Контакты

Лилия яковлевна амарфий. Труппа Амарфий лилия яковлевна ее дети

Лилия Яковлевна Амарфий была принята в труппу Московского государственного академического театра оперетты в 1972 году сразу после окончания ГИТИСа. Прекрасные вокальные данные, выразительная пластика, яркая внешность, природное обаяние, целеустремленность и неослабевающее желание совершенствовать свое мастерство рядом с опытнейшими актерами позволили молодой, талантливой артистке в очень короткий срок стать заметной творческой личностью и занять достойное место в труппе театра.

Уже первые работы Л.Я.Амарфий - нежная и трепетная Виолетта из "Фиалки Монмартра" И.Кальмана, изобретательная и склонная к авантюре Адель из "Летучей мыши" И.Штрауса, непосредственная и озорная Стази из "Сильвы" И.Кальмана - стали неоспоримым свидетельством того, что артистка одарена разносторонне, обладает незаурядной актерской и вокальной техникой, умеет блистательно танцевать, тонко чувствует нюансы и оттенки роли. В дальнейшем, играя на сцене самые разные по характеру и величине роли, Л.Я.Амарфий сумела выработать свой собственный актерский и вокальный "почерк", научилась остро, сочно и ярко очерчивать образы своих героинь. Высокий, красивого тембра голос, грациозная пластика, танцевальность, пленительное обаяние, богатая оттенками палитра актерского самовыражения, внешняя привлекательность и богатый внутренний потенциал характеризуют Л.Амарфий на сцене, да и в жизни. Все это, помноженное на неистовую работоспособность, беспощадную требовательность к себе, постоянное стремление раздвинуть рамки традиционных амплуа в пользу характера персонажа, все это позволило Л.Я.Амарфий стать мастером высочайшего класса, которому под силу любая роль.

В жанре оперетты было немного актеров, которые могли с одинаковым блеском играть в одном спектакле две самые полярные роли. Л.Я.Амарфий относилась к их числу. В её репертуаре органично сосуществовали Ванда и Герцогиня из "Великой герцогини Герольштейнской" Ж.Оффенбаха, Анжель и Жюльетта из "Графа Люксембург" Ф.Легара, Сильва и Стази из "Королевы чардаша" И.Кальмана, Арсена и Виолетта из "Да здравствует вальс!" И.Штрауса.

До последнего дня народная артистка России Лилия Амарфий оставалась одной из ведущих и интереснейших в театре актрис. Без ее участия сложно было представить себе множество спектаклей текущего репертуара.

Своей работой в мюзиклах, шедших в последние годы на сцене Московской оперетты, актриса опровергала утверждения о том, что артисты оперетты не могут на том же уровне исполнять мюзикл. А концерт «Большой канкан», ставший одним из самых популярных спектаклей театра, наглядно демонстрировал исключительную актерскую и вокальную разноплановость Лилии Амарфий, разносторонность ее неординарного дарования. Здесь она выступала и как исполнительница классической оперетты, и как артистка мюзикла и как замечательная эстрадная певица, раскрывая свой талант в полном блеске.

В последние годы в ее репертуаре вновь появились работы в классической оперетте, пользующиеся неизменным успехом. Это Марица в спектакле «Марица» – капризная и дерзкая, привыкшая повелевать мужчинами, но трепетная и беззащитная перед настоящим чувством и Ганна Главари в «Веселой вдове» – обаятельная и остроумная, стремительная и сдержанная, нежная и страстная, Мадлен в «Фиалке Монмартра» - отдавшая предпочтение богатству и карьере перед истинным чувством, Цецилия в «Сильве» - княгиня, у которой даже спустя много лет сохранилась в душе шансонетка... В оперетте «Сильва» Л.Я.Амарфий сыграла практически все женские роли – Стази, Сильву и Цецилию – нечасто встречающийся, но красноречивый факт творческой биографии актрисы. Прекрасная школа, поразительная интуиция в поиске точного рисунка роли подкрепленные накопленным за годы работы в театре опытом подняли эти работы до высот высочайшего профессионального мастерства, а природное обаяние и контактность сделали ее, поистине, королевой сердец зрителей.

Свидетельством неизменной популярности актрисы служил целый ряд телевизионных бенефисов Л.Я.Амарфий - "В старом замке", "Автопортрет", "Как в старом кино" - показ которых вызывал живейший интерес огромной зрительской аудитории.

И вот 28 сентября 2010 года ее не стало. В это невозможно поверить! Это не может быть правдой! Ее энергии хватило бы не на один театральный коллектив! Ее талант столь бурно вырывался за рамки одного театра, жанра, что казалось, будто он неиссякаем. Сахалин, Камчатка, Сибирь, Поволжье, Прибалтика, обе Америки, Азия, Средиземноморье. Наверное, мало мест в мире, где не побывала бы она с гастролями. Вокруг нее всегда бурлила жизнь – театральная, личная... Всегда в окружении молодых талантов – скольким будущим звездам она дала дорогу в жизнь.

В январе она пышно отметила свой юбилей. Бенефис был столь динамичным и грандиозным, что все без исключения представители наших СМИ запутались, какой же, собственно, юбилей она отмечает. А критики справедливо рассмотрели в номерах концерта новые идеи, которые она в ближайшем будущем будет энергично воплощать в жизнь.

И вот теперь планы остались нереализованными. Не будет новых ролей, но остается прекрасная память о великолепной, талантливой артистке, красивой женщине, певице, о веселом жизнерадостном, добром, отзывчивом, энергичном, работающем по 48 часов в сутки, порой жестком, но справедливом человеке, жившем страстно, ярко горя, отдавая всю себя театру. Остались сыгранные ею роли, записи на радио и телевидении, фотографии... Звезды не стало... А вернее сказать, не стало актрисы, а Звезда осталась! И всегда будет светить! Звезда по имени Лилия Амарфий!

«...Ты здесь, ты есть,
Ты рядом с нами,
и сколько бы ни промчалось лет
Под голубыми небесами
Твоей улыбки будет свет...»

Я, Юрий Дмитриевич Субботницкий, школьный друг Лилии Яковлевны Амарфий, профессиональный моряк, первый помощник капитана дальнего плавания, одессит, слишком поздно, почти 1,5 года спустя, приехав в Молдавию в Оргеев, узнал ужасающие известия о безвременном уходе Лилички из этой земной жизни. И до сих пор не могу прийти в себя и до конца осознать, что Лилии уже нет в этом мире.

Ниже написаны слова, строчки, фразы, мысли, запечатленные только в моей памяти в ускользающие мгновения в ее жизни, воспоминания о ее юности, которые я хочу посвятить пронзительно-щемящей светлой памяти об этом удивительном, прекрасном, как цветок, которым является ее имя, человеке, очаровательной женщине, великой актрисе и певице, Народной артистке России, Лилии Амарфий, и поблагодарить Бога, Провидение, Судьбу, Высшее Небесные Силы, которые даровали (именно даровали) мне возможность, чтобы моя жизнь и судьба пересеклись, вернее слегка соприкоснулись с жизнью Лилии.

Но сейчас мне бы хотелось вспомнить о ней не как о знаменитой популярной артистке, а как о моем давнем школьном друге, землячке, с которой мы вместе росли в маленьком молдавском городке Оргеев, расположенном в 45 км от Кишинева, учились в одной школе и были просто соседями, жили на рядом расположенных улицах.

В своей автобиографии и воспоминаниях Лилия Яковлевна вскользь упоминает о том, что в детстве она училась в музыкальной школе. Я более подробно остановлюсь на этом моменте.

Еще в детском саду у Лилии проявились Богом данные природные музыкальные способности: слух, голос, природная пластичность, а главное какое-то целеустремленное упорство, желание быть центром внимания и выступать, выступать и выступать. Получать удовольствие от того, что ее песни и танцы нравятся зрителям.

Воспитатели, а затем и преподаватели настоятельно порекомендовали родным Лили уделить более пристальное внимание ее музыкальному развитию и образованию. Когда она подросла и стала ходить в школу, ее отдали учиться и в музыкальную школу. Тщательно все обдумав и рассудив, поднатужившись и приняв посильную помощь и участие многочисленных соседей, купили аккордеон. И, надо сказать, не ошиблись. Решение на все 100% было правильным и удачным, более того этот аккордеон сыграл очень важную роль в жизни Лилиной семьи. Уже занимаясь в старших классах общеобразовательной школы, Лиля сама в качестве музыкального воспитателя стала работать и подрабатывать «на жизнь», обучая оргеевских детишек петь, танцевать и таким образом приобщать прекрасному миру музыки и позволил семье сводить концы с концами.

Представьте себе крохотная девчушка идет из школы, а у нее за спиной на лямках огромный чемодан-футляр с аккордеоном. Дом, где я жил, находился на улице Сергея Лазо и окнами выходил именно на эту улицу. Улица спускалась с большим уклоном к большому лугу, где паслись козы, а уже за этим лугом, на улице Первомайской, находился домик, где жила Лиля. Мы были соседями, это рядом. Жила Лиля с мамой - Марией Ефимовной (тетей Маней) и со старшим братом Вовой. Папа умер рано, я его не помню и никогда не видел.

Зимой улица С. Лазо оледеневала и превращалась к великой радости местной детворы в настоящий каток. Лилия весьма оригинально использовала футляр аккордеона. Она садилась на него верхом и лихо скатывалась вниз как на санках. Моя мама часто говорила мне: «Юра! Быстро подойди к окну, там твоя невеста катается на баяне».

Позже у меня появился пленочный катушечный магнитофон, большая редкость по тем временам. Были неплохие записи, и я, зная время, когда Лиля будет возвращаться из школы домой, выставлял в открытую форточку динамик и таким образом транслировал музыку на улицу. Лилия иногда проходила мимо, не останавливаясь, иногда задерживалась у наших окон и слушала музыку, а я, спрятавшись за занавеску, любовался ей. Она была необычайно красива, какой-то загадочной, восторженной, алопарусной гриновской красотой. И, употребив современный одесский сленг (простите), прямо можно сказать: она была «обалденно» красива. От нее просто невозможно было оторвать глаз.

В конце концов Лиля не выдержала и сдалась. Однажды в нашу дверь позвонили. Открыла мама и каким-то необычным голосом произнесла: «Юра! К тебе гости!». На пороге стояла Лиля и, смущаясь, произнесла: «Меня зовут Лиля. Из Вашего окна всегда звучит такая прекрасная музыка. Не могла бы я ее послушать?».

Мама моя буквально выворачивалась наизнанку, не зная, где посадить и чем угостить прекрасную гостью. Мы пили вкуснейший (наверное, самый вкусный чай в моей жизни) с малиновым, затем абрикосовым, затем вишневым, затем айвовым вареньями и слушали музыку.

Так мы официально познакомились с Лилией, или как я ее называл для себя Лилианой. Вскоре Лиля стала часто бывать у нас в доме, а я у них. И очень часто тетя Маня говорила мне, когда Лили не было дома: «Эта фыцка (местный диалект, девчонка подросток-сорванец, это скорее всего на идиш) опять на репетиции и, наверное, поет и пляшет на сцене, иди туда и там ее увидишь».

В Оргееве к тому времени (и очень удачно и своевременно) был выстроен Дворец культуры, достаточно большой и удобный, из красивого местного белого камня - котельца, с большим удобным фойе, где по субботам и воскресеньям устраивались танцы. Это мероприятия стало очень популярным в городе. Этот Дворец культуры стал духовным центром города. Здесь работала много разнообразных кружков.

В это время был организован ВИА «Кодру» («Лес»), душой, сердцем, яркой звездой и естественным центром, вокруг которого все вращалось, конечно, была Лиля. Она была настоящим генератором, вечным двигателем разнообразных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела-таки разбудить вечно сонный провинциально-болотный Оргеев.

Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты. И на эти концерты, а вернее и точнее сказать «на Лилю» стало приходить горожан все больше и больше. Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый из них ожидался буквально всем городом с нетерпением. И каждый из них был настоящим событием в жизни города.

Но мне запомнился один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали судьбоносный. Была подготовлена новая программа. Повсюду в городе были развешаны афиши, и публика, как будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально «повалила» на концерт. Достаточно большой зал был полностью заполнен, забит до отказа. Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах, вдоль стен, а балкон чудом выдерживал непомерный вес пришедших горожан. В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс». Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки. На платьице был красный фартушек в белый горошек, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она по задумке должна была собирать растравленные по сцене грибы. Зал замер. Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя куда его положить, неожиданно засунула его в горловину саксофона, на котором виртуозно наяривал саксофонист Тюля. Саксофон от обиды и такой наглости оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались многодецибельно усиленным звуком. А Лиля как ни в чем не бывало пустилась танцевать и собирать грибы. Зал сначала замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног. Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены. А Лиля на бис пела и танцевала...

Мне кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и рев зала как бы возвестил и отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой Лилия Амарфий. А многокрасочный и многогранный талант которой впоследствии разгорелся в полную силу. И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и будучи примой Московского театра и оперетты - это уже было явление республиканского, а позже и государственного масштаба.

Я стал приходить к Лиле все чаще и чаще. И могу поклясться на чем угодно, что очень многие, а вернее все мужское население Оргеева, и совсем молодое, и не очень, хотело бы постучаться в Лилину калитку. Все были в нее влюблены. Остаться равнодушным, глядя на нее, было просто невозможно.

В доме все удобства были во дворе, и естественно водопровода и отлива в доме не было. На кухне стоял обычный рукомойник, а под ним огромный бак для грязной воды, который своими размерами и внушительным весом вызывал трепетное восхищение и уважение типа «Гей, славяне! Вздрогнем, ухнем!».

Присутствие гостей в доме всегда приветствовалось и особенно особей мужского пола и по достаточно прозаичной причине. О, этот бак! О, этот монстр! Его ведь надо было выносить! Мама Лили говорила мне, когда я с грустью смотрел на это чудовище: «Юра! Хочешь дружить с красивой девочкой - научись правильно за ней ухаживать. Да, да, и выносить грязную воду тоже, причем научись это делать с радостью!». Что я, тяжко вздыхая, и делал.

Еще одна картинка из той далекой, прошлой жизни буквально стоит у меня перед глазами. И это я наверное буду помнить всегда, сколько мне осталось жить.

Рядом с Оргеевым протекает река Реут, тогда еще, в те времена, в ней можно было купаться, правда пиявок там было немереное количество. Но вода была очень чистая и весь Оргеев летом ходил на пляж. Он располагался междуречьем. Здесь было достаточно глубоко и даже стояла вышка, с которой можно было прыгать в воду. Я с моим другом Эммануилом (Монькой) Миалисом лежали на берегу, я спиной к воде, а Монька, приподнявшись на локтях, лицом к реке. Мы о чем-то вяло болтали. Вдруг лицо его резко изменилось, он вскочил и невероятными, огромными звериными прыжками понесся к реке и с разгона прыгнул в воду. Я, еще не понимая, что произошло, но осознал, что что-то произошло, тоже побежал к берегу. Моньки долго не было видно. Затем на поверхности воды появилось безжизненное и бездыханное тело Лили, а затем и сам Эммануил. Я уже тоже был в воде и помогал вытаскивать Лилю, она не дышала. То ли пригнула неудачно с вышки, то ли нахлебалась воды, то ли схватила судорога - не ясно. Вытащив Лилю на берег и положив животом на мне на колено, мы стали ее откачивать. Вода полилась струей, затем стали делать искусственное дыхание. Возле нас собрался весь пляж, все молча смотрели за нашими усилиями и действиями. Наконец-то наши старания привели к положительному результату - Лиля глубоко вздохнула, открыла глаза и пришла в себя. Так благополучно закончился этот инцидент.

Уже позже, когда все успокоились, я с завистью сказал Моньке: «Ах, Монька! Как жаль, что это ты спас Лилю, а не я! Как бы я хотел быть на твоем месте!».

На что Эммануил, невозмутимо грызя какую-то былинку, с философской глубиной понимания важности сути проблемы ответил: «Так в чем дело? Давай ее утопим снова и на этот раз спасать ее будешь ты». Я оторопело посмотрел на него, поражаясь мудрости его решения.

Прошли годы я поступил в Одесское Высшее инженерное морское училище (ОВИМУ) и уже будучи курсантом 3 курса получил приглашение, и даже 2, на свадьбу старшего брата Лили, Владимира. Первое было от Вовы, второе о том же, но от Лилиной мамы. Вова жил и работал в Николаеве, тетя Маня назвала дату свадьбы и сообщила еще одну новость: Лиля из Москвы тоже прилетит на свадьбу. Она к тому времени уже поступила в ГИТиС.

Я немедленно побежал к начальнику электромеханического факультета, убедил его, что мне срочно на 10 суток необходим отпуск по семейным обстоятельствам. И сразу же отбыл на дизель поезде Одесса-Кишинев в Оргеев.

Встретился с Лилиной мамой и договорились, что утром выезжаем в Николаев. К тому времени я уже был бывалым моряком, совершил свой первый заграничный рейс, на учебном судне «Горизонт». Побывал в Стамбуле, Пиреи, Венеции. И уже смог заработать кое-какие карманные деньги. Я решил не скупится и блеснуть всей широтой одесской морской души. Утром подогнал такси к дому Лилиной мамы, я позвонил в калитку. Тетя Маня внимательно и одобрительно посмотрела на меня: «Молодец! Моя школа, ты хороший ученик, и может быть из тебя еще кое-что путное да и получиться». Прибыли мы в Николаев с шиком. На следующий день я поехал в аэропорт, причем один. Морская курсантская форма, тщательно подогнанная, отутюженная и блестевшая как солнце бронзовым золотом якорей, внушала мне уверенность в будущем успехе. В результате длительных переговоров с охраной в Николаевском аэропорту, и щедро раздав припасенные на такой случай венецианские зажигалки, я получил право и доступ прямо на взлетное поле. Я как отважный капитан, стоя на верхней площадке трапа, пришвартовался к борту самолета. Отутюженные до кинжальной остроты складки брюк, гюйс - воротник белоснежной морской рубашки-голландки, бодро трепетал под порывами южного ветра как добрые заботливые крылья ангела-хранителя, что предавало мне уверенности в успехе моего предприятия.

Я стоял с огромным букетом роз. Люк распахнулся, и в таком роскошном виде я предстал перед изумленными глазами стюардесс, которые очень быстро сориентировались в ситуации и заулыбались мне. Пассажиры стали выходить. Появилась в проеме выходного люка и Лиля. Увидев меня, она охнула: «Господи! Юра! как ты здесь?».

«Да, вот встречаю тебя на нашей гостеприимной николаевской земле».

Свадьба удалась. Было весело, непринужденно, вкусно и пьяно. Много пели и танцевали.

На следующий день мы выбрались с Лилей погулять по Николаеву. Прошлись центральной улицей - проспектом Корабелов. И зашли в кофейню. И Лиля, и я очень любили кофе, я сделал заказ. От пирожных Лиля отказалась, но попросила принести несколько тонко нарезанных долек лимона, посыпанных сахаром.

Я немного нервничал. Лиля, очевидно, тоже - ложечка как-то уж очень тревожно позванивала и билась о фарфор. Лиля внимательно, как-то оценивающе-вопросительно поглядывала на меня.

Я набрался сил, глубоко вздохнул и заплетающимся языком начал наверное самые важные переговоры в своей жизни. Мне удалось произнести только одно слово: «Лиличка!» - Лиля стремительно положила мою руку на свою.

«Юра, подожди! Я прекрасно понимаю, что ты мне хочешь сказать. Но давай чуть-чуть хорошо подумаем. Ты всегда мечтал стать моряком, наверное, с самого раннего детства. Юра, мы оба с тобой, к сожалению, фанатично до предела преданы своим детским мечтам и надеждам юности о своем будущем, о своей дальнейшей жизни, так сложились обстоятельства. Уже ничего изменить нельзя, и уже, откровенно говоря, ничего менять не хочется. Помнишь, когда-то ты прочитал мне прекраснейшее стихотворение Эдуарда Багрицкого. Хочешь, сейчас я его прочитаю для тебя:

Кто услышал раковины пение,
Бросит берег и уйдет в туман;
Даст ему покой и вдохновение
Окруженный ветром океан...
Кто увидел дым голубоватый,
Подымающийся над водой,
Тот пойдет дорогою проклятой,
Звонкою дорогою морской...»

Надо сказать, я был просто изумлен! Да, действительно, около 8 лет назад я прочитал это стихотворение Лилии, но даже представить себе не мог, что она могла мгновенно его запомнить. Как великолепно поет Лиля, я знал, но что она с таким чувством, с таким глубоким пониманием смысла стихотворения на этот раз прочитает его для меня…

«И пойми меня, - продолжала она, - я актриса, певица, хочу работать на большой московской сцене. Без театра я свою дальнейшую жизнь не представляю, об этом я тоже мечтала буквально с детского садика. И ты сам, наверное, понимаешь, что в этом плане Москва и Одесса несовместимы. Ты хороший, умный, добрый, прекрасный друг, но пойми - только друг, к моему великому сожалению. Постарайся понять меня и простить!»

На что я рассчитывал?! Как теперь бы сказали: «Дельфин и русалка - не пара, не пара». Я, положа руку на сердце, и сам все прекрасно понимал, а одесситы в такой ситуации выразились бы более определенно: «Шановный (уважаемый), в этом направлении вам абсолютно ни чего не светит, и вы элементарно пролетаете как фанера над Парижем», но мне ведь было 23 года.

Да! Надо сказать, что моя миссия в Николаеве с треском провалилась. И как мы с шиком приехали в Николаев, с таким же шиком отбыли обратно в Оргеев.

Уже потом, через несколько лет, находясь в дальнем плавании, выйдя из Панамского канала, пересекая Тихий океан и взяв курс на Австралию, на Мельбурн, я в том рейсе еще раз вернулся к этим событиям, еще раз переосмыслив и пережив их. Пользуясь многодневным морским переходом, я засел за пишущую машинку, и в результате появилась повесть, а точнее рассказ, эссе, посвященный Лиличке и той поездке в Николаев. Было отпечатано три копии. По приходу в Мельбурн, в Москву авиапочтой полетели 2 увесистых письма. Одно было адресовано в редакцию очень модного и популярного журнала для молодежи «Юность», а второе - Лиле в ГИТиС. Одна копия осталась и храниться у меня до сих пор. Свой рассказ, не мудрствуя лукаво, назвал простодушно и наивно «Маленькая и грустная повесть о дорогах и любви». К сожалению, или к счастью, она опубликована не была. Вернувшись в Одессу, я получил рецензию на свой опус от редактора Андрея Дементьева. Рецензия была половинчатая. Вроде бы редакция соглашалась опубликовать, но надо было доработать, переработать, дополнить, переписать. Желания что-либо переделывать не было никакого, и я махнул на эту затею рукой. Получила ли Лиля мою повесть, читала ли ее, я так и не узнал. И уже не узнаю НИКОГДА!

Несмотря на неудачную «свадебную» встречу в Николаеве мы с Лилей продолжали переписываться. Лиля закончила курс, вместе со студенческой труппой отправилась в Сибирь покорять своими талантами зрителей и слушателей. Я закончил свой учебный год и тоже отправился на плавательскую практику. На этот раз мне удалось устроиться в штат судовым электриком. Мы, как говорят моряки, быстро сбегали через Суэцкий канал в Японию, в Токио, с заходами в порт Саид, Бомбей, Сингапур и Гонг-Конг и через 3,5 месяца вернулись в Одессу.

Неожиданно от Лили получил радиограмму, что после Сибири она полагает быть в Оргееве примерно месяца полтора. Очевидно, или весьма вероятно, что Лиля на тот момент еще очень колебалась и не приняла окончательного решения по поводу моего предложения руки и сердца. Ситуация складывалась удачно, после рейса я получил достаточно серьезные деньги, а в это время в главном универмаге Одессы появилось в продаже заветная мечта всех мальчишек, чешский мотоцикл – красавица Ява 350 изумительного красного цвета, с отливающем хромом баком и глушителем. Собственно говоря, мне мотоцикл был не нужен, но я его купил, чтобы покатать Лилю. К этому времени городской пляж в Оргееве перенесли на озеро, расположенное в лесу. Транспорт туда не ходил никакой, и добраться туда было достаточно сложно. Но там было очень чисто и уютно. Купив мотоцикл, я своим ходом отправился из Одессы в Оргеев. В Оргееве я оказался раньше Лили и на этот раз отправился ее встречать в Кишинёвский аэропорт на своем транспорте. Лиля приехала с багажом, а на мотоцикл я мог посадить только одну Лилю. Багаж мы загрузили в рейсовый автобус, а сами на Яве следовали за ним. И мы часто, поражая воображение местной публики, носились по улицам города.

Надо признаться, я еще не очень уверенно водил мотоцикл, но права на вождение мотоцикла были. Однажды Лиле захотелось поехать куда-нибудь подальше, и мы отправились в путь по Бельцкой трассе в сторону Теленешт, и тут неожиданно возникла сложная дорожная ситуация, в результате которой я еще раз реально спас жизнь Лили, а заодно и самому себе. Впереди нас шел огромный КамАЗ с прицепом, по завязку набитый досками. Возле местной Оргеевской мебельной фабрики он стал поворачивать, не включив левый поворот, пропуская встречный транспорт. Скорость у нас была достаточно большой, острые края торцы досок стремительно надвигались на нас, я левой рукой из всей силы выжал тормоз и, привстав, правой ногой надавил на ножной тормоз. Но скорость падала медленно, я понял, что через какие-то доли секунды на асфальте будут валяться два обнявшихся безголовых трупов, так как досками нам бы просто оторвало головы.

Лиля вцепилась в меня и, крепко прижавшись, закричала. Я заорал: «Пригнись, насколько это можно!». Рядом с дорогой находился придорожный ров канала с пологим склоном, густо заросшей травой, в этой ситуации я принял единственно верное решение и наклонил мотоцикл влево, мы начали соскальзывать вниз, я как мог помогал торможению ногами. Доски просвистели над нашими головами, но мы уже были внизу. По дну каналу тек тихий ручеек, почва была болотистая, вязкая, что тоже способствовало уменьшению скорости. Перед нами оказался огромный джутовый мешок, набитый травой, который собирала на корм козе или кроликам бабушка. Она трезво и реально оценила ситуацию и наконец, очень хорошо осознав, что главной драгоценностью в этом мире является собственная жизнь, а не корм для козочек, бодро перебирая лапками, карабкалась вверх по противоположному склону. И заодно осыпала нас отборными проклятиями на молдавском языке, типа: «Сволочи! Обнаглели совершенно! Гоняют на мотоциклах по канавам и не дают нарвать бурьян для коз!». И какими-то другими, более определенными словами.

Когда я немного пришел в себя, я обнаружил, что уютно расположился в болотце, резко попахивающем водородом, ботинок на мне не было, носки были порваны и ступни сильно расцарапаны. Левая нога болела адски, но Слава Богу потом выяснилось, что лодыжка была не сломана, а только лишь вывихнута. Левая щека была стерта до крови, но глаз остался цел. Кожа левой руки между большим и указательным пальцами была разорвана и сильно кровоточила. Лиля устроилась более удобно и комфортабельно: она сидела у меня на спине, а вернее на шее, а еще точнее на затылке, чем-то напоминая гоголевскую прекрасную панночку-ведьмочку из повести «Вий». Мне очевидно по сценарию (сюжету) была отведена, уготована роль бурсака Хомы Брута. Моя голова весьма экзотически торчала откуда-то из-под Лили. И мы оба наверное представляли любопытное зрелище.

Перевернувшаяся и заглохшая Ява валялась впереди за мешком, фара была разбита, левая подножка согнута, переднее крыло искорежено, поцарапано. На следующий день мотоцикл я продал, не задумываясь, по разумной цене. Эти деньги нам очень пригодились. Мы с Лилей и друзьями в местном ресторанчики «Весна» очень хорошо отметили мое второе рождение, а Лилино уже третье рождение.

За руль я больше никогда не садился. Никогда. Ни мотоцикла, ни автомобиля.

А Лиля совсем наоборот – позднее она очень увлеклась ездой на картах, маленьких гоночных машинках. Это было время, когда молодёжь в Москве очень увлекалась этим. Позднее Лиля послала мне свою фотографию, где она восседала на карте в гоночном шлеме, из-под козырька которого очень мило выглядывали прекрасные Лилины глазки.

Какой разновекторный результат нашей последней поездки на мотоцикле…

Пролетело еще почти 40 «сорок лет»!!! лет. Надо сказать, я часто вспоминал о Лиле, а вернее помнил о ней всегда, постоянно, везде, где только мне приходилось бывать. Представлял, как мы случайно встретимся когда-нибудь, - она красавица, а я бывалый моряк в блестящей морской форме. И вот...

Я устроился работать по контракту на пассажирский океанский лайнер английского судовладельца. Черноморское морское пароходство к этому времени физически перестало существовать. И каждый моряк искал себе работу сам, как только мог и где только мог.

Теплоход хоть и принадлежал английской круизной компании, но в том году работал именно с российскими пассажирами, поэтому и экипаж подобрали в основном из одесситов. Назывался теплоход «Orange Melody» и согласно расписания выполнял круизы из Сочи вокруг Европы, в Лондон и в Санкт-Петербург. Мы стояли у причала сочинского морвокзала. Я сменился с вахты и гулял по верхней палубе. Шла обычная, рутинная посадка пассажиров. Вдруг по громкой судовой трансляции раздался голос капитана: «Вниманию членов экипажа, задействованных на посадке. К борту судна приближается народная артистка России Лилия Амарфий с труппой. Прошу быть особо внимательными и обходительными».

Я обомлел. И в ту же секунду бежал к бортовому леерному ограждению. Перегнувшись через планшер, в нарушении всех требований и законов судовой этики завопил не своим голосом первое, что пришло мне на ум: «Лиля! Лиля! Моряки - оргеевцы приветствуют тебя!!» - Лиля замерла на месте и, еще не понимая, кто это орет, - помахала мне рукой.

Через несколько часов в моей каюте раздался телефонный звонок. Звонила Лиля.

«Юра, у меня завтра концерт, приходи обязательно. Мне будет приятно» - сказала она. Я ответил, что члены экипажа во время круиза не имеют права без служебной необходимости появляться в пассажирских помещения и местах отдыха. Запрещено категорически. «Не волнуйся, это мои проблемы», - ответила Лиля.

Дело в том, что во время выполнения круизных рейсов всегда приглашаются известные артисты, певцы, музыканты и просто интересные люди. И на второй день после отхода судна в рейс и за день до прихода в конечный порт даются соответственно встречный и прощальные концерты. Именно для таких концертов была приглашена Лиля с труппой.

Через какое-то время вновь раздался звонок, звонил капитан и сообщил: «Юрий Дмитриевич, тут такое дело - вам оказана честь представлять экипаж на встречном концерте, тем более что об этом просила ваша знакомая. Условия и требования одно - прибыть в музыкальный салон заранее и в парадной форме». «Будет выполнено», - радостно ответил я.

На концерте Лилю встретили очень доброжелательно. Долго, много и охотно хлопали. Вызывали на «бис» снова и снова. А затем Лиля обратилась к зрителям и сказала: «Сейчас в этом зале присутствует мой давний школьный друг, а ныне член экипажа - Юрий. Я хочу специально для него исполнить песню из к/ф «Призрак оперы». Юра, поднимись, пожалуйста, и покажись». Мне тоже бурно захлопали, и мне почему-то было очень приятно.

Затем Лиля совместно с прекрасным артистом Львом Дуровым исполнила несколько великолепных миниатюр.

Чтобы отблагодарить Лилю за концерт, я тоже решил сделать встречный широкий джентльменский жест и вступил в сложные дипломатические переговоры с очень важными и почитаемыми людьми на пассажирских лайнерах, а именно: директором ресторана, заведующим производством, т.е. Шеф-поваром, и заведующим продовольственным складом.

Консенсус был достигнут, и я получил возможность в течение всего круиза, а он продолжался 18 суток, в 5 часов утра, к каюте №207 (номер Лилиной каюты) приволакивать, именно приволакивать, потому что нести было просто невозможно, огромный мешок с тропическими фруктами и прочими ресторанными вкусностями и радостями. Весь экипаж знал об этом, и так как охранять мешок возможности не было, то содержимое к моменту выхода Лили из каюты значительно, иногда более чем на половину, опустошалось. Что поделаешь - издержки воспитания.

Я неплохо знал устройство судна и решил для Лили организовать экскурсию. Я переговорил, и была достигнута договоренность с капитаном и старшим механиком. Обладая примитивными знаниями и русского, и английского языка, я очень хорошо проводил экскурсии, часто выступал и в ипостаси гида тоже. Мы начали экскурсию с машинного отделения. Я открыл дверь, на нас пахнуло нестерпимым жаром (температура, особенно в тропиках достигает 50-60 и более градусов), и хотя работает мощная вытяжная вентиляция, 4-ех часовую вахту очень тяжело стоять. Прибавьте к этому тяжелый запах масла, мазута, солярки. И… дикий грохот работающих механизмов. Лиля мученически посмотрела на меня, я протянул ей в новой упаковке специальные глушители-наушники. Я себе наверное и представить не мог, как эта дикая звуковая какофония воспринималась Лилиным абсолютным слухом.

Я спускался по крутому трапу первым на тот случай, если Лиля сорвется, чтобы успеть ее подхватить, но все обошлось. К нам подошел главный механик, поздоровался с Лилей и разрешил ей подержаться за рукоятку ручного запуска главного двигателя.

Затем Лиля уже самостоятельно запустила сепаратор масла и насос откачки вод. Постепенно Лиля освоилась и уже не шарахалась от механических монстров. Затем мы поднялись в центральный пульт управления, ЦПУ, где нас уже встретил электро-механик. Лиля была просто поражена обилию приборов, шкал, стрелок, рукояток, мнемосхем и десятку мигающих сигнальных лампочек.

Лиля своей рукой, которая находилась в моей руке, запустила синхроноскоп и четко ввела в параллельную работу второй запасной дизель генератор. Все удалось. Так что уже можно было выписывать диплом судового механика. Затем мы поднялись на капитанский мостик, весь командный штурманский состав в белоснежной парадной форме выстроился в линейку, Лиля по очередности подходила к каждому, я представлял, и каждый офицер прикладывал ладонь к козырьку фуражки, тем самым выказывая честь и уважение гостье, хотя прикладывание руки к козырьку в торговом пассажирском флоте не принято. После нового инструктажа проведенного капитаном по его распоряжению был переведен режим управления судном с автопилота на ручное. За штурвал стала Лиля. Выглядела она очень импозантно, у нее на голове красовалась капитанская фуражка с позолоченной кокардой-крабом. На шее у нее весел бинокль, на глазах у нее были темные дымчатые очки, внимательно поглядывая картушку гера-компаса, Лиля уверено управляла гигантским пассажирским океанским лайнером, который был буквально нафарширован пассажирами и членами экипажа. Лиля вела теплоход курсом на Лондон.

Ох, если бы об этом узнало руководство судоходной компании, посторонний человек, абсолютно не имеющий представления о законах управления судном, управлял новейшим супер лайнером… Это уже ЧП! Но обошлось.

Затем Лиля по локатору определила расстояние до ближайшей земли – это оказалась самая юго-западная конечность Португалии – мыс Сан-Висентий.

Чуть позже Лиля по дисплею прибора «магновокс», подключенного к системе GPS, т.е. глобальной спутниковой навигационной системы, рассчитала позиционирование объектов на координатной сетке глобуса земного шара с точностью до минуты. И сверила полученные данные с курсом судна, проложенного капитаном на штурманской карте. Все было идеально.

Оказывается Лиля была прирожденным мореходным штурманом, но тщательно все это время скрывала, отвлекая как сирена от этой мысли своим дивным голосом.

Затем мы в сопровождении капитана спустились в будуар директора ресторана, который радостно нас приветствовал, там же находились старший механик и старший электро-механик. Капитан расстарался и приказал достать из своего секретного капитанского фонда пару заветных бутылок настоящего великолепного французского коньяка «Камю». Мы пили коньяк, закусывали гвинейскими ананасами и черным английским шоколадом. Первый тост поднял капитан, и этот тост был великолепен, он звучал так: «Да будет шуметь Мировой Океан!»

Второй тост провозгласил я: «Я предлагаю поднять бокалы за присвоение народной артистке России Лилии Яковлевне Амарфий внеочередного и досрочного звания капитана дальнего плавания, старшего механика, старшего электро-механика!», - «и директора ресторана тоже», - добавил директор ресторана.

Вышколенные официанты по струнке стояли возле переборки с согнутыми левыми руками, на которых красовались накрахмаленные полотенца. И благоговейно взирали на происходящее пиршество.

Когда до окончания рейса оставалось двое суток, Лиля позвонила мне и попросила подняться на верхнюю палубу. Мы сели на диванчик. С левого борта виднелась земля.

Лиля спросила:
- Что и где мы сейчас проходим?
- Мы вошли в Балтийское море и сейчас проходим Датский остров Борнхольм, - ответил я.
- Юра, спасибо за заботу, ты меня и всю мою труппу просто откормил. Ты только взгляни на мою фигуру! Совесть есть?
- Пустое, - ответил я, - мелочи жизни.
- На память об этом круизе и нашей встрече я хочу подарить тебе свой новый диск «Москва-Париж-Москва».

Я взял диск в руки и увидел, что на обложке так же было написано «Лилия Амарфий - мисс само совершенство».
- Там внутри мой автограф и несколько слов специально для тебя, прочти.

Я открыл крышку диска. Внутри была надпись: «Милый, Юра! Песни, которые записаны на этом диске и которые ты сейчас слушаешь, я пою для Тебя и вспоминаю наш милый, добрый, старый Оргеев. Л. Амарфий».

И еще Лиля подарила мне свою большую концертную театральную афишу. Я со своей стороны тоже преподнес памятные подарки.

Лиля, хочу немного пошутить, извини, в предыдущем круизе в этой каюте жил Ефим Шифрин, так что можно сказать, что ты спишь в Фиминой постели.
- Да уж, смешно! У тебя весьма буйная фантазия.
- А знаешь Лиля, это просто удивительно. Мы так далеко от Оргеева и так долго не виделись, а именно сейчас, именно в этом круизе встретились два оргиевчанина. Согласись, шанс мизерный.
- Да, это любопытно.
- Я вот еще о чем хочу тебе сказать. Я, наверное, единственный в этом мире, а может один из немногих, который видит в тебе сейчас не прекрасную женщину, не знаменитую актрису московской оперетты, не Приму, не народную артистку Росси, а ту крохотную, бедновато одетую (все мы жили тогда не богато) девчушку, с раскрасневшимся от мороза веселым, прекрасным личиком, лихо съезжающую на футляре от аккордеона по ледяному уклону улицы.
- Боже! Как давно это было!

Лиля как-то инстинктивно отодвинулась в сторону и каким-то странным отсутствующим, буквально внутренним взглядом посмотрела мне в глаза.
- Да, любопытно, в этом что-то есть...
И надолго уйдя глубоко в себя, замолчала.

Я смотрел на нее.
Лиля сидела рядом со мной, совсем близко. Я мог протянуть руку и прикоснуться к ней, но я видел, она была именно сейчас ой как далеко и от палубы нашего корабля, и от этих морских просторов Балтики. Лиля, я это четко понимал, мысленно просматривала зрительные картинки воспоминаний, своеобразный фильм, снятый судьбой о ее детстве и юности. И, я думаю, мысленно бродила где-нибудь по Оргееву, а может быть и по Николаеву.

Я протянул руку и прикоснулся к Лилиному плечу. Она как бы толчком очнулась, пришла в себя, вернулась в реальность в эту жизнь. И, удивленно посмотрев на меня, неожиданно улыбнулась.

У меня неожиданно стало очень тяжело на сердце. К горлу подкатил какой-то огромный горький комок, который я никак не мог проглотить.

Лиля, у меня почему-то такое тяжелое странное предчувствие, что мы с тобой видимся в последний раз и больше никогда, понимаешь, никогда, не встретимся! У меня какое-то жутковатое чувство пустоты и одиночества.
- Ну, что это ты захандрил. Жизнь продолжается. Будешь в Москве приходи в оперетту на спектакль с моим участием. Несказанно буду рада.

Мимо нас приходил судовой фотограф. Я попросил его сделать несколько снимков. Мы сфотографировались с Лилей у кормового борта теплохода на фоне красного спасательного круга с названием судна и, главное, на фоне белой вспененной дорожки, постоянно тянущейся за судном, так называемого кильватерного следа. Такие снимки получаются весьма эффектными и колоритными.

Лишь позднее я узнал от старых опытных моряков, что так фотографироваться – плохая примета. Это длительные разлуки. Лиля попросила прислать эти снимки в Москву, но потом выяснилось, что с фотоаппаратом что-то случилось и не один снимок, к моему ужасу, не получился. Удивительно, но точно также не получились и снимки, на которых мы были сфотографированы с Лилей в самом начале круиза, в Барселоне, на фоне скалы Гибралтар, когда теплоход выходил из Средиземного моря в Атлантический океан, во Франции, и в Лондоне. НИ ОДИН!!! Приходиться только недоуменно развести руками, какое-то фатальное проявление нереальной фантастики. Эти известия для меня были если я скажу плохими, значит ничего не сказать. Последняя Лилина просьба выполнена не была, так как послать было просто нечего. Этих снимков физически не существовало.

За день до прихода в Петербург я позвонил Лиле и попросил еще раз встретиться со мной. Я прекрасно понимал, что больше вот так спокойно поговорить вряд ли получится, т.к. свободного времени не будет ни минуты. День прихода судна в конечный порт назначения - это фактически безумный, сумасшедший день и для экипажа, и для пассажиров. Высадка-посадка - это сотни крупных и мелких проблем.

Лиля пришла. И на этот раз я приволок огромный мешок с яствами, добытых из самых загадочных и сокровенных тайников и запасников директора ресторана. Лиля охнула и всплеснула руками: «Юра! Зачем! Не надо! Я ведь достаточно самостоятельный и самодостаточный человек, все более ни менее необходимое у меня есть и купить есть за что. Да и как это я все повезу? Каким образом?»

Лиля! Ну, возьми хоть что-нибудь. Ну, возьми хотя бы вот эту банку варенья. Вкус фантастический. Как сказал бы А. Райкин «вкус спесфический». И будет еще один дополнительный повод посидеть с мамой на кухне с чашкой чая и еще раз вспомнить обо мне. И мне в свою очередь будет приятно, что обо мне кто-то помнит.

На 5 литровую банку варенья она махнула рукой, согласилась.

И тут Лиля произнесла фразу, которую я употребил в самом начале этого текста, этих воспоминаний. Я написал: «Я искренне благодарен судьбе и Богу, которые дали возможность моей жизни пересечься с Лилиной». Я был просто ошарашен, когда Лиля произнесла дословно следующее: «Юра! Я благодарна судьбе за знакомство с тобой, за нашу такую долголетнюю, длиной почти во всю жизнь, дружбу, за твое искрение внимание ко мне, за твое такое потрясающее романтическое отношение ко мне, за то, что ты помнил и помнишь обо мне везде и всегда».

Через сутки, около 6 утра, теплоход пришвартовался к причальной стенке Питерского морвокзала. Я естественно был на верхней палубе возле борта. Покидая судно и сойдя с трапа Лиля остановилась и отыскав меня глазами, прощально, как чайка крылом, взмахнула рукой.

Это был август 2005 года, 15 число. Ничто, кроме моих тяжелых предчувствий, не предвещало будущей беды.

Через 4 месяца, списываясь с теплохода, я подошел к борт-проводнице, которая убирала каюту 207, где когда-то жила Лиля, и попросил у нее ключ 207 на память. Этот ключ я всегда ношу с собой это память, ведь к этому ключу когда-то прикасались теплые Лилины руки. Это как бы символичный ключ от сердца Лилии, которое так и никогда не распахнулась ко мне навстречу, не вспыхнуло ответным, ярким пламенем. Ничего уж тут не поделаешь, и видит Бог, как я ни старался, как ни извивался в танце бабочки, приколотой булавкой к картону, пытаясь соскочить с этой булавки, повернуть ход событий в другое, нужное мне русло, не представилось возможным. Именно так, именно таким образом, и никак не иначе, и именно в таком варианте легли карты наших судеб на сцену этой жизни.

Один раз в году (чаще не получатся) я приезжаю в Оргеев и обязательно выполняю своеобразный ритуал: спускаюсь по бывшей улице Сергея Лазо. Подхожу к нашему дому, где когда-то мы жили с мамой. Дом есть, а вот того окна и той форточки уже давно нет. Вместо окна дверь, а в квартире, где умерла моя мама, расположился магазин по продаже автозапчастей. И вот здесь именно на этом месте стояла Лилия и слушала мою музыку, а рядом, маленькое ясноглазое чудо каталось на аккордеоне. Я спускаюсь по улице ниже и подхожу к месту, где когда-то стоял Лилин дом, его тоже уже снесли, и на его месте стоит молдавский вариант хрущевской пятиэтажки. А его жители даже и не подозревают, что именно здесь родилась и выросла изумительная, самим Богом одаренная, будущая народная артистка.

Прохожу мимо дворца культуры, на сцене которого выступала Лиля, здесь сейчас запустение и уже ничего не напоминает о проходивших здесь прекрасных концертах.

Затем я поднимаюсь на вершину холма, где находится городское кладбище, тут нашли свой последний покой и пристанище мои мама и бабушка.

Недалеко от главных входных ворот, с левой стороны центральной аллеи, стоит памятник, к которому я обязательно подхожу и задерживаюсь. На памятнике цветная овальная фотография, с которой на меня смотрит молодой элегантно одетый человек в шляпе, удивительно красивый и чем-то неуловимо напоминающий молодого Александра Вертинского. Ниже надпись: «Яков Амарфий». Это папа Лилии.

Я «старый морской волк» обогнул земной шар семь раз. Дважды тонул. Один раз на турбоходе «Максим Горький» в Северном Ледовитом океане возле норвежского архипелага Шпицберген у границы вечных льдов. Льдиной был пробит корпус судна в районе носовых отсеков. Отсеки стали стремительно заполнятся водой. Пассажиров - немцев снимали с судна вертолетами норвежские спасатели, а экипаж в это время боролся за жизнь судна. И в тяжелейших условиях, прилагая невероятные усилия и чисто славянскую изобретательность, ставил на пробоины цементные ящики. Почти второй Титаник. Второй раз тонул на теплоходе «Белоруссия» у побережья Сингапура. В Эгейском море горел на греческом танкере.

В качестве члена экипажа и в должности 2 электромеханика работал в отряде научно-исследовательских судов (НИС) академии наук СССР. Это был так называемый морской космический флот. Мы принимали участие в выполнении программ по запуску пилотируемого космического корабля «Союз-12», управляемых межпланетных космических станций «Марс-4, 5», «Венера-5,6», искусственных спутников Земли серии «космос» и «молния». Бог очевидно хранил меня, и за 9 суток до отхода в свой последний, так трагически закончившийся рейс, с последующей гибелью судна, унесшего так много человеческий жизней, после 14 месяцев роботы я сошел с парохода «Адмирал Нахимов».

Сейчас я сижу за своим письменным столом и перезаписываю из своей памяти на электронные носители информации хрупкие, полуистлевшие, полупрозрачные и выцветшие от времени, стремительно ускользающие в небытие обрывки воспоминаний далекого прошлого и считаю, что мне надо, обязательно надо выполнить свой долг перед светлой памятью Лилии Яковлевны Амарфий и восстановить то, что я еще помню, потому что с моим уходом из этого мира навсегда исчезнут эти запечатленные только в моей памяти мгновения.

Это стихотворение посвящено Лиле…

Пришла так волшебно,
Ушла в никуда,
Казалось, вот чудо
И что навсегда.
Разбилась надежда,
Погасла мечта.

Забудешь? Забуду!
Чтоб помнить всегда.
Казалось, что чудо
И что на года.
Пришла ты из детства,
Ушла в никуда.

Работая над этим текстом, я как будто еще раз снова прожил свою юность, свое отрочество, зрелые годы. Вспоминая и анализируя прожитую жизнь, я с полным откровением могу сказать, что самым ярким, самым светлым, самым прекрасным воспоминанием, как полет бабочки, главным событием и главной составляющей моей жизни было знакомство с Лилией Яковлевной.

Закончить свои воспоминания хочу четверостишием Мирры Лохвицкой:

...О той, которую любил,
Теперь вздохну с печалью тяжкой.
Я жизнь твою боготворил,
И назову ее прекрасной...

Лиличка! Живой тебя представить так легко, что в то, что нет тебя, поверить просто невозможно.

И может быть когда-нибудь где-то там, далеко-далеко, за линией горизонта, в бесконечной, безмерной и бездонной глубине голубого неба, мы встретимся с Лилей, на этот раз - навсегда!


Юрий, Одесса
07.07.2012

Однажды, будучи в Москве по служебным делам, я наткнулся на афишу театра оперетты: "Марица", и перечень ранее не известных мне имён. Но Кальман - мой кумир с детских лет, и я уговорил своего товарища Сашу Иванова пойти, посмотреть и послушать ("Не пожалеешь, поверь мне!" - пришлось уговаривать, потому что Саша был не ходок в театры. Вот в ресторан - другое дело!). Когда Лилия Амарфий появилась на сцене, Саша впился в бинокль и не отрывался от него до конца спектакля. А когда запела!..

Выдающаяся актриса, звезда столичного Театра оперетты скончалась на 61-м году жизни. Как вспоминали сегодня её друзья и коллеги, Лилию Амарфий всегда отличало особое жизнелюбие и веселость, столь свойственные жанру оперетты. В мае этого года певица вышла на сцену в тысячном представлении «Летучей мыши». Рассказывают «Новости культуры».


Когда ее спрашивали о секретах столь блестящей формы – оказывалось, что никаких особых секретов нет. Конечно, гимнастика, конечно, диета, но главное – блеск в глазах, который приходит от умения искренне радоваться, не замечать плохое, влюбляться и влюблять. Так просто об этом сказать, и сколько душевного труда необходимо, чтобы не пускать в себя дурные мысли, не реагировать на сплетни и интриги, нести пленительный образ женственности со сцены и не изменять ему в жизни.

«Трагедия для нашего театра, потому что Лиля не просто была рядовой актрисой, а примадонной оперетты. При этом талант ее огромного диапазона. Она могла играть любые роли», - убежден директор государственного академического театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский.

Сильва, Летучая мышь, Фиалка Монмартра, Прекрасная Галатея – не будет преувеличением сказать, что Лилия Амарфий спела всю опереточную классику. А ведь чуть было не стала драматической актрисой. Но экзамены в Гитис и Школу-студию МХАТ были в один день, и до школы-студии абитуриентка доехать не успела. Учебу в Гитисе Лилия Амарфий вспоминала как череду препятствий, которые она преодолевала с завидным упорством. Мешал молдавский говор, не слушался голос, приходилось много трудиться у балетного станка. Когда же она пела арию Фиалки на прослушивании в театр Оперетты, то от волнения не помнила себя – очнулась от того, что весь оркестр зааплодировал.

«Это огромная и человеческая потеря и профессиональная для нашего театра, и вообще - для жанра оперетты», - уверен народный артист России Герард Васильев.

В отличие от многих примадонн, которые посвящают себя только сцене, Лилия Амарфий была не чужда семейных радостей – не раз выходила замуж, родила сына. С удовольствием занималась домашним хозяйством, одновременно репетируя свои роли.

«Она умела делать себя красивой и элегантной. Ей нужна была ночь на новые идеи. И за эту ночь мы с ней горы могли свернуть», - вспоминает заведующая пошивочными мастерскими государственного академического театра «Московская оперетта» Людмила Иванова. «Тяжело и страшно когда в такие годы уходят лучшие представители нашего театра, нашего жанра и музыкального театра в целом», - говорит народный артист России Юрий Веденеев. «Я прекрасно чувствую себя в своих ролях, живу в них, каждая из них - это прожитая жизнь» - говорила Лилия Амарфий. На этой сцене он прожила десятки придуманных жизней. И была счастлива жизнью своей.

Лилия Амарфий – безусловная примадонна Московского государственного театра Оперетты. Это даже не приличествующий моменту журналистский комплимент, а всего лишь констатация факта. Ценя и любя ее творчество (ведущие партии почти во всех спектаклях, главные роли в телефильмах «Автопортрет», «Как в старом кино»), обожая ее чудный, неунывающий характер, способный «завести» самое скучное общество, автор, ничтоже сумняшеся, полагал, что хорошо знает Лилию. Во всяком случае, был искренне убежден: с такими голосовыми данными, с такой внешней фактурой исполнительница без особого труда взобралась на самую высокую вершину российской оперетты. Увы, автор ошибался…
- Родилась я в молдавском городке Орегееве в семье, совершенно никакого отношения к искусству не имеющей. Отец был портным, просто классным мастером, мать – домохозяйкой. В детстве и в отрочестве я, разумеется, много пела, но покажите мне молдаванку, которая бы пела мало. Правда, отец имел абсолютный слух и как-то изредка, ненавязчиво подправлял мою колоратуру. Но серьезных разговоров о моем будущем не вел.
Папа умер, когда мне исполнилось 14 лет. В тот же день закончилось и мое счастливое детство. Я фактически стала главой семьи, потому что маму потеря отца напрочь выбила из колеи. Пришлось после восьмилетки пойти в вечернюю школу, а днем нянечкой в детском садике зарабатывать себе на жизнь. Да и не только себе. При этом в уме я, конечно же, держала мечту поступить в вуз, чтобы стать актрисой. И обязательно в Москве. Меньшим девичий максимализм довольствоваться не позволял. Плюс самомнение, которое, как я вижу с дистанции лет, было во мне развито чрезвычайно.
- Значит, все-таки что-то было в этой девочке?
- В том-то и загвоздка, что в девочке ничего не было, кроме напора и самомнения. Мне это доходчиво и обстоятельно объяснила мой первый педагог Ирина Масленникова. «Милая молдавская козочка, - сказала она своим распевным голосом, - вы стали нашей студенткой только благодаря своей удивительной непосредственности. Меня просто покорило, как вы «осадили» нашего декана, когда он обратился к вам на «ты». Но петь вы не умеете совершенно, танцевать тоже. К тому же у вас отвратительная речь с жутким национальным акцентом».
Для любого трезвомыслящего человека такой вердикт был бы крушением всех надежд. Только не для меня. Я с вызовом ответила: «Ничего страшного, всему научусь». И стала действительно учиться. Вкалывала, как папа Карло, до седьмого пота. А чтобы не протянуть ноги на двадцатишестирублевую стипендию, устроилась работать уборщицей. Потом вместе с подругой взяли напрокат швейную машинку и шили себе «крутые» наряды из уцененных материалов. Летом ездила на заработки в студенческие отряды.
И вот на третьем курсе неожиданно для всех я вдруг запела. Педагоги и студенты удивлялись: произошло чудо, но я-то знала этому цену.
- Дальше, надо полагать, никаких осложнений на твоем пути не встречалось?
- Увы, ошибаешься. С радости великой я пела так много, что на голосовых связках образовался узелок – профессиональная болезнь певцов. Голос исчез совсем. Долгое время безуспешно лечилась, была на краю отчаяния. Отстала в учебе, казалось, навсегда. Но один профессор, медицинское светило, все-таки удалил этот злосчастный узелок. Вновь запела, тьфу-тьфу. Так вот до сих пор и пою.
- В отечественной культуре есть десяток женщин (и ты, по моему твердому убеждению, входишь в их число), которых журналисты просто-таки обязаны спрашивать: как вы умеете так сохраняться?
- Говорят, женщине не может быть больше тридцати девяти. В один из своих достаточно сложных жизненных периодов я себе поставила задачу выглядеть не старше восемнадцати. С тех пор, когда чувствую себя за этим рубежом, у меня портится настроение.
- А что, бывают такие моменты?
- Естественно! Случается – по два раза за день. Причиной здесь может быть хандра, бытовые передряги, то, как складывается репетиция – чёрт-те что. Подобных нюансов случается столько, что от них можно вконец зачахнуть. Но я из них выжимаю лишь ту квинтэссенцию, которая помогает мне оставаться восемнадцатилетней девушкой?
- Потому что это нужно для работы?
- Не могу сказать, что стимул выхода на сцену для меня главный. Организую себя поэтому как бы в другом направлении – хорошо выглядеть всегда: на улице, в магазине, дома, с мужем, с друзьями.
Другими словами, женщина в любом психологическом состоянии должна уметь выходить из стресса. Сейчас, например, как бы все упирается в материальный фактор: есть деньги – ты благополучна, нет – и счастья нет. Подавляющее большинство из нас к подобной альтернативе не приучены, поэтому нам трудно совладать с ситуацией. А когда человек очень сильно, прямо-таки страшно чего-то желает, тех же денег к примеру, он себе жизнь и портит. Надо уметь отпускать ситуацию, не зацикливаться на сиюминутности – и все придет как бы само собой. Я это многократно на себе проверяла: когда давлю на ситуацию, только ухудшаю ее. И даже если удается сломать ее, то все равно рано или поздно она тебя бумерангом ударит по башке.
- К такому выводу вряд ли придешь, основываясь на знаниях, почерпнутых из популярной литературы…
- Не боюсь повториться, что прожила достаточно сложную жизнь, попадая в самые нелегкие переплеты. И порядком нахлебалась лиха, прежде чем поняла: даже из самых что ни на есть трагических ситуаций можно и нужно находить вполне приемлемые, достойные, если хочешь – цивилизованные выходы.
- Нельзя ли немного конкретизировать?
- Кроме тех жизненных невзгод, о которых уже говорилось, я же еще, как говорится, не первый раз замужем. Каждый мой развод сопрягался со всевозможными и достаточно серьезными неприятностями. Копошась и трепыхаясь в них, многому научилась.
- Не возражаешь, если я сообщу читателям, что сейчас ты замужем за Алексеем Яковлевым?
- Алеша замечательный человек, очень хорошо ко мне относится, прекрасно ладит с моим сыном Сашкой. Как актер-профессионал очень много взял от своего знаменитого отца Юрия Яковлева. Еще он, по-моему, очень толковый телеведущий, что доказал и на ОРТ, и сейчас на МТК. Живем мы с ним душа в душу.
- Будем считать: философию проблемы, как женщине оставаться всегда молодой, как хорошо выглядеть, мы более-менее разобрали. Теперь – о технологии вопроса. Что следует предпринимать, чтобы походить на Лилию Амарфий?
- Некоторое время назад я была чуть полнее, чем сейчас. При этом загибалась в полном смысле слова. В девяностом году, если не ошибаюсь, собиралась на гастроли в ФРГ. И в это же время (по-моему, июнь наступил) мне предстояло сделать несколько операций – достали всякие болячки. Тогда же встретилась с одним врачом, занимавшимся чем-то средним между диетологией и экстрасенсорикой. Он сказал, если будете правильно питаться, не понадобятся никакие операции. Согласилась, но спросила: а когда появятся результаты моего правильного питания? К новому году, был ответ, если, конечно, вы наберетесь терпения и силы воли. Я набралась. Для начала совершенно перестала есть мясо. Спустя три месяца уже не могла на него смотреть. И до сих пор не могу.
- А как же двум мужикам своим готовишь?
- Так и готовлю, пересиливая себя. Более того, если раньше ела рыбу, то сейчас и от нее отказалась. И мой организм пришел, как полагаю, в некоторую физиологическую гармонию.
- Чем же ты питаешься в таком случае?
- Всем: фрукты, овощи, крупы, каши, молочные продукты. Да навалом сейчас всевозможной еды. Это раньше мне приходилось изощряться, чтобы быть вегетарианкой, хотя я и зарабатывала прилично. Сегодня – никаких проблем.
Все эти усилия над собой высветили, выкристаллизовали для меня одну великую и достаточно простую истину: любые трудности и невзгоды, встречающиеся на моем пути, не должны возбуждать во мне ни злость, ни месть, ни злорадство к другим. Несмотря на то, что я достаточно резкий человек, с этим качеством характера я борюсь вполне успешно.
- Ну а макияж, духи, шампунь? Чем пользуется прима оперетты, чтобы поддержать в себе женское обаяние?
- Макияж у каждой женщины должен быть индивидуальным, и чем дольше она живет на этом свете, тем тоньше, искуснее с ним надо обращаться. Рецептов универсальных здесь нет и быть не должно. Ну а шампунями, даже очень модными и дорогими, я стараюсь голову не мыть – не верю им. Есть масса великолепных средств, как, скажем, касторовое масло с водкой и медом. Но опять же тут все должно быть индивидуально.
- Исключительно рассчитывая на дружеское понимание, задам такой вопрос. Вот сегодня актриса Амарфий – примадонна, находится в зените возможностей, славы, признания, почитания и т.д. и т.п. Но время есть время. Оно ко всем неумолимо и безжалостно. Какие в этом смысле твои планы, мечты, намерения?
- Никто так придирчиво и взыскательно не оценивает мое творчество, как я сама. Надеюсь, и в будущем не растерять эту способность, нормальный, здоровый скептицизм. Именно поэтому никогда не стану обузой родному коллективу. А пока что хочу и буду творить – на сцене, в кино, на телевидении. Ибо и замыслов есть много, и не меньше желания…

Беседу вел Михаил Захарчук

Огромная благодарность Даме с камелией за присланное интервью.

Лилия Амарфий родилась в Молдавии в городе Оргеев, начала петь с 6 лет. Первые занятия музыкой были еще в музыкальной школе г. Оргеева по классу аккордеона, параллельно во Дворце пионеров занималась танцами и вокалом. Затем Лилия Амарфий была ведущей исполнительницей национального ансамбля «Кодру», руководимого Василием Асауляком, и в эстрадном ансамбле, пела джаз. Коллектив занимал первые места на самых престижных республиканских и всесоюзных конкурсах и фестивалях, успешно выступал и за рубежом. С оркестром Василия Асауляка юная актриса выступала по всей Молдавии, а в 1966 году состоялась декада Молдавской ССР в Москве, гала-концерт проходил в Кремлёвском двореце съездов.

В 1967 году Лилия Амарфий приехала в Москву поступать в театральные ВУЗы, пробовалась в Школу-студию МХАТ и ГИТИС,Институт театрального искусства им. А. В. Луначарского на музыкальный факультет. Третий тур прослушивания в обоих ВУЗах проходил в один день. Задержавшись на экзамене в ГИТИСе, Лилия опоздала в Школу-студию МХАТ. В результате стала студенткой Института театрального искусства им. А. В. Луначарского - курс народного артиста СССР Л. Н. Свердлина, педагог по вокалу - народная артистка РСФСР И. И. Масленникова.

После окончания ГИТИСа в 1972 году Лилия Амарфий была принята в труппу Московского театра оперетты, солисткой которого являлась до последних дней. Первой ролью на сцене театра стала Стасси в спектакле И. Кальмана «Сильва». Также одними из первых ролей были Виолетта в оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра» и Адель в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь», за которые актриса получила специальные призы на II Всесоюзном фестивале творчества молодежи в Минске в 1983 году. В дальнейшем были сыграны роли в спектаклях «Золотые ключи» Зацепина, «Кадриль» Гроховского, «Жужжа из Будапешта» Журбина, «Обещание» Б. Бакарака, «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе, «Герцогиня Герольштинская» Ж. Оффенбаха, «Граф Люксембург» Ф. Легара и других. В 1990 году Лилия Амарфий сыграла Сильву в оперетте И.Кальмана «Королева чардаша», а в 1996 году на сцене театра был поставлен бенефис Л. Я. Амарфий - спектакль по пьесе П. Гаринеи и С. Джованини (музыка Р. Рашеля) «Римская идиллия».

Начиная с 1972 года Лилия Амарфий регулярно снималась в цикловой программе «Любителям оперетты», а также были поставлены 3 бенефиса - «Приключения в замке» (1976), «Автопортрет» (1986) и «Как в старом кино» (1989), режиссером-постановщиком которых был Марат Ларин.

Лилия Амарфий вела активную гастрольную деятельность как по России (от Калининграда до Камчатки), так и за рубежом (США, Германия, Израиль, Италия, Чехословакия, Венгрия, Молдавия, Украина и др.)

22 января 2010 г. на сцене Московского театра оперетты состоялся юбилейный вечер актрисы - бенефис «Лилия». Последний раз Лилия Амарфий вышла на сцену театра 9 мая 2010 года в представлении «Большой Канкан», посвященном 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Ушла из жизни 28 сентября 2010 года после тяжелой болезни. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище 1 октября 2010 (аллея № 6а, «аллея актёров»)..

8 ноября 2011 года в день рождения актрисы на сцене Московского театра оперетты состоялся вечер памяти «Лилия», в котором принял участие весь коллектив театра.

Театральные работы

  • 1972 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Сидония)
  • 1972 - И. Кальман «Сильва» (Стасси)
  • 1973 - И. Кальман «Фиалка Монмартра» (Виолетта)
  • 1974 - А. Зацепин «Золотые ключи» (Алена)
  • 1974 - И. Штраус «Летучая мышь» (Адель)
  • 1977 - О. Фельцман «Пусть гитара играет» (Зоя)
  • 1977 - О. Фельцман «Старая комедия» (Китти)
  • 1978 - А. Журбин «Жужа из Будапешта» (Жужа)
  • 1979 - Б. Бакарак «Обещания, обещания…»(Френ)
  • 1980 - В. Гроховский «Кадриль» (Павлина)
  • 1981 - И. Кальман «Королева Чардаша» (Стасси)
  • 1982 - Р. Гаджиев «Перекресток» (Зумруд)
  • 1983 - Ф. Зуппе «Прекрасная Галатея» (Галатея)
  • 1984 - И. Штраус «Да здравствует вальс» (Виолетта)
  • 1985 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Жюльетта)
  • 1986 - Ф. Легар «Граф Люксембург» (Анжель)
  • 1987 - Ж. Оффенбах «Великая Герцогиня Герольштейнская» (Ванда)
  • 1988 - Ж. Оффенбах «Великая Герцогиня Герольштейнская» (Герцогиня)
  • 1990 - И. Кальман «Королева Чардаша» (Сильва)
  • 1991 - А. Журбин «Пенелопа» (Ирида)
  • 1993 - Д. Шостакович «Клоп» (Зоя)
  • 1995 - Ю. Взоров «Сибирские янки» (Муза)
  • 1996 - Р. Рашел «Римская идиллия» (Мария, мама, кузина, тетя) - бенефис актрисы
  • 1997 - Б. Стрельников (Холопка) - Наталья Батманова
  • 2000 - И. Кальман «Марица» (Марица)
  • 2001 - «Большой канкан» (концерт)
  • 2002 - «Большой кордебалет» (концерт)
  • 2002 - И. Кальман «Фиалка Монмартра» (Мадлен)
  • 2004 - Ф. Легар «Веселая вдова» (Ганна Главари)
  • 2005 - И. Кальман «Сильва» (Цецилия)
  • 2006 - Ж. Оффенбах «Парижская жизнь» (Метелла)
  • 2010 - «Лилия» - Бенефис актрисы

Фильмография

  1. 1975 - Граф Люксембург - Кларетт
  2. 1975 - Девичий переполох - Анфиса, дочь дворянина Глебова
  3. 1976 - Приключения в замке - бенефис актрисы
  4. 1986 - Автопортрет - бенефис актрисы
  5. 1986 - Граф Люксембург - Анжель
  6. 1987 - Автопортрет. Виктор Кривонос - участие в телебенефисе В. Кривоноса
  7. 1988 - Граф Люксембург - Жюльетта
  8. 1989 - Как в старом кино - бенефис актрисы

съемки в телеспектаклях, передачах «Любителям оперетты» и других концертных телевизионных программах

Награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1983)
  • Народная артистка России (1998)
  • Орден Дружбы (2003)
  • Орден Почёта (2010)
Понравилась статья? Поделитесь ей