Контакты

Техника вин чунь обучение. Основы вин чунь. Не противодействие силой силе

Вин-Чун - это стиль кунг-фу, в котором для победы над соперником делают упор на рукопашный бой, быстрые удары и сплошную защиту. В этом виде традиционного китайского боевого искусства противника дестабилизируют благодаря быстрой работе ног, защите и нападению, которые происходят одновременно, и перенаправлению энергии противника на него самого. Для того чтобы достичь мастерства в этом сложном виде кунг-фу, потребуются годы, но новички могут начать изучение Вин-Чун с понимания его принципов, освоения теории и овладения основными навыками.

Шаги

Часть 1

Принципы Вин-Чун

    Узнайте о теории центральной линии. Основной принцип Вин-Чун - это защита центральной линии тела. Представьте себе линию, которая начинается от середины макушки, проходит вдоль середины грудной клетки и нижней части тела. Это центральная линия вашего тела, которая наиболее уязвима. Ее нужно всегда защищать.

    • Согласно этой теории, нужно всегда атаковать центральную линию и выполнять приемы на уровне центральной линии противника.
    • Основная открытая стойка в Вин-Чун основана на теории центральной линии. В открытой стойке нужно смотреть перед собой, подогнуть колени, а стопы слегка развернуть наружу. Если противник будет находиться перед вами, то вы сможете атаковать наилучшим образом, соразмерив силу.
  1. Мудро и экономно расходуйте энергию. Ключевой принцип Вин-Чун заключается в том, что во время боя энергия должна расходоваться экономно и сдержанно. Используйте энергию противника, отклоняясь или перенаправляя удары.

    • Двигайтесь расчетливо и разумно. Смысл в том, что тело, вступая в контакт с противником, должно пройти кратчайшее расстояние за минимальный промежуток времени. Это позволяет сохранить собственные силы.
  2. Оставайтесь расслабленным. Силы расходуются понапрасну, если тело находится в напряженном состоянии. Не напрягайте тело, и вы будете чувствовать себя более непринужденно.

    • Если у вас есть опыт других боевых искусств (особенно «жестких стилей»), вам придется «опустошить свой стакан» или отучиться от вредных привычек. Вин-Чун - это мягкий стиль со множеством нейтрализующих техник, которые требуют от вас «мягкости» и расслабленности. Изменить мышечную память и развить привычки расслабляться может быть непросто и времязатратно, но это пригодится вам в будущем.
  3. Оттачивайте свои рефлексы. Воин, применяющий технику Вин-Чун, благодаря хорошо развитым рефлексам, действует в бою так, чтобы прервать нападение и продолжить бой уже на своих условиях.

    Меняйте боевую стратегию в зависимости от противника и окружающих условий. Противник может быть высоким или низким, большим или маленьким, мужчиной или женщиной и так далее. Точно так же и с условиями боя, который может проходить в дождь, в жару, в холод, на улице, в помещении и так далее. Будьте готовы приспосабливаться к любым условиям боя.

    Узнайте о формах Вин-Чун. Вин-Чун делится на шесть преемственных форм, каждая из которых основывается на предыдущей. В каждом форме нужно знать правильную стойку, положение тела, движения рук и ног, а также соотношение сил. К этим формам относятся:

    • Сиу Лим Тао;
    • Чам Киу;
    • Биу Джи;
    • Мук Ян Чонг;
    • Лук Дим Бун Кван;
    • Бат Чам Дао.

    Часть 2

    Как изучать Вин-Чун
    1. Найдите школу Вин-Чун. Школы боевых искусств часто ориентированы на один стиль боевых искусств, особенно для серьезных учеников. Школы или клубы Вин-Чун могут быть связаны с ассоциацией боевых искусств. Поищите в интернете или телефонной книге номер местной школы Вин-Чун.

      • Узнайте в местных школах боевых искусств, не обучают ли они Вин-Чун. Они могут обучать только основам, и если вы настроены на углубленное изучение Вин Чун, то вам, возможно, придется искать другое место, где проводятся занятия по углубленному изучению этой техники.
      • Познакомьтесь с сифу (инструктором) и поинтересуйтесь его квалификацией. Сколько лет он практикует? Как он обучался Вин-Чун?
      • Посетите класс Вин-Чун. Прочувствуйте, как сифу проводит занятия и как реагируют другие ученики.
      • Персональное обучение Вин-Чун - это наиболее предпочтительный способ.
    2. Изучайте Вин-Чун по интернету или DVD-дискам. На многих сайтах есть уроки для самостоятельного обучения Вин-Чун. На них, как правило, есть видео для различных уровней подготовки, а также гибкая цена на подписку в зависимости от на уровня вашего опыта (начальный, средний, продвинутый и так далее) и доступ к материалам. Это может пригодиться, если в вашей местности нет квалифицированных инструкторов или школ Вин-Чун. Благодаря им также может улучшиться ваше персональное обучение, если вы уже посещаете школу Вин-Чун. Выберите комплект DVD-дисков или онлайн-курс, который преподает грандмастер или мастер Вин-Чун.

      Выделите специальное пространство для занятий. Найдите место в доме, где вы сможете практиковать Вин-Чун. Там должно быть достаточно места, чтобы вы сможете перемещаться во всех направлениях. Для того чтобы проверить это, можно поразмахивать руками и ногами. Вы же не хотите, чтобы ваши движения были стеснены комнатной мебелью.

      • В идеале в помещении должно быть зеркало, чтобы можно было наблюдать за своими движениями.
    3. Найдите партнера для совместных тренировок. Самостоятельное изучение движений принесет немного пользы. Рано или поздно вам нужно будет приступать к изучению того, как ваши движения контактируют с противником. Благодаря партнеру вам будет проще понять, как реагировать на движения другого человека. Он также мог бы поощрять вас и делать замечания.

    Часть 3

    Сиу Лим Тао

      Узнайте о Сиу Лим Тао. Сиу Лим (или Ним) Тао, или «маленькая идея», является основой для многих движений Вин-Чун. Сиу Ним Тао - это первая форма Вин-Чун и именно здесь вас научат правильной стойке, владению своим телом, расслаблению и основным движениям рук.

      • Сначала нужно овладеть каждым разделом Сиу Лим Тао, а затем уже переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник.
      • Каждое движение первичной формы имеет значение. Сюда относятся темп, использование напряжения и расслабления, углы и расстояния. Форма не содержит методик.
    1. Освойте Гонг Лик. Гонг Лик является первым разделом Сиу Ним Тао и сосредоточен на хорошей организации и релаксации. Вы научитесь делать открытую стойку, при которой лицо обращено к противнику. Работайте над тем, чтобы тело оставалось расслабленным.

      Освойте Фа Джинг. Фа Джинг является вторым разделол Сиу Лим Тао. Фа Джинг позволяет развить высвобождение силы. Здесь вы узнаете, как применять силу и как сохранять силы и энергию. Сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться расслабленным до момента, когда руки готовы нанести удар.

      Освойте базовые навыки. Третий раздел Сиу Лим Тао учит базовым навыкам движений рук и блокировки ударов, что является основой для изучения других приемов Вин-Чун.

    Часть 4

    Чам Киу

      Узнайте о Чам Киу. Чам Киу, или «поиск моста», представляет собой движения всего тела, чтобы дополнить то, что уже было изучено в основной форме Сиу Лим Тау. Из Чам Киу вы узнаете, как правильно и эффективно двигаться всем телом, обращая внимание на распределение веса и устойчивость. Здесь рассматриваются движения ногами, такие как повороты и удары.

      • Прежде чем переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник нужно сначала овладеть каждым разделом Чам Киу.
      • Прежде чем изучать вторичную форму, необходимо хорошо отработать поворот стойки (смещение формы лошади из стороны в сторону). В первичной форме позиция статична, поэтому это очень важно.
    1. Освойте первый раздел Чам Киу. Первый раздел, Джун, сосредоточен на вращении, устойчивости и структуре. В Джуне, для того чтобы эффективно биться, ученик начинает обращать внимание на то, что его окружает, даже то, что находится позади него. В нем представлены движения рук средней сложности, такие как Джип Сау (перелом руки) и Фут Сау (удар по глазам).

      Освойте второй раздел Чам Киу. Во втором разделе, или Сер, Чам Киу основное ударение делается на уклонении от атак противника и перенаправлении этой энергии на них. Вы научитесь сначала двигать руками и ногами как единым целым, а затем независимо друг от друга.

      Освойте третий раздел Чам Киу. Третий раздел Чам Киу сосредоточен на применении силы вместе с движениями рук и ног. В нем также используется комбинация напряженных движений рук и расслабленных движений тела, чтобы приспособиться к различным сценариям боя. Здесь вы также будете отрабатывать повороты корпуса вправо и влево, чтобы развивать устойчивость, находя центральную линию во время боя.

Ушу – это классическое китайское боевое искусство, которое объединяет в себе сотню различных стилей. Один из них – вин чун, который был создан настоятелем шаолиньского монастыря Чжишанем. Он объединил простые, но очень эффективные комплексы, помогающие максимально быстро обезвредить противника, используя его собственную силу против него самого. Странствующим монахам знания по самозащите были просто необходимы, боевой стиль оттачивался в походных условиях и рассчитывался не на красоту внешней формы, а на эффективное практическое применение. В видео вин чун демонстрирует представитель Федерации шаолиньского ушу Юнчунцюань Олег Радионов. Уроки Вин Чун включают в себя обучение базовым стойкам и классическим комбинациям. Уникальность этого стиля ушу состоит в том, что при небольшом количестве техник он полностью направлен на поединок. Здесь не будет ни одного лишнего движения. Мастерство вин чун передавалось из поколения в поколения и оттачивалось в течение всей жизни ученика. Монах Чжишанем обучил своему стилю мирскую девушку Су Саньмэй – талантливую актрису и известного мастера боевых искусств того времени. Су Саньмэй проводила исследования, развивая и дополняя вин чун техниками из своего практического опыта. Благодаря кропотливой работе адептов, стиль вин чун существует уже более трех веков. А познакомиться с ним вы можете посмотрев видео уроки вин чун на нашем сайте.

Загляните ещë сюда:


Базовая техника Вин Чунь

Важнейшей составляющей частью любого стиля боевого единоборства явлется базовая техника. Это фундамент на котором впоследствии будет строится весь технический арсенал школы.

Освоение базовой техники Вин Чунь начинается с изучения стоек, позиций и способов передвижений.

Под понятием «стойка» подразумевается положение ног в целом, от ступней до бедер. Когда же говорят о позиции - то речь, как правило, идет о наложении всех частей тела. Позиция - это состояние равновесия между фазой атаки и обороны.

Сущность каждой позиции - быть всегда готовым к изменению ситуации. В любой позиции боец должен иметь возможность включить в удар все тело, а так же быстро перейти в другую позицию. При этом необходимо сохранять устойчивость, так как потеря равновесия очень часто приводит к падению и, как следствие, к поражению в поединке.

Первой стойкой, изучаемой в стиле Вин Чунь является фронтальная стойка «Ицзи ким ен ма» (рис.2). Это тренировочная стойка, которая используется во всех парных упражнениях и при отработке формальной техники.

Для фронтальной стойки характерно равномерное распределение веса тела на обе ноги. Колени немного согнуты и направлены внутрь. Наложение стоп напоминает форму треугольника - носки внутрь, пятки врозь.

Расстояние между серединами стоп 35-40 см, таз немного подан вперед, бедра слегка напряжены. Туловище выпрямлено, голова располагается на одной линии с туловищем. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак и располагаются возле подмышек.

Для правильного принятия фронтальной стойки необходимо из естественной стойки (стопы вместе, ноги выпрямлены, руки опущены) сжать кисти в кулак и подтянуть их к подмышкам, сгибая руки в локтевых суставах. Далее следует развести стопы носками врозь на 30° от первоначального положения, после чего, сгибая ноги в коленях развести пятки врозь. При этом носки будут направлены внутрь (рис.3).

После принятия стойки необходимо минут пять-семь оставаться в ней для того, чтобы привыкнуть к данному положению всего тела. В последствии время пребывания во фронтальной стойке необходимо довести до получаса. Цель данного упражнения выработать правильную структуру и укрепить мышцы, связки и суставы нижних конечностей.

Одновременное изучением «Ицзи ким ен ма» отрабатываются повороты в стороны на месте. Данное упражнение вырабатывает умение уклонятся от атак противника, используя минимум сил и времени. Так же поворот служит импульсом для создания дополнительного усилия, которое увеличивает силу удара рукой.

Приняв фронтальную позицию, поверните левую стопу влево. При этом вес тела переносится на правую ногу, а туловище поворачивается налево. Следите за тем, что бы во время поворота расстояние между коленями не изменялось. Таким образом тренируется навык защиты паха от ударов ногой в эту область. Выполнив поворот, вы приняли боковую фронтальную стойку. Теперь повернитесь направо и примите исходную фронтальную стойку. Выполните аналогичный поворот направо, при этом левая стопа остается неподвижной, в то время как правая поворачивается направо. В конечном положении обе стопы должны быть параллельны. Вместе с поворотом туловища происходит смещение веса тела на левую ногу. Таким образом, принята боковая фронтальная стойка.

Повернитесь налево, принимая исходную фронтальную стойку. Повторите упражнение несколько раз. После каждого поворота задержитесь на 5 секунд в стойке, проверяя правильность ее принятия. Вначале выполняйте повороты медленно, заботясь главным образом о правильности выполняемого движения. Затем, следует увеличивать скорость, но делать это надо постепенно.

Далее следует перейти к освоению поворота без принятия промежуточного положения в основной фронтальной стойке. В данном случае туловище поворачивается не на 45° как ранее, а на 90°. Также на 90° поворачиваются и стопы, оставаясь в конечном положении параллельными друг другу. Данному виду перемещений следует уделить особое внимание на начальном этапе обучения. Рекомендуется выполнять не менее 100 поворотов за тренировку.

Для повышения эффективности целесообразно использовать дополнительное отягощение в виде ремня со свинцовыми вставками.

Основные ошибки:

1. Вес тела при повороте равномерно распределяется на обе стопы.

2. Пятки или носки стоп отрываются от поверхности земли, вследствие чего теряется равновесие.

3. Не сохраняется расстояние между коленями. Из-за выпрямления ног или чрезмерного их сгибания.

Теперь необходимо перейти к изучению боевых позиций, используемых в стиле Вин Чунь. Для начала рассмотрим правильное положение рук. На рис. 4 представлено такое положение.

В данном случае правая рука выдвинута вперед, кисть раскрыта, пальцы направлены вперед-вверх. Локоть правой руки располагается на расстоянии 15 см от туловища. Кисть левой руки также раскрыта, пальцы направлены вверх. Кисти обеих рук расположены на центральной линии, которая параллельна центральной оси тела, делящей его на симметричные части (рис.5).

Данное положение рук является оптимальным для защиты, так как дает возможность отражать любые атаки. Рука расположенная впереди может первой блокировать атаку, а так же наносить упреждающие удары. Другая рука, прикрывая туловище спереди и сбоку, так же используется для нейтрализации атак и проведения контратак.

Существует две позиции: правосторонняя (рис.6)

и левостороння (рис.7)

фронтальные позиции. В правосторонней позиции правая рука располагается впереди, а в левосторонней - левая. Использование той или иной позиции напрямую зависит от того какая рука является более сильной. Обычно правша принимает левостороннюю стойку, в то время как левша - правостороннюю. Иногда встречаются исключения.

Описанное выше положение тела еще не является боевой позицией. Для ее принятия следует выполнить некоторые действия. Из позиции изображенной на рис.6 выполните поворот и примите боковую фронтальную правостороннюю стойку (рис.8).

Если повернуться направо из позиции изображенной на рис. 7, то вы примите боковую фронтальную левостороннюю позицию (рис.9).

В некоторых версиях стиля Вин Чунь (направление Вильяма Чена) эти позиции яатяются боевыми и используются в качестве исходного положения перед началом поединка.

Мы подошли к изучению передней боевой позиции. Для того чтобы ее принять необходимо из предыдущего положения (рис.10) перенести вес тела на левую ногу, а затем переместить правую ногу по дугообразной траектории вперед, принимая боевую переднюю правостороннюю позицию (рис.11).

Аналогично принимается боевая передняя левосторонняя позиция (рис. 12), при этом вперед выставляется левая нога. Диаграмма перемещения стоп изображена на рис. 13

В боевой передней позиции вес тела смешен на сзадистоящую ногу. Стопы расположены почти параллельно друг другу. Ноги немного согнуты в коленях и напряжены. Колени направлены внутрь и как бы притягиваются друг к другу. Корпус повернут в сторону на 30-45°. Руки находятся в основном защитном положении. Туловище выпрямлено. Голова немного опущена вниз, взгляд направлен вперед.

В боевой передней позиции впереди стоящая нога должна быть почти полностью свободна от давления веса тела. Это необходимо для быстрых перемещений вперед, нанесения стопорящих или упреждающих ударов, а также для блокирования атак ногами на нижнем уровне.

Любой поединок представляет собой динамическое действие, сопровождаемое перемещением тела в пространстве посредством различных видов шагов. В стиле Вин Чунь передвижениям отведено особое место. Фактически от своевременного шага (уходе линии атаки, сокращение дистанции) зависит надежная оборона и эффективная контратака. В основе правильного шага лежит стабильная позиция. Потеря равновесия исключает возможность выполнить перемещение в нужном направлении и в нужный момент.

Правильным является такое передвижение которое обеспечивает способность быстро перейти от одного технического действия к другому, сохраняя равновесие, подвижность и контроль ситуации.

Передвижения составляют важнейшее средство тактики. Все действия и комбинации, почти без исключения основаны на различных передвижениях. Поэтому умению легко и правильно передвигаться придается исключительное значение. Основным видом передвижений в стиле Вин Чунь является приставной шаг. Он используется для сближения с противником при атаке и разрыве дистанции для подготовки контратаки.

Основу приставного шага составляют "скользящие" шаги.

Они позволяют постоянно сохранять равновесие и удобное положение тела во время поединка и легко создавать исходные положение для ударов.

Для того, чтобы выполнить передвижение вперед примите правостороннюю боевую переднюю стойку (рис. 14).

Правой ногой сделайте скользящий шаг вперед, наступая с пятки на носок (рис. 15).

Как только правая нога коснется поверхности земли, сделайте приставной шаг левой ногой, которая также ставится с пятки на носок (рис.16).

Позиция остается прежней, то есть, если вы начинали передвижение из правосторонней позиции, то и прийти должны в правостороннюю позицию.

Руки во время передвижений не меняют своего положения. Длинна шага не должна быть слишком большой.

При передвижении назад из передней боевой правосторонней стойки (рис. 17) первой делает скользящий шаг левая нога (рис.18), а затем подтяните правую ногу (рис.19), принимая исходное положение.

Аналогично выполняются передвижения в стороны. Если необходимо выполнить шаг влево из передней боевой правосторонней позиции (рис.20) первой перемещается левая нога (рис.21), после чего правая нога подтягивается к левой ноге (рис.22).

Когда передвижение выполняется вправо, из передней боевой правосторонней позиции (рис.23) первой шаг делает правая нога (рис.24), а затем левая нога подтягивается к правой ноге (рис.25). При любом виде передвижений необходимо следить, чтобы корпус не раскачивался из стороны в сторону, не приподнимался и не опускался. Так же необходимо контролировать длину шага. Обе ноги должны совершать одинаковые по длине шаги с тем, чтобы в конечном положении оказаться в правильной стойке.

Существуют несколько способов отработки приставного шага.

1. Выполните одно передвижение вперед-назад, вправо-влево сначала медленно, затем быстро.

2. Выполните два последовательных передвижения вперед-назад и вправо-влево.

Поменяйте стойку и выполните описанные выше упражнения.

После того, как приставной шаг будет освоен и станет естественным, для повышения эффекта от тренировки целесообразно использовать отягощение, прикрепляемое к щиколоткам ног. Отягощение должно быть небольшим - 1-2 кг. Такая тренировка дает хороший результат и через некоторое время вы почувствуете насколько быстрыми и легкими стали ваши шаги.

Помимо приставного шага в Вин Чунь изучаются и другие способы передвижений. Однако знакомство с ними начинается на втором этапе обучения, поэтому они будут рассмотрены в следующей книге.

Из книги Вин Чунь. Техника первого уровня автора Вэйхань Лю

Из книги Вин Чунь.Техника второго уровня автора Вэйхань Лю

Философские и психофизические основы Вин Чунь Основой для понимания Вин Чунь как боевого искусства является концепция Инь-Ян. разработанная мыслителями Древнего Востока, которая отражает базовые принципы лаоской модели мироздания.В представлении даосов безграничную

Из книги Шаолиньское ушу автора Чертовских Евгений Викторович

Тренировочный процесс в Вин Чунь и его принципы Освоение боевого искусства требует от ученика соблюдения определенных правил, которые регламентируют проведение тренировочного процесса, с целью получения максимального прогрессирующего эффекта. Рассмотрим эти

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Основные принципы и структура Вин Чунь Как истинное боевое искусство Вин Чунь имеет свою теоретическую базу, основанную на оригинальных принципах, что делает данный стиль очень эффективным в реальном поединке.Принцип первый: избегать противопоставления силы

Из книги Брюс Ли: сражающийся дух автора Томас Брюс

Базовая техника Вин Чунь На второй этапе обучения Вки Чунь водятся новые элементы базовой течннки, которые будут представлены в этой главе.Мы начнем рассмотрение новых техник с ознакомления с некоторыми способами передвижения, которые используются в реальном

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 6. Техника мечей-бабочек "Бат Чам Дао" автора Дудуечан И.

Тренировочный процесс в Вин Чунь Успех в изучении искусства поединка напрямую зависит от качества построения тренировочного процесса. Бездарно составленный план тренировок может, как минимум, затормозить вас в развитии, или, что еще хуже, заставить топтаться на месте.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 5. Техника шеста "Лук Дим Бук Гунь" автора Федоренко А.

ГЛАВА 5 БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ШАОЛИНЬЦЮАНЬ Базовая техника является азбукой всего технического арсенала ушу. От того, как обучаемый освоит базовую технику, будет зависеть успех дальнейшего изучения техники изучаемого стиля или направления. Этот процесс можно сравнить с

Кадочников Алексей Алексеевич Из книги автора

БАЗОВАЯ СТОЙКА Базовая стойка - оптимально удобное положение тела, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (фото 1, 2).При принятии базовой стойки, ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный

Из книги автора

Базовая программа Для тех, кто не знает, с каких упражнений начать, я рекомендую следующие - наиболее эффективные и безопасные:РазминкаВсе упражнения.Упражнения стояОтвод ноги назадБоковое поднятие тазаНаклоны головы с упором спередиНаклоны головы с упором

Если верить истории, дошедшей до нас, боевая система Вин-Чун была создана, где – то в начале восемнадцатого века китайской монахиней по имени Нг Муй, которая была послушницей монастыря Шаолинь. Спустя некоторое время Нг Муй решила передать свои знания деревенской девушке по имени Йим Юн Чун, которая в последствии победила сельского парня назойливо пристававшего к ней.

До начала 50-х годов прошлого века данная системе распространялась только в узком кругу и уж тем более была недоступна европейцам и американцам. Патриархом современной истории Вин-Чун считают и не без основания известного всему миру великого мастера Ип Мана. У этого прославленного мастера занимался кумир многих поклонников различных единоборств киноактер Брюс Ли.

  • Дим Мак – “отсроченная смерть” секретное боевое искусство

Техника стиля Вин-Чун уже давно признана безупречной. Здесь нет ничего лишнего, все движения предельно рациональны, экономичны и к тому же эффективны. Бой в заданном стиле очень скоротечный и заканчивается не отбиваемым ударом.

Высшим мастерством принято считать умение чувствовать руки противника. Иногда ведущие специалисты на семинарах употребляют выражение “считайте мысли по рукам противника”. И это не безосновательно, так как обучаемые особое внимание уделяют развитию чувствительности рук. Также естественным образом все те навыки, которые получают ученики, незаметно для них переходят в их ежедневную бытность.

Вы приобретаете навык чувствовать любую важную для жизни ситуацию, стараетесь избежать всевозможных острых углов и в нестандартной ситуации всегда сможете найти правильное решение и в итоге выиграть. Данный стиль относят к «внутренним». Здесь стараются не противостоять силе, а наоборот использовать силу противника для достижения победы над ним.

Свое признание в мире боевых искусств Вин-Чун заслужил благодаря своей простоте и практичности техники, которая в свою очередь нацелена только на одно: выведение из строя противника максимально короткое время. Цель во время поединка бойца данного стиля довольно проста – быстро войти в ближний контакт с противником и, не давая возможность оппоненту развязать атаку, провести серию сокрушительных ударов по уязвимым местам. В конечной фазе схватки опрокинуть его на землю, лишив его возможности сопротивляться, нанести серию финальных ударов.

Книга посвящена ударной технике вьетнамской ветки вин чунь. Она является логическим продолжением первой книги автора «Вин чунь - блокирующие техники» и раскрывает связь между блоками и ударами. В ней подробно рассмотрена биомеханика ударов вин чунь, раскрыты внутренние аспекты ударной техники, связанные с равновесием, структурой тела, техникой выдачи ударной силы. Обобщены удары различными частями руки.

Книга содержит большое количество иллюстраций с подробным изложением особенностей ударной техники стиля и будет полезна всем изучающим боевые искусства.

Базовые удары вин чунь

Базовые удары вин чунь

В данном разделе изложена ударная техника вин чунь. Описать ударную технику вьетнамской ветки вин чунь очень не простая задача. Дело в том, что вьетнамский вин чунь относится к так называемым бесформенным стилям. Это означает использование всех двигательных возможностей тела для нанесения ударов. Большинство ударов наносится исходя из ситуации, а не по строгой базовой технике. Основополагающим фактором ударной техники является не применение базового удара в практике боя, а умение использовать различные свободы движений в теле, и наносить различные удары исходя из двигательной активности тела в складывающихся условиях. Каких либо жестко определенных алгоритмов нанесения удара, или какой либо строго определенный набор ударов отсутствует.

Первоначально в книге описывается и иллюстрируется базовая техника удара без противника. Затем излагается прикладная техника этого же удара, где отражаются наиболее характерные особенности нанесения удара, в практической ситуации исходя из ударных принципов вин чунь и других техник стиля. Приводятся иллюстрации возможного практического применения удара в боевой ситуации.

Базовые удары, выполняются в идеальных условиях, когда нет противника. Это может быть отработка удара по воздуху, отработка формы «маленькая идея» или работа на манекене (форма 108). В условиях поединка или не обусловленного спарринга техника удара будет корректироваться на действия противника со всеми вытекающими следствиями. Уже упоминалось, что в прикладном смысле многие удары могут наноситься с использованием различных уклонов с отклонением корпуса от центральной линии (см. раздел 2).

Все рассмотренные удары могут выполняться с передней и с задней ноги. Если боец находится в стойке вин чунь (с полным переносом веса тела на заднюю ногу), то удар наносится с задней ноги. Если же удар наносится с передней ноги, то ему будет предшествовать перенос массы тела с задней ноги на переднюю. Одновременно с толчковым движением ногами и переносом веса тела ударная рука (или передняя или задняя) наносит соответствующий удар (см. раздел 3).

В этом заключается одна из возможных комбинаторик ударной техники вин чунь. Получается, что любой удар может быть нанесен в четырех вариантах. Например, прямой удар может быть нанесен со стойки на задней ноге - передней или задней рукой, а также с переносом массы тела на переднюю ногу, также передней и задней рукой. Итого четыре варианта выполнения удара. Тоже самое, касается практически любого удара, любой частью тела. Поэтому чтобы не тратить время будут описаны только удары из стойки на задней ноге. При этом помним, что удар может быть нанесен и с передней ноги, через перенос массы тела (см. раздел 3).

Очень важной особенностью, которую также надо принять во внимание при рассмотрении прикладных аспектов нанесения ударов вин чунь это применение вместе с ударной техникой, других техник вин чунь. Речь идет о наведении мостов. Многие удары наносятся с одновременным выполнением блока, или исключительно только из контакта с руками противника. Другие могут выполняться как с техникой наведения мостов, так и без нее. При описании всех ударов делается оговорка о возможности и целесообразности их использования как совместно с техникой наведения мостов, так и без нее.

Все базовые удары, рассмотренные в этом разделе, могут наноситься как с базовой стойки «песочные часы», так и с конечных стоек вин чунь на одной ноге.

Другой особенностью вин чунь кунг фу является большое разнообразие ударов. Это разнообразие основано на использовании различных частей руки и форм кисти в качестве ударных поверхностей. Первичными, наиболее часто используемыми ударными частями руки являются:

Основание кулака;

Эти части руки наиболее часто используются в качестве ударных, что обусловлено биомеханическими особенностями и подсознательной моторикой человеческого организма. К другим частям руки, которые используются в ударной технике вин чунь можно отнести:

Предплечье;

Лучезапястный сустав;

Фаланги пальцев;

Эти формы достаточно грозное и коварное оружие, однако существует большая специфика их применения, обусловленная ситуацией, дистанцией боя, мастерством бойца. Для использования этих частей рук в качестве ударных нужны специализированные тренировки, готовящие моторику рук к возможности быстро, исходя из ситуации, использовать ту или иную часть руки в качестве ударной.

Еще большей спецификой обладают удары с использованием пальцев и фаланг пальцев. Для неподготовленных бойцов удары этими частями рук кажутся дикой экзотикой, не имеющей ничего близкого к прикладному применению. Действительно, естественная «неокультуренная» и не развитая биомеханика спонтанно использует кулак, ладонь, основание кулака в качестве основных ударных частей руки. Это происходит бессознательно и определенно естественной биомеханикой. Спортивные виды единоборств также используют кулак в качестве основной ударной части руки. Однако, даже чтобы нанести эффективный прямой удар кулаком нужно потрудиться и частично изменить изначальную биомеханику, выработать наиболее эффективную траекторию, включить структуру, научиться вкладывать массу тела в удар, выработать другие качества. И таким образом первоначальный удар кулаком превращается в качественно иной вид удара.

Удары лучезапястным суставом, пальцами, фалангами пальцев изначально биомеханически не присущи человеку. Вряд ли кто-то будет без специализированной подготовки и специальных навыков наносить удары этими частями рук. Спонтанная биомеханика бойца будет использовать более привычные ударные части рук - кулак, ладонь. В теле бойца отсутствует даже моторика руки, кисти, предполагающая возможность движения по этим непривычным траекториями и использование этих частей рук в качестве ударных. Поэтому только в процессе обучения куется способность и навык нанесения эффективных ударов этими частями руки. В начале сознание бойца принимает возможность нанесений ударов этими частями рук. Далее в процессе тренировок отрабатываются эти удары. Благодаря многочисленным повторениям вырабатывается соответствующая моторика руки, кисти, пальцев позволяющая использовать пальцы, фаланги пальцев в качестве ударных.

Также очень важно технически и тактически правильно использовать эти части рук в качестве ударных. Не редко приходится встречать непонимание и скепсис бойцов спортивных стилей в возможности использовать удары, какими либо иными частями руки, кроме как кулака. У многих существуют стойкие стереотипы. Многие думают, что удар, например пальцами должен наноситься по такой же технике, что и удар кулаком, т.е. с дальней дистанции, с вложением массы тела, быть таким же разрушительным. Это совсем не так. Большая часть ударов пальцами, фалангами пальцев, лучезапястным суставом - это удары ближнего боя, специфические удары, целесообразность которых вытекает из особенностей ситуации. Эти виды ударов очень короткие, по сути «дюймовые», они не обладают нокаутирующей силой, но очень травмоопасны, т.к. направлены на поражение наиболее уязвимых частей тела противника - глаза, нос, переносица, висок, уши, горло, солнечное сплетение, подмышки, пах. В спортивных единоборствах подобные ситуации ограничены правилами. Кроме того, руки находятся в перчатках, поэтому основным видом удара является удар кулаком, а необходимость удара другими частями отсутствуют. Отсюда отсутствует биомеханический навык использования различных частей рук в качестве ударных. Однако, как только правилами разрешается использование различных частей рук в качестве ударных, бойцы незамедлительно используют эту возможность. В муай-тай используют локти, в боях без правил используют ладонь. Даже при работе в перчатках редкий поединок проходит без замечания об ударе открытой перчаткой (а по сути ладонью). Все это говорит о том, что удар ладонью является эффективным ударом и более подходящим в той или иной ситуации. Вообще, как только бойцы снимают перчатки, кулак перестает быть основной ударной частью руки. Параллельно с кулаком используется ладонь, основание кулака, локоть.

Другим стереотипом является, то, что многие думают, что если говорят об ударах пальцами, то они являются, чуть ли не основными и единственным видом ударов в арсенале бойца. На самом деле это совсем не так. Говоря о специфических видах ударов и ударных поверхностях руки, речь идет не об исключительном их использования, а имеется в виду расширение арсенала ударной техники. Боец использует все виды ударов, всеми возможными ударными частями руки. При этом удары используется исходя из ситуации.

На дальней, средней дистанции есть необходимость нанесения мощного удара. Поэтому целесообразно использовать кулак, ладонь, предплечье. При средней дистанции к вышеперечисленным ударным частям руки добавляется локоть. И, наконец, при ближнем бое очень часто появляется возможность наносить удары лучезапястным суставом, ребром ладони. Также в ближнем бою возникает необходимость точечного целенаправленного воздействии на болевые точки на теле противника, тогда уже целесообразно использовать пальцы, фаланги пальцев в ударах по болевым точкам и зонам. К тому же, чтобы наносить удары пальцами, необходим высокий уровень закалки рук, Ну и конечно, нужна техника и тактика нанесения этих ударов, что определяется уже уровнем мастерства.

Поэтому в этом смысле каждый ученик, ставший на путь изучения боевых искусств должен понимать логику развития ударной техники и использования различных ударных частей руки. Первоначально идет освоение ударов кулаком, как наиболее универсальных и часто используемых. На втором этапе можно перейти к изучению ударов ладонью, локтем, предплечьем, ребром ладони. И лишь затем, после достижения определенного мастерства и возникновение действительной необходимости можно перейти к освоению ударов пальцами, фалангами пальцев.

Общая методика разучивания ударной техники вин чунь заключается в следующем:

Первый этап - в целях первоначального знакомства с ударами вин чунь более целесообразно начать их выполнение со стойки песочные часы. На этом этапе ученику следует полностью сосредоточить внимание на технике удара, на внутренней работе структуры, на осуществлении акцента в конце ударного движения. Этот этап позволит разучить базовые траектории и биомеханику удара. Наиболее важно на этом этапе отработать разгибательную механику удара (раздел 1).

Третий этап - заключается в отработке базовой техники удара с осуществлением переноса массы с задней ноги на переднюю (раздел 3). На этом этапе ученик учится вкладывать массу тела в удар, что является дополнительным фактором увеличения силы удара.

Четвертый этап - отработка ударов в перемещениях. На этом этапе ученик соединяет ударную технику с техникой перемещений и учится синхронизировать работу ног с работой рук. Удары руки должны быть гармонично соединены с движением ног. Шаги и перемещения должны усиливать ударную силу, а не ослаблять ее (раздел 3).

Понравилась статья? Поделитесь ей