стоит помнить, что у новорожденных малышей зрительный и слуховой анализаторы пока не могут совершенно работать, и именно прикосновения будут универсальным способом стимуляции физического развития, и профилактики большого количества заболеваний. Кроме того, массаж - это еще и общение матери и ребенка.

Массаж для малыша - когда начинать?

Детский массаж, вопреки советам и рекомендациям старшего поколения, необходимо начинать с 2 - 3-недельного возраста. До 6-недельного возраста необходимо обходиться легкими поглаживаниями. Ведь малыш не нуждается в сложном комплексе детского массажа с поднятием конечностей, ведь пока еще не развиты физиологические изгибы позвоночника, и такие упражнения могут принести вред ребенку.

Только с возрастом, предварительно обсудив весь комплекс упражнений с ведущим педиатром, можно переходить к усложненной программе детского массажа, в которую входят потягивания, поднятие рук и ног, поглаживание кожи.

Делать массаж рекомендовано утром или днем, перед кормлением. Но перед тем как приступить, необходимо подготовиться, учитывая все особенности детской физиологии. Родители должны помнить, что малыши до трех месяцев замерзают намного быстрее, поэтому для массажа нужно выбирать самую теплую комнату. На пеленальный столик или кровать необходимо положить теплую пеленку, предварительно подогретую утюгом, и приготовить масло для массажа, чтобы движения были скользящими и приносили удовольствие. Время массажа должно составлять около 15 - 20 минут ежедневно.

Родители должны начинать детский массаж с ручек крохи - поглаживающие движения помогут расслабиться. Для уверенных первых шагов в будущем нужна тренировка мышц ног. Поглаживающие и легкие массирующие движения стоп и голеней помогут укрепить мышцы. Известно, что на стопе проецируются биологические точки, если слегка надавливать на пальчики и пятки, можно простимулировать работу нервной системы.

Массаж живота не только простимулирует процесс пищеварения, но и поможет успокоиться крохе. Поглаживающие движения необходимо начинать с боков, а после поглаживать сам животик по часовой стрелке, но при этом нельзя сильно давить, касания должны быть поверхностными.

Для профилактики дисплазии родители могут использовать массаж и пассивную гимнастику ног. Положив малыша на спину, необходимо согнуть его ножки в коленях и прижать к животику, после дать расслабиться. С 1,5 - 2 месяцев для детского массажа можно использовать мяч - положить малыша на него животиком и слегка покачать в разные стороны. Такие упражнения помогут научиться опираться на руки. Лучше всего, если массаж будет сопровождаться потешками, тем более что многие из них адаптированы именно под гимнастику.

Вопреки доводам старшего поколения, для которых не является авторитетом какой-то там ВОЗ (ведь они вырастили ребенка, а это опыт, и за ним правда!), детский массаж очень полезен. Массаж - это лучшая профилактика огромного количества заболеваний, иногда его используют и как лечебную методику, например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Научными и практическими исследованиями было доказано положительное влияние массажа в стимуляции работы нервной системы. Лечебный массаж, который проводится в кабинете специалиста, может восстанавливать нарушенные функции или даже вернуть утраченные.

Профилактический массаж будет рекомендован всем малышам, ведь такие сеансы могут улучшить кровообращение, аппетит. Если малыш перевозбужден и плохо засыпает, массаж поможет успокоиться и быстрее заснуть. Особенно полезен массаж при кормлении грудью, это не обязательно поглаживание всего тела. Мама может разминать ручки малыша, легко гладить ладошки и пальчики, гладить по голове. Такие прикосновения - лучшее общение для малыша, который пока не понимает слов, но понимает интонации и прикосновения.

Массаж, который используется родителями в домашних условиях, сочетающийся с элементами гимнастики, положительно влияет на рост и развитие малыша, стимулирует развитие моторики и двигательных функций. Если ежедневные процедуры сочетать с чтением потешек, или просто общением, то это еще и прекрасное времяпрепровождение, умственное развитие малышей, расширение словарного запаса и укрепление связи «мать и дитя».

Если есть необходимость использовать сложные методики массажа, то необходимо получить консультацию специалиста. После подробного рассказа методики и ответа на самые главные вопросы, родители могут делать массаж в домашних условиях.

Массаж полезен не только для малышей до года, но и деткам старшего возраста. Но выбор конкретных рекомендаций, техники массажа напрямую зависит от возраста ребенка и от той проблемы, которую необходимо решить или предотвратить.

Ирина Афанасьевна Бабикова
О пользе детского массажа

Каждый врач должен овладеть искусством массажа , его руки должны быть глазами, а любящее сердце должно дарить людям ощущение счастья и здоровья!

Гиппократ

Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус. А так же успокаивается нервная система, ведь всем нам приятно, когда нас гладят по спинке.

Оздоровительный массаж - один из элементов , из которых складывается так называемый «здоровый образ жизни» . Ощущения после массажа - совсем другое дело. Попробовав, вы поймете, что бывает по-другому. Приходя на массаж к грамотному профессионалу, человек отдыхает, но на самом деле мышцы получают нагрузку. Вы работаете на свое здоровье, на свое будущее.

Детский массаж уникален своими целебными свойствами, оказывающими благотворное воздействие на растущий организм ребенка. Даже кратковременный сеанс массажа полезен для работы жизненно важных органов маленького человека. При этом важно знать, что массаж особенно необходим именно в возрасте от 1 года до 6 лет, поскольку тогда он способствует не только общему оздоровлению, но и ускорению развития. Прежде всего, речь идет о полноценном физическом развитии и стимуляции умственной и двигательной активности.

В то же время массаж позитивно влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. Это происходит за счет благотворного воздействия на нервную систему, что в конечном итоге неизбежно связано с работой мозга, который функционирует благодаря поступающим от рецепторов импульсов.

Регулярный массаж позволяет предотвратить различные заболевания костной и мышечной систем. Не случайно массаж используется в качестве одного из основных лечебных средств при нарушениях работы опорно-двигательного аппарата. Поэтому если говорить о профилактических мерах, благоприятный эффект тем более очевиден.

В настоящее время большая часть детей посещает дошкольные учреждения. Воспитанники находятся в садах довольно длительное время, а родители забирают их поздно вечером. Вследствие этого у родителей и детей остается очень мало времени, чтобы заниматься друг другом и уделять много внимания. Однако каждый родитель желает, чтобы малыш рос здоровым и крепким, поскольку нет ничего более ценного в нашем мире, чем здоровье. Между тем для хорошего здоровья важно развивать ребенка физически, поскольку именно полноценное и всестороннее физическое развитие создаст фундамент для качественного умственного развития впоследствии.

Немаловажными аспектами хорошего физического развития являются детский массаж и гимнастика , которые ребенок вполне может выполнять, проводя время в детском саду . Массаж улучшает пищеварение, так как способствует повышению секреций пищеварительных гормонов. Именно этот факт способствует лучшему росту малыша. Массаж благотворно влияет на поведение ребенка. Детки лучше спят, меньше капризничают. Они более общительны и организованны. Многие малыши во время массажа быстро успокаиваются и засыпают.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж , сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа , развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.) .

При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы :

1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы :

Поглаживание,

Растирание,

Разминание,

Поколачивание.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно , он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил , а нажимать легонько, аккуратно.

МАССАЖ ЛИЦА «НОС УМОЙСЯ»

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Мы капусту рубим, рубим

(рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём

(трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим

(точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём

(прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём

(поглаживающие движения ладонями

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит : ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием : "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая :"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.

МАССАЖ ЖИВОТА

Лежа на спине :

Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает и снова поглаживает.

Цель : улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель : воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.

МАССАЖ НОГ

Ребенок в позе лотоса

Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы; сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы; делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Аналогично с другой ногой.

Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает» , встряхивая руки.

Цель : воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах.

Между ними становится сильнее.

Улыбки, объятия, прикосновения мамы - ключ к воспитанию здорового и счастливого малыша.

Мария Евгеньевна БАУЛИНА , кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S® BABY : «На первом этапе, от 0 до 2 месяцев, во взаимодействии новорожденного с мамой преобладают прикосновения, благодаря которым малыш получает информацию о существовании у себя тех или иных частей тела, разнообразных позах и типах движений».

Польза массажа

Такой вид прикосновений , как массаж является одним из важнейших способов установления крепкой незримой связи между мамой и крохой. Детский профилактический массаж необходим каждому ребенку с первых дней жизни, это прекрасный способ передать малышу всю палитру возможных тактильных и вестибулярных ощущений: давления, поглаживаний, похлопываний. Данная процедура способствует укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы малыша, нормализации лактации у мамы, снижению уровня гормонов стресса в детском организме и в организме матери, легкому засыпанию и крепкому сну ребенка.

Для проведения массажа необходимо подготовить столик, на котором обычно пеленают кроху. Его желательно расположить вдали от отопительных приборов, сквозняков и так, чтобы можно было подойти к ребенку с любой стороны. В комнате следует поддерживать температуру примерно +22°С, чтобы крохе было комфортно во время массажа, он бы не замерзал и не перегревался. Лучше всего проводить процедуру после вечернего купания, тогда малышу будет легче расслабиться и настроиться на сон.

Как правильно делать массаж?

Техника профилактического массажа проста и не требует особых усилий.

Главное, приступайте к процедуре в хорошем настроении, улыбайтесь крохе, прикасайтесь к нему бережно и нежно.

Голова. Начинать массаж следует с головы. Мягко, самыми кончиками пальцев помассировать лицо и шею малыша. Следует быть особенно осторожными с родничками. У новорожденного их два: один расположен на темечке, второй - на затылке, ближе к шее. Хотя эти места защищены соединительной тканью, обращаться с ними нужно очень бережно. Затем нежными движениями погладить ушки, линии бровей — от переносицы к вискам, крылышки носа и губы.

Живот. Массировать осторожными поглаживающими движениями по часовой стрелке. Не рекомендуется затрагивать область печени (правое подреберье).

Грудь. Мышцы груди у новорожденных развиты слабо, поэтому все движения должны быть очень осторожными - от центра к бокам без нажима на грудную клетку.

Кисти. Массировать круговыми движениями с легким надавливанием, вложив большой палец своей руки в ладошку малыша. Затем каждый пальчик в отдельности, обхватив его большим и указательным пальцами у основания и двигаясь к кончику.

Ручки. Взявшись за кисть, приподнять ручку и, поглаживая, двигаться в направлении от кисти к плечу.

Ножки. Держась за стопу, приподнять ножку и в направлении от бедра к стопе аккуратно помассировать внешние стороны бедра и голени.

Стопы. Массаж стоп особенно важен. Нежными поглаживающими движениями необходимо размять верхнюю сторону ножки, лодыжку и подошву. Затем каждый пальчик отдельно.

Спинка. Следует перевернуть малыша на животик и круговыми движениями помассировать спинку, двигаясь от шеи к ягодицам и обратно.

Помощники

Использование «посредников» в виде кремов и масел расширяет спектр воспринимаемых тактильных ощущений и приносит другие положительные эффекты, такие как уменьшение признаков стресса во время процедуры, больший увлажняющий и успокаивающий эффект, лучшее скольжение рук и уменьшение давления на малыша. Выбирая средства для массажа, отдавайте предпочтение только тем продуктам, эффективность которых клинически доказана.

Помните, массаж и прикосновения не только сближают вас, но и помогают малышу гармонично развиваться. Поэтому прикасайтесь к крохе бережно и нежно и вы заметите, в с каждым днем становитесь еще ближе друг к другу.

-------
| сайт collection
|-------
| Светлана Якубовна Тян
| Дмитрий Юрьевич Атланов
| Все о детском массаже
-------

«Язык тела» – не просто модный сегодня термин. Это основа, на которой и из которой вырастают все другие языки. Прежде чем назвать предмет, мы должны его как-то воспринять, почувствовать. А на это способно только тело и его органы восприятия. Прежде чем овладеть речью, ребенок должен овладеть жестами, мимикой и артикуляцией – управлением сложно организованным речевым аппаратом. Если в основе нашего мышления лежит речь, то в основе речи лежит телесная практика, физическая активность ребенка.
Современные психологи едины в том, что ребенок должен овладеть координированным движением руками и всем телом, прежде чем начнет уверенно различать предметы при помощи зрения по признакам «больше – меньше» и «дальше – ближе». Для того чтобы устойчиво различать форму разных предметов, ребенку важно их пощупать.
Но если это так, то и сигналы, которые ребенок посылает в мир, опираются прежде всего на телесные реакции, движения, позы, жесты и напряжения. Проблемы взрослых во многом коренятся в неверно сформированных телесных реакциях детского периода развития. А проблемы взаимодействия взрослых и детей коренятся в том, что подавляющее большинство взрослых просто не понимают и не представляют себе, каким образом взаимодействуют с миром дети. Взрослые не понимают языка, который дети используют для анализа и обработки информации.
Очевидно, что инструментарий, принятый во «взрослой» психологии, оказывается малопригодным в детской и совсем бессмысленным в психологии младенческого периода развития. Даже понимание особенностей функционирования психики младенца оставляет для практика открытым вопрос о способах обратного воздействия на процессы психического развития для коррекции тех или иных дефектов. Наша книга призвана хотя бы отчасти восполнить пробел в такой литературе.
Мы не пытаемся сделать еще одно пособие по детскому массажу, хотя практической технике массажа в книге уделено значительное место. Для нас важнее было подать материал таким образом, чтобы он мог оказаться полезным прежде всего для молодых родителей, вооружить их пониманием особенностей младенчества и практическими знаниями. Для специалистов по детскому массажу эта книга поможет восполнить определенный дефицит знаний по психологии, а для детских психологов будет актуальным знакомство с техниками непосредственного воздействия на ребенка.
Наша книга посвящена достаточно узкой теме – телесноориентированной психологии и психотерапии, – и составлена она так, как видится людям, практически работающим в этой сфере более десятка лет.

Лежащий в основе книги практический опыт авторов основан на многолетней практике в сравнительно небольшом населенном пункте, сельском поселении в Ленинградской области. Это обстоятельство позволило, во-первых, длительно наблюдать маленьких пациентов не только в специфических условиях терапевтического приема, но и в повседневной жизни, а во-вторых, также наблюдать молодых родителей и знать особенности их поведения и психической жизни. Во многом именно это позволило получать устойчивые результаты в работе и привлекать разнообразный материал – как из области психофизиологии, так и психологии личности и поведения.
Возможно, и вам, читатель, эта книга что-то подскажет и чем-нибудь поможет в вашей жизни.
В добрый путь!

То, чем мы занимаемся, уже давно переросло рамки массажа и даже рамки семейной психотерапии. Наверное, специалист в этих областях увидит какие-то черты общие со своими знаниями: что-то покажется ему совершенно не новым, с чем-то он, возможно, не согласится, но мы рассказываем о своем опыте и о своем пути, который ничем не хуже опыта и пути любого признанного авторитета.
Приходится делать реверансы в сторону специалистов, потому что мы сталкивались с врачами-педиатрами, которые понимали суть нашей работы, только когда она касалась их самих или их близких. Мы сталкивались и с педагогами, которые проявляли поразительную профессиональную беспомощность, когда дело касалось их собственных детей. Нам приходилось по-разному осмыслять сложные пороки развития детей в связи с поведением родителей, и мы уверенно говорим, что существуют такие связи, которые никогда не учитывают ни родители, ни врачи, ни педагоги.
Основу метода, а это одно из направлений телесноориентированной психотерапии, составляет работа с телом. От тела мы отталкиваемся в понимании проблем, с которыми сталкивается человек, и к телу мы обращаемся при попытках воздействовать на более высокие уровни организации человеческой жизни.

Телесноориентированная психотерапия (соматическая психология) – одно из основных направлений современной практической психологии. Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Практика телесноориентированной психотерапии до последних дней опирается на различные способы работы с трансовыми состояниями сознания различной степени глубины. Предполагается, что сознание уже наличествует, а это значит, что человек успел достигнуть определенной степени зрелости. Проблемы же, с которыми сталкивается ребенок, кажутся неразрешимыми теми методами, которые обычно используются в этом направлении терапии. Но когда мы говорим о проблемах ребенка так же, как о проблемах отдельно взятого взрослого самостоятельного человека, мы совершаем ошибку.

Ребенок неотделим от своей семьи подобно тому, как взрослый человек неотделим от собственного опыта и памяти. Ребенок, не имеющий опыта собственного реагирования на раздражители, использует (заимствует, присваивает) опыт своих родителей и опыт семьи в целом. Этот тезис в специальном доказательстве не нуждается. Пример – дети, воспитанные в стае диких животных, такие случаи известны. Ребенок присваивает себе опыт животного.
Но для того чтобы начать говорить о механизмах присвоения и воспроизведения родительского опыта, придется подробнее поговорить о развитии ребенка.

Начнем с момента зачатия. История человека начинается как минимум с истории его родителей. При этом необходимо иметь в виду не только историю телесного развития, но и историю событийную, историю чувств и переживаний человека, а здесь наука только приближается к пониманию тонких механизмов наследования и передачи информации, несмотря на огромный объем фактов и обобщений, накопленных в этой области к сегодняшнему дню.
Так, например, совсем с недавних пор считается установленным тот факт, что сильные стрессы, например серьезные ранения, деформируют генетическую информацию в клетках раненого. А значит, информация о ранении определенным образом будет унаследована потомками. Очевидно, что нечто подобное может происходить и вообще при любом стрессе, переживаемом одним из родителей. А значит, можно считать правомерным старинное наблюдение, что у счастливых родителей рождаются здоровые дети. Это, кстати, подтверждено авторитетными специалистами из многих стран. Чувство, сильное чувство любви дает лучшую гарантию того, что в момент зачатия родители не впишут в генетическую программу ребенка негативную информацию. Это, к сожалению, не всегда гарантирует защиту от тех деформаций, которые уже вписаны в генотип родителей их предшествующей жизнью и опытом. Но отношения между генетически передаваемым опытом и его практической реализацией очень сложны.
Сегодня существует пока как гипотеза, но становится все более популярным представление о том, что структура генома и структура информации, обрабатываемой человеком в ходе мыслительной деятельности, подчинены общим закономерностям, что они некоторым образом созвучны и при определенных условиях резонируют друг с другом. Таким образом, в зависимости от господствующих информационных потоков, активизируются строго определенные массивы генетической информации, обеспечивающие направленные мутации.
О многом заставляет задуматься и явление, которое в науке носит название телегении.

Телегения (от «теле» – далеко, и «ген» – рождающий) – наследование ребенком качеств, отсутствовавших у непосредственных родителей, но наличествовавших у других сексуальных партнеров родителей.

Женщина не случайно на всю жизнь запоминает своего первого сексуального партнера независимо от того, насколько сильные чувства связывали ее с ним. Оказывается, информация о первом партнере отпечатывается на всех последующих детях, рожденных от других. Это хорошо знают люди, профессионально занимающиеся селекционированием и разведением животных. Первая вязка самки с беспородным партнером приводит к выбраковке, – породистое потомство такая самка уже никогда не принесет. Кстати, это же относится и к самцам.
Сексуальные опыты как мужчин, так и женщин, не сопровождающиеся зачатием, тем не менее изменяют генетически передаваемую информацию. Информация о половых партнерах каким-то образом фиксируется и встраивается в информационное пространство, или поле, детей, рожденных от других партнеров.
Блоки разнородной генетической информации, полученной в итоге не от двух родителей, иногда плохо совместимы друг с другом, что ведет к сущностным дефектам, вырождению. Это обстоятельство объясняет, почему такое большое значение в древности уделялось как мужскому, так и женскому целомудрию. Никто не мог стать первосвященником или вождем, который в истории всегда выполнял и магические, священнические функции, если были сомнения в его «чистоте крови». Это же объясняет и то, почему в обществах, стоящих на родовой ступени развития, столь широко распространен был обычай «права первой ночи». Первым мужчиной для любой женщины племени был вождь. Надо при этом отметить и то, что, во-первых, вождь был лучшим мужчиной племени. Если он переставал быть таковым, то его обыкновенно убивали. Во-вторых, все дети, в том числе и рожденные впоследствии от других мужчин, все равно были детьми вождя и, соответственно, носили какие-то его качества. Таким образом, этот обычай прямо соотносится с родовым строем.
Эти не слишком подробные рассуждения вплотную подводят нас к пониманию причин так называемых «кармических» заболеваний. Термин не претендует на научность, но в массовом сознании укоренился достаточно прочно. Большое количество публикаций в отечественной литературе последнего времени больше запутали, чем прояснили этот вопрос. На самом деле ничего сверхсложного в этом нет. Как известно, сам термин «карма» восходит к санскритскому корню «кри», что означает буквально «действие, поступок», отсюда «карма» в русском языке наиболее точно передается термином «поведение».

Карма (на санскрите «деяние, возмездие») – влияние совершенных человеком действий на его текущее и будущее существование.

И это слово очень точное. «Поведение» включает в себя корень «вед» – это знание, ведание, но и одновременно управляемая деятельность: отсюда ведение, поведение. Речь идет как об информационной составляющей любого предмета или действия, так и о действии, поступке как таковом. Вот это знание, о связи информационных компонентов с их физическими носителями, и лежит в основе многих непонятных теперь, «темных» правил, освященных тысячелетними традициями.
В евангельской традиции Иисус говорит об ответственности не только за непосредственное деяние, но и за мысли о непотребном. В теме зачатия это прослеживается очень точно. Счастливые люди чисты. Если родители зачинают ребенка, думая при этом о «материнском капитале», который им предоставят после его рождения, то ребенок не только не будет счастлив в своей жизни, но и получит одну из так называемых «кармических» болезней, например нейродермит. У нас в практике есть такие случаи, когда причина одна – буквально та, которую мы привели, а болезни разные, но общее у них то, что они «кармические», созданные не экологией, не физической болезнью родителей, а их неправильным образом мыслей, неведением, омраченностью, распущенностью и т. д.
Это примеры совершенно вопиющие, но, скажем, не столь редки случаи, когда женщина принимает решение зачать ребенка, руководствуясь при этом желанием кому-то что-то доказать – например, что она здорова – или чтобы не быть одной. В этих случаях ребенок тоже не является самоцелью, а лишь средством к чему-то, и, значит, карма его будет отягощена.
Вполне реальны и процессы, связываемые с понятием родовой кармы. Определенные стереотипы мышления наследуются, и существуют настолько мощные бессознательные установки, что они воспроизводят себя в нескольких поколениях одного рода, обеспечивая иногда буквальное воспроизведение определенных жизненных ситуаций. А откуда, если вдуматься, возникнут иные – положительные стереотипы поведения и мысли?

Уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесноориентированной терапии, указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека. Проще говоря, плод запоминает все состояния матери и опосредованно – состояния и эмоциональные реакции отца.
В июле 1983 г. доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре– и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности.
Современные научные представления о развитии плода сходятся в том, что центральная нервная система развивается в течение всей жизни. Но функционировать она начинает еще в материнском организме. Т. Верни отмечал, что плод начинает реагировать на шумы начиная с 24-й недели развития. Специальные исследования показали, что плод воспринимает не только шумы материнского организма, например биение сердца, но и внешние звуки, голоса. Если мать эмоционально реагирует на те или иные звуковые раздражители, то и ребенок приучается реагировать на эти раздражители тем же образом. Мало того, например, опыт, накопленный в дианетике, при всей неоднозначности отношения к ней, утверждает, что плод помнит не только общий эмоциональный фон, но и точные слова родителей. С 6-й недели развития плод совершенно определенно реагирует на свет. Он реагирует даже на световой луч, направленный на живот матери, отворачиваясь или подпрыгивая.
Исследования химизма материнского организма, проведенные еще в первой половине XX в., показали, что в моменты беспокойства организм матери выделяет особые вещества – катехоламины, – которые проникают и в организм плода, заставляя его беспокоиться. У 28-недельного плода наблюдаются выраженные мимические реакции на разные вкусовые ощущения: отрицательные – на горькое и соленое, удовольствие – на сладкое. Мало этого, его мимика обеспечивает выражение развитых эмоций – гнева, радости, страха. Двигательные реакции также многообразны: в возрасте 11,5 недели внутриутробного развития появляется хватательный рефлекс, сосательный – в 13 недель, зажмуривание в 17, а дыхательные движения фиксируются в 20 недель. Энцефалограмма фиксирует на последних месяцах внутриутробного развития активность мозга, характерную для сна в двух фазах – «медленный» и «быстрый сон».
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В 6 недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В 7 включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта, то он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век будет двигать глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
Современные приборы и методы исследования позволили снять фильм, в котором показано поведение плода, подвергающегося аборту, – он буквально испытывал панику, пытался уклониться от прикосновения, избежать контакта с инструментом, вжаться в стенки матки. Энцефалограмма плода фиксировала реакцию, характерную для тяжелейшего стресса, его гормональный выброс был ужасен. Таким образом, говоря о внутриутробном периоде развития, приходится признать, что плод способен к переживанию, эмоциональным реакциям и направленной двигательной (хочется сказать, поведенческой) активности.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как малыш активно ворочается сам, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной и стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо, и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием записи материнского голоса, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, плод дает понять, что они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора – качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости – эндорфины, когда грустит или тревожится, гормоны стресса – катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок.
Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся: с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно – только мать, пропуская их через себя, отсекает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет от них освободиться.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
Таким образом матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития зародыша являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает у человека еще до рождения.
Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей