Контакты

Кому кикимора приходится женой. Кикимора болотная и Кикимора домашняя — в чём разница? Кикимора. Неопознанное мистическое создание

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой . Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой . Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.

В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.

Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко.

Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.

Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до . Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные.

День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну.

В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду.

Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор.

Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.


Пpо кикимоp По старо-русским преданиям кикиморами (жен) и кикимрами (муж) называ...

Пpо кикимоp

По старо-русским преданиям кикиморами (жен) и кикимрами (муж) называются духи низшего порядка, принадлежащие к категории домашних духов. Кроме того, у древних славян "кикимВра" была ночным божеством сонных мечтаний. Однако в большинстве своем кикимрами и кикиморами называют некрещеных или проклятых во младенчестве (или до и в момент рождения) матерями нежеланных сыновей и дочерей, которых как следствие этого уносят черти к колдунам, которые сажают их к кому-нибудь в дом.

Кикиморы хотя бывают в обчном состоянии невидимыми, но с хозяевами могут при необходимости говорить и обыкновенно по ночам прядут, если у них нет какихлибо злых намерений, хотя последнее случается в большинстве случаев. Они если и не делают живущим в доме вреда, то производят такой шум, которым пугают и беспокоят всех живующих в доме.

Существует поверье, что некоторые плотники или печники, в отместку тому заказчику, который долго не отдает заработанных денег, сажают к нему кикимор в дом, отчего происходит "такой силы шум и разного рода дурачество невидимой силы, что хоть беги из дома". (с) "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия". Hо как только заказчик расчитается, все это прекращается само собой.

Кроме того, к данной категории духов относят также шишимор и шишиг, которые относятся к категории беспокойных духов, старающихся созорничать над человеком, в то время, когда тот торопится и что-то делает без молитвы. Сюда также относится "шош" - безрукий и безногий невидимый дух, который "тоже признается большим озорником, которому некоторые суеверы клали за столом лишнюю ложку и кусок хлеба". (с) Там же.

Как правило, появление кикимор в доме связано прежде всего с так называемым покиданием дома домовым духом - т.е. домовым. Происходит это либо по усмотрению самого духа, что бывает крайне редко,- т.к. домовые привязываются к своим местам обиталища и покидают их кратковременно в основном только в период "женитьбы",- либо это может происходить как результат направленных действий человека - хозяина дома, которому домовой чем-то не угодил,- например когда он начинает слишком сильно проявлять свое присутствие - сидеть на ногах и на груди у спящих, шуметь посудой и т.д. в том же духе. Для этих целей существует специальный обряд, подробности которого я здесь описывать не буду, в результате чего домовой покидает свое место жительства и уходит из дома. "Упросить" его вернуться или же "пригласить" нового "хозяина" бывает крайне сложно, хотя есть свидетельства, что некоторым это удавалось. Однако далеко не факт, что новый хозяин будет вести себя хорошо (образно), т.к. бездомные домовые, которые могут вселиться подобным образом, обыкновенно дики и относятся к низшей категории данной группы духов, причем они далеко не всегда в состоянии полноценно выполнять те обязанности, которые обычно свойственны домовым, по причине своей (условно) ужербности в том или ином плане, и как результат - далеко не всегда могут дать отпор враждебным духам, а зачастую и просто соседствуют с ними в доме. Как результат,- настоятельно рекомендую беречь своих "хозяев" и угождать им,- они воздадут за любое пусть и небольшое добро к себе сторицей.

Как правило уход домового знаменуется сильным хлопком входной двери в полночь, который раздается даже тогда, когда дверь заперта на ключ. Как результат, дом оказывается никем не занятым и становится следствием этого привлекательным местом для "вселения" кикимор или иных зловредных духов, от которых обычно дом надежно охраняется домовым духом. В результате "вселения", в доме начинают твориться самые разнообразные вещи,- двигаются сами по себе предметы, кухонная утварь, веники и метлы, а домашние животные ведут себя очень подавленно и предпочитают не покидать раз облюбованного и кажущегося им безопасным места,- так называемую "точку силы", если использовать терминологию КК. Кикиморы крайне агрессивно ведут себя по отношению к маленьким детям, часто по ночам крадут их во сне из колыбели и уносят, а детей более старшего возраста просто сживают со свету всевозможными щипками, затрещинами и т.д. в том же духе. Соответственно существует также целая процедура "выселения" кикиморы, однако дом так и остается после этого никем из духов не защищенным, т.к. ни один домовой по преданию уже не поселится в то место, которое было отмечено кикиморами.

Чисто визуально эти существа выглядят как небольшого роста скрюченные старухи, с крайне сморщенной кожей на лице, отличающегося уродливыми чертами, и горящими голубоватым, зеленым, но в большинстве случаев красным, светом глазами. Волосы у них длинные, спутанные до состояния колтуна, и доходят до земли. Соответственно характер,- хуже некуда, что и описывалось выше. Руки и пальцы как правило напоминают высохшие искривленные тонкие веточки с узловатыми шишечками в районе суставов.

Мифологический образ

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar .

Внешний вид и описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже - в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождешься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».
Пословицы
Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов.
Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.
У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.

Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».

Народный календарь
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.

В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.
Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов.
Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.КИКИМОРА

(Шишимора) - дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения - курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое - выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова - с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее время сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по ночам маленьких ребят, невидимо перемывают кринки и оказывают разные услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «- Га! - прыснул тонкий голосок,- ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи!.. - Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказки»). «В заколдованных болотах там кикиморы живут,/Защекочут до икоты и на дно уволокут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти»)

17 марта по народному календарю отмечается день Герасима-грачевника – это единственный день в году, когда по русскому народному поверью из дома можно выгнать злой дух – кикимору, еще известную в народе как кикимра, кукимора, кикиморка, шишимора, шмышка, игонь.

По церковному календарю это день памяти преподобного Герасима из Ликии и преподобного Герасима – первого Вологодского чудотворца. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, поэтому и получил такое народное название – день Герасима-грачевника. Про этот день существовало поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит» .

Поверьем называют всякое укоренившееся мнение в народе, которое передается из уст в уста и принимается на веру, без доказательств. Русские поверья были как истинными, так и ложными, которые называются суевериями. К поверьям в старину относились очень серьезно, особенно к тем, которые жили в народе многие века, зародившись еще во времена языческой Руси. Самыми распространенными поверьями были рассказы о различных таинственных существах – домовых, русалках, леших, кикиморах. Причем, это были именно поверья, а не суеверия, так как в старину многие люди готовы были поклясться, что они лично разговаривали с домовым, а в лесу встречались с лешим.

Кикимора – одна из разновидностей домового из древнерусского поверья. Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда – неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу . Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.

Иногда кикимору считали женой домового, и когда он отлучался из дома, на нее возлагалась его обязанность присматривать за хозяйством. Также кикиморой называли и жену лешего – звали ее лешачихой или кикиморой болотной. Ее изображали в образе маленькой сгорбленной старушки. Вот такое разнообразие образа кикиморы представлено в древнерусских поверьях.

Слово «кикимора» – сложное и состоит из двух частей. «Кики» – имеет значение «крик», а «мора» – имя древнеславянского злого духа Мары (Моры), близкого по описанию и своим качествам к кикиморе. Это одна из версий происхождения слова «кикимора».

Русичи верили, что кикимору насылают люди недобрые, желающие хозяевам дома зла. Ее могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники. Подкладывали ее в дом тайно в виде фигурки куклы, изготовленной из щепок и тряпочек, отчего со временем в доме заводилась кикимора. Но кикимора могла завестись и сама, такой дом называли неблагополучным.

Проживала она в доме за печкой, днем занималась прядением и ткачеством, а по ночам начинала хулиганить. Била посуду, топала ногами, раскидывала вещи, но наутро хозяева находили все вещи на своих местах в целости и сохранности. Еще она любила досаждать хозяевам своим шуршанием, воем, плачем, мешая спать, и пакостить домашним животным, выстригая у них шерсть, а у птиц выщипывая перья.

В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.

Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.

Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» – камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.

Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.

При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:

Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой.
Слово мое твердое. Аминь.


Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.

По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья – отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.


Легенда o Кикиморе:

По мифологическим представлениям восточных славян - злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора - это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора - жена домового.

Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее - недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте - в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора - беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого - всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» - камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника - кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое. Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4 марта по старому стилю) знахаря и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью, чтоб она и дорогу к дому забыла!

Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.

В понимании многих людей кикимора является сказочным персонажем, который относится к негативным героям. На самом деле наши предки верили в ее реальность, поэтому предлагаем разобраться, кто такая в славянской мифологии и нужно ли ее бояться. Для начала стоит сказать о том, что название «кикимора» происходит от богини Морены, которую еще называли Марой. Люди приложили к этому имени корень «кик», который означает горбатость.

Кто такая кикимора и как она выглядит?

На самом деле кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать и пугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее , стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.

Внешность кикиморы

Разбираясь в том, кто такая кикимора, стоит остановиться на ее внешности.

  1. Представляют этого духа по-разному, но наиболее распространенным является образ старой и некрасивой женщины, которая имеет худое тело и маленькую голову.
  2. Часто ее изображают с горбом, что делает ее образ еще ужаснее.
  3. Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.
  4. Устрашающий образ дополняет уродское лицо и лохмотья вместо одежды.
  5. Есть и другие описания внешности кикиморы, например, некоторые представляли ее, как молодую девушку с красивой и длинной косой, но полностью голой.
  6. Крайне редко представляют этого духа мужчиной.

Откуда взялась кикимора – 3 версии

Многих интересует от кого произошла настоящая кикимора, так вот в этом вопросе люди также не пришли к единому мнению.

  1. Версия №1 .Считалось, что стать этим нечистым духом может ребенок, который умер в результате аборта, или же девочка, ушедшая из жизни до крещения.
  2. Версия №2 . Происхождение кикиморы часто связывали с не отпетыми покойниками и проклятыми людьми.
  3. Версия №3 . Еще одна версия появления этого духа – это результат любовного контакта девушки с нечистым духом.

Образ кикиморы в славянской мифологии

В славянской мифологии можно найти много историй о местах проявлениях кикиморы. Часто ее видели там, где совершалось убийство и в местах скопления негативной энергетики. В древности люди верили, что если перед человеком проявилась кикимора, значит, он вскоре умрет. Как и многие духи, кикимора обладает сверхъестественными силами, так она может с огромной скоростью передвигаться с места на место. Приписывают ей и способность к телепортации и к предсказаниям будущего.

Люди, обладающие магическими способностями, могут призывать кикимор. Черные ведьмы подселяют злых духов к своим врагам, чтобы навредить им. Есть различные заговоры, помогающие не только увидеть кикимору, но и изгнать ее из своего дома. Обычно люди проводили подобные ритуалы, когда действия духа становились опасными и вызывали огромные неприятности.

Кто такая болотная кикимора?

Этот дух очень схож с «домашней сестрой» за исключением места проживания. Ее считают женой лешего, который хозяйничает в лесу. Что касается внешности болотной кикиморы, то она практически полностью соответствует описанным чертам за исключением цвета кожи, которая имеет зеленоватый оттенок, и длины волос. Болотная кикимора обычно проявляется перед людьми, которых удалось заманить в топкое болото, а делают они это для того, чтобы окончательно испугать жертву.

Изучила я несколько книг, ища Кикимору болотную. Только вот что-то нигде нет про неё информации. Зато про Кикимору домашнюю много. О ней и будет моя статья. Происхождение слова Кикимора до конца не ясно. Есть предположения происхождения его от двух корней. Кик-/кук-/кык- в древности обозначал нечто "горбатое", "скрюченное", "выгнутое". Возможна связь с название головного убора - кика, шапка с "рожками". Существовал в России так же кука, леший живущий в бане. А в Белоруссии кукой пугали детей, говоря, что он прячется в темноте. Со вторым корнем проще, исследователи сходятся во мнении, что корень -мора обозначал смерть. Богиня смерти у славян носила имя Мара или Мора. Есть у кикиморы и другое название - шишимора, переводится как копошащаяся, шевелящаяся, делающая всё украдкой. Неспроста было у неё такое имя. Давайте разберёмся почему же. Внешний вид кикиморы представляли по-разному. Чаше это была маленькая, сухая, скрюченная, кособокая старушка, настолько лёгкая, что боялась выйти на улицу - вдруг ветер её унесёт. Иногда представляли её маленькой девочкой, или девушкой с длинной косой в рубахе белого, чёрного или красного цвета, или взрослой женщиной. Считают, кикимора может оборачиваться животным и бегать до дому, распахивать двери. Появляются кикиморы в домах по разным причинам. Например, если дом построен на месте, где похоронен кто-то - самоубийца, повешенный, убитый младенец. Тогда неуспокоенный дух поселяется в доме, превращаясь в кикимору, и досаждает хозяевам. Иногда в кикимору превращается ребёнок, которого подменила нечистая сила в младенчестве. Либо может стать ребёнок, проклятый родителями, или дочь убитая в детстве своей матерью. "В одном доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника, завелась кикимора. С тех пор в доме не стало покоя: никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: "Убирайся-ка ты из-за стола-то!", а не послушают - начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому." (Максимов I, 64) Другая причина появления кикиморы - насланная колдуном порча. Иногда её заносят строители, печники, если хозяин дома с ними плохо обращается или не доплачивает. Они делают куклу со специальным заговором и прячут её между балками. "Это уж на моем веку было. Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось." (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 90) В некоторых областях - кикимору считают женой домового. Интересный способ у домового выбирать себе жену - красть безымянного некрещёного младенца и выращивать из него будущую супругу. Но уж если завелась кикимора в доме - значит в нём не всё благополучно. Обитает кикимора чаще всего за или на печи, на чердаке, в подполе. Реже поселяется во дворе, бане, хлеву, гумне, курятнике или пустом доме. Кикимора тесно связана с прядением. Прядёт она по ночам, сидя на ступенях печной лестницы, ведущей к лежанке. Прядёт она не как положено, а закручивая нить справа налево. Сидеть спокойно она не может, постоянно крутиться и подпрыгивает, от того пряжа получается скомканной, запутанной и негодной к дальнейшей работе. Пытается кикимора и шить, но получается у неё плохо, криво. Злится кикимора и начинает кидаться греметь, кидаться вещами, высыпать и перемешивать крупы, соль, кидается в хозяев продуктами из погреба. Может мучить кур, овец, лошадей - выщипывать у них перья, выстригать шерсть. Заезживать лошадей, так что те с утра все в мыле. Моет даже выдирать волосы у хозяев, щипать и щекотать их. По ночам она так же стонет и воет, выживая хозяев.

Коли беда приближается, кикимора начинает плести кружева и стучать по ночам коклюшками, и даже появляется перед хозяевами на печи или пороге. Уж если увидел кикимору - значит точно смерть близка. Для того, чтобы она не трогала посуду, её мыли раствором из папоротника, а дом украшали поделками из можжевельника, например, делали пояски для солонок, чтобы кикимора не могла туда запустить лапку. Использовали для защиты от неё и "куриный бог" - камень с дырочкой, горлышко от бутылки, старый лапоть. Их чаще всего вешали в курятники, чтобы защитить кур. По некоторым версиям, зимой во время святок у кикимор рождаются дети шушканы. Они вылетают из дома в трубу и живут на улице до 19 января. А потом у них начинается взрослая жизнь - они сбиваются в стаи, поселяются в заброшенных домах. Выходят оттуда и пакостят людям. Шушканов можно случайно убить, затоптать. Для избавления от кикиморы существуют несколько способов. Если она наслана магическим способом, надо найти запрятанную куклу, ударить её оземь, а потом сжечь, а пепел выбросить за ворота. Тогда насланная кикимора исчезнет и не будет больше досаждать. Существует поверье, что 17 марта кикиморы становятся смирными и их можно поймать или выгнать заговором: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее". Если вдруг удастся поймать, надо выстричь на её затылке волосы в виде креста, тогда кикимора станет человеком, но с каким-либо отклонением: кривой, заикающейся, слабоумной. Если уж совсем невозможно её извести, то на ярмарке находят медведя с проводником и просят их прийти и изгнать кикимору. Медведь - единственное животное, которого кикимора боится. "Рассказывают, что в одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало "пугать", они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: - Ушла ли от вас большая кошка? - Кошка жива и котят принесла, - ответили ей ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: - Теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься..." (Максимов I, 65) На русском севере на Святки существует следующее развлечение. Старухи наряжаются в старые, рваные одежды, садятся на полати и свешивают ноги. Ставят рядом или между прялку и делают вид, что прядут. Мимо них в это время бегают девушки и хватают старух за ноги, а те в ответ пытаются ударить палкой, изображающей прялку, по спине. Что же касается Кикиморы болотной, вполне возможно, что она сначала была женой болотника или водяного, а уже позднее превратилась в отдельного вредного болотного духа. А возможно тут другая причина. Ведь кикимора чаще всего появляется по ночам. В книге "Мифы русского народа" есть сказка о том, как она прибегала по ночам с болота и проказничала. Может же быть такой вариант - днём живёт и проказничает на болоте, а ночью приходит в дом.

Понравилась статья? Поделитесь ей