Контакты

Как сохранить воду на земле 5 пунктов. Опыт работы по экологической программе «Сохраним воду чистой. Выключатькран, когда чистим зубы

Нуриева Д.

Цель проекта - изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране. Автор проекта решил показать вклад школьников в охрану пресных вод, проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты нашей реки. В рамках проекта проведён мониторинг качества питьевой воды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Аджим

Малмыжского района Кировской области

Сохраним воду вместе

Работу выполнила

Нуриева Динара

Руководитель

Учитель биологии

И химии

Воронина Л. А.

Аджим 2011

Введение………………………………………….……………………..………...

Глава I.

1.1. «Экология – безопасность – жизнь»

1.2. История водных артерий нашего поселения……………....………………

Глава II.

Оценка качества поверхностных вод……………..…………………………….

Заключение. ………………………...………………………………………........

Перспективы… ………………………………………………………...………...

Список литературы………………………………………………………………

Приложения……………………………………………….………………….…..

1. Введение.

Всех ребят мы в большие походы

Звонкой песней сумеем увлечь.

Охранять зорко нашу природу –

Это Родину, значит, беречь.

(М. Андронов)

Автор экологического водоохранного проекта «Сохраним воду вместе» живёт в селе Аджим Малмыжского района Кировской области. Люди, приезжающие в гости отмечают то, что наша местность отличается не только красотой, но и чистотой. А ведь многие жители городов лишились возможности экологически грамотного общения с природой, что приводит к загрязнению воздуха, почвы, внутренних вод.

«Берегите родную природу!» - как часто мы слышим эти слова! Но задумываемся ли мы над смыслом этих слов? Не всегда! А сколько заботы о будущем вложено в этом призыве! Родная природа – источник не только чистого воздуха и экологически чистых продуктов, но и красота, и душа Родины.

Участвуя в ежегодной природоохранной операции «Наш дом – Земля», особое внимание мы обратили на водоёмы, выявили основные источники загрязнения реки Аджимка и её притоков. Наиболее существенными источниками загрязнения являются следующие:

1. Коммунально–бытовые стоки, которые содержат большие количества поверхностно - активных веществ (губительно сказываются на флоре и фауне), органики (разложение её вызывает дефицит кислорода и водоём умирает).

2. Сельскохозяйственные стоки с животноводческих ферм, смывы с полей удобрений и ядохимикатов.

3. Атмосферные и талые воды несут вымываемые из атмосферы загрязнители антропогенного происхождения, особенно в период весеннего паводка.

А поскольку потребность человека в пресной воде на 80% удовлетворяется за счёт речного стока, перед нами встала проблема , связанная с охраной природных вод.

Нас заинтересовала история реки Аджимка и легенды, связанные с ней, каково экологическое состояние реки Аджимка, родников - притоков, питающих её? Всё это говорит об актуальности темы, которая интересна автору как исследователю.

Таким образом, была поставлена цель - изучить, собрать и систематизировать сведения о пресных водах и их охране.

Объектом исследования является такое явление, как утрата значимости охраны природы на фоне хищнического использования природы.

Предмет исследования : вклад школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения.

З адачи проекта:

Вовлечь учащихся в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды;

Показать полную и подробную картину вклада школьников в охрану пресных вод Аджимского поселения;

Проанализировать полученные сведения и выявить возможность поддержания чистоты пресных вод через иные мероприятия (перспективы проекта).

Глава I.

1.1.

Китайская мудрость гласит:

«Если вы думаете, что вам нужно

идти, то вы уже идёте».

Если мы будем беречь родную природу каждый в меру своих сил и способностей, то из наших маленьких усилий родится могучая река противодействия бездушной и разрушительной деятельности человека! Нельзя придерживаться принципа «После нас хоть потоп!».

В связи с ухудшением экологической ситуации на территории России ежегодно проводятся дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология – безопасность – жизнь». И мы активно включаемся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», состоящую из нескольких мероприятий. Экологические акции: «Чистый двор», «Чистая вода», «Чистый воздух» и другие. Озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест, проведение экологических субботников. Очистка берегов водоёмов и русел малых рек и ручьёв. Выявление и ликвидация несанкционированных свалок, а также участие в экологических конкурсах и экспедициях.

1.2.

А что это за место, где мы родились? Этот вопрос встаёт перед каждым из нас, и мы решили собрать легенды, связанные с родниками нашей местности.

Река Аджимка является правым притоком реки Вятки. Она берет свое начало далеко за пределами Аджимского поселения в лесу недалеко от бывшего населенного пункта Михеево (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Легенду о Святом ключе слышали многие, в результате поисков письменного источника, выяснилось, что эта легенда описана в исследовательской работе Никулиной Марины и в Интернете (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Река Марков Ключ названа в честь Марушки, мужчины, который жил за концом деревни Исаево, недалеко от истока этого ключа. Река по себе неглубокая, но с крутым левым берегом и пологим правым. Эта речка богата множеством хороших ключей, которые питают реку чистой водой. Благодаря ключам речка и зимой не замерзает. А жители деревни используют ключи и речку для бытовых нужд.

Интересен такой факт. Родников в нашем поселении огромное множество, а село Аджим окружают ключи с четырёх сторон света. С юга – Святой ключ, на востоке на левом берегу р. Аджимка – Исаевский родник, на севере – Кучанский родник, на западе – родник, который находится между Аджимом и Верхней деревней.

Поверхностные воды прудов, реки Аджимка и её притоков используется в хозяйственных целях, как место отдыха и рыболовства.

Глава II.

На реке Аджимке есть два больших пруда – в Верхней деревне и в Аджиме. Эти пруды построены давно, и экологическое состояние их желает лучшего. В Аджиме пруд спускали, но, ни разу не чистили, а в Верхней деревне пруд не спускали, ни разу. Вода в прудах уже застойная - весеннего половодья для его чистки недостаточно. Пруды летом начинают «цвести и пахнуть», рыба, пойманная в пруду, иногда пахнет болотом. Верховья прудов с каждым годом все больше заносятся илом и песком, а также зарастают ивой и рогозом. Раньше на старом пруду в Верхней деревне росло много кувшинок. Сейчас их нигде не встретишь. Но зато цапли стали по весне каждый год прилетать сюда. На берегу пруда р. Аджимка в зарослях рогоза выводят птенцов в течение более трёх лет дикие утки. В Аджиме на пруду в 2005 году даже останавливалась на ночлег пара белых лебедей, в 2009 году – несколько белых лебедей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) , а в 2010 году останавливалась пара чёрных лебедей.

Автору проекта стало интересно, что сделано школьниками Аджимского поселения, и какой личный вклад он может внести в изучение и сохранение уникальных источников пресной воды нашей местности. Таким образом, косвенно участниками проекта являются все учащиеся МОУ СОШ с. Аджим и Нуриева Динара, ученица 8 класса, под руководством учителя биологии и химии Ворониной Л. А.

Этапы работы :

Первый этап (май - октябрь 2010 года) – изучение проблемы, литературы. М ного информации дал школьный музей с. Аджим, литературные источники. Автор узнал об особенностях внутренних вод Малмыжского района, обобщил данные об использовании пресных вод населением, выявил, в каких природоохранных мероприятиях участвуют школьники, какие существуют экологические проблемы вод нашей местности.

Работа с литературой, в школьном музее МОУ СОШ с. Аджим, встречи с интересными людьми позволили узнать много нового по теме исследования.

Второй этап (ноябрь-декабрь 2010 года) - сбор сведений и систематизация полученных материалов, описание роли школьников в охране пресных вод, анализ полученных сведений, оценка результата работы по теме исследования.

Третий этап (январь 2010 года) – обобщение и подведение итогов, вывод.

Четвертый этап (февраль 2011 года) – подготовка и показ презентации.

Пятый этап (март – апрель 2011 года) – дополнение проекта и рефлексия.

В процессе работы над проектом была проведена работа с литературой, имеющейся в фондах школьной библиотеки, с Интернетом, с вещественными и письменными источниками школьного краеведческого музея, с устными источниками – меморатами жителей Аджимского поселения. Так собраны и созданы письменные источники, фотографии, подтверждающие изложенные факты.

Поработав с письменными источниками школьного музея, побеседовав со старшей вожатой Просвиряковой Людмилой Михайловной, мы познакомились с данными мониторинга экологического состояния пресных вод р. Аджимка, который проводится ежегодно на уроках краеведения.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой и не вызывать ухудшения состояния здоровья.

Проводя мониторинг в рамках проекта, мы решили определить качество поверхностных вод.

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

  1. Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность).
  2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды).
  3. Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН (кислотность), жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды).
  4. Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро).
  5. Микробиологические показатели (термотолерантные колиформы или Е.соli, ОМЧ).

Проводя мониторинг органолептических показателей родниковой, речной и талой воды мы использовали шкалу для определения запаха воды и шкалу привкуса питьевой воды (ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ).

Качество воды определяется по наличию в ней химических включений, которые раньше всего обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Так, например, микрочастицы меди придают воде некоторую мутность, железа – красноту.

1.Определение pH универсальным индикатором.
2.Определение сульфатов.
3. Определение концентрации активного хлора в свободной и связанной формах.
4.Определение ионов меди.
5.Определение органических веществ в воде.
6. Определение концентрации нитрат-аниона.

В 2009 году наше сельское поселение включилось в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом». Вода трёх ключей, кроме Святого, будет поступать в наши дома уже в 2011 году по этому проекту. Глава Аджимского поселения Хайрутдинова Римма Мударисовна предоставила информацию о качестве родниковых вод. Она рассказала, что в рамках включения в государственную программу «Чистая вода – в каждый дом» была неоднократно проведена экспертиза грунтовых вод и о знакомила нас результатами лабораторных исследований воды родников № 2 (в конце Аджима), № 3 (Кучанский родник), № 5 (Исаевский родник). Мы узнали следующее. Микробиологические исследования от 15.12.2010 показали, что по исследуемым микробиологическим показателям пробы воды соответствуют СанПиН 2.1.4.1074 – 01. Вода в них без запаха, без привкуса, прозрачная, жёсткость ниже допустимого норматива. Согласно протоколу лабораторных испытаний, в воде родников нет бактерий и спор, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02

Заключение.

Вовлекая учащихся в природоохранную операцию «Наш дом – Земля», мы провели следующие экологические акции:

  • Акция «Очистим планету от мусора» - проводим экологические десанты по уборке территории вокруг школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 11 ), благоустройстве микрорайона села, близлежащих территорий реки Аджимка и её притоков (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) , что способствует сохранению и чистоты вод нашей местности.
  • Акция «Зелёный наряд селу»:

Оформляем цветочные клумбы на территории школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 13) ;

Участвуем в расширении посадок яблоневого сада вокруг территории школы;

Заложили берёзовую аллею памяти в честь 60-летия Великой Победы;

На правом берегу Аджимки посадили 3.000 саженцев сосны, которые со временем внесут свою лепту в очистку воздуха и воды.

  • Акция «Сохраним воду вместе»:

Проводим мониторинг, исследуя экологическое состояние реки Аджимки (ПРИЛОЖЕНИЕ 14);

Проводим экспедиции по очистке родников реки Аджимка (ПРИЛОЖЕНИЕ 15) ;

Участвуем в конкурсе сочинений, пишем стихи о родном крае (ПРИЛОЖЕНИЕ 16 ), занимая призовые места в конкурсах различного уровня.

Исследуем качество питьевой воды и её экономию на уроках предмет краеведческой направленности.

Ожидаемый результат этой акции состоит в том, что будут собраны и систематизированы сведения о свойствах воды в реке Аджимка для мониторинга изменения качества вод в лучшую или худшую сторону.

2. Проводя мониторинг качества поверхностных вод, мы получили следующие результаты:

  1. Определение интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер появления запаха

Оценка интенсивности запаха

Вода

речная

талая

ключевая

Нет

Запах не ощущается

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет вас воздержаться от питья

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

II. Определение характера запаха.

Характер запаха

естественного происхождения

Вода

речная

талая

ключевая

Неотчётливый или отсутствует

Землистый

Гнилостный

Плесневый

Торфяной

Травянистый

Другой (укажите, какой)

III. Определение цветности

Цветность воды

Вода

речная

талая

ключевая

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Жёлтая

Интенсивно-жёлтая

Коричневатая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная

Как показало проведённое исследование, речная и талая вода имеют загрязнения.

Ключевая вода не загрязнена и пригодна для использования. Вода имеет благоприятные органолептические свойства:

Прозрачная;

Бесцветная;

Не имеет запаха и привкуса;

Обладает освежающим действием.

3. Проанализировав качество воды по химическим показателям, мы получили следующие результаты. Вода всех трех проб в целом соответствует нормативам ГОСТа (Приложение 17) .

Перспективы проекта.

Природа нуждается в защите человека, нашей помощи. Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? А потому, что, если мы срочно не окажем помощь природе, она умрёт. Охрана природы – дело не только взрослых, но и нас, детей.

Перспективы проекта:

Расширить знания об экологическом состоянии вод нашей местности через проведение системы мониторинговых исследований.

Устанавливать таблички в местах охраняемых объектов природы;

Создать из числа учащихся объединение «Голубой патруль», цель которого – охрана и защита водоёмов.

Поработать над присвоением статуса памятник природы «Гидрологический памятник – родники Аджимки».

Список литературы.

  1. Изучение географии Кировской области в курсе физической географии. (Методические рекомендации для учителей географии). – г. Киров, 1989 г.
  2. Журнал Биология в школе, 2004, 6, с. 65-69.

3. В.И.Колчанов, А. М. Прокашев и др. «Природа, хозяйство, экология

Кировской области г. Киров 1996 год.

  1. Природа Кировской области. – Киров. 1999. – 256 стр. + две вкладки.
  2. Экология родного края / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 1996. – 720 с. + вкладка.
  3. http: / www. 080DE.RU Методы экспресс-анализа качества питьевой воды.
  4. http: / www.septech.ru/ Государственный стандарт Союза ССР. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством ГОСТ 2874-82

Большинство россиян при оплате коммунальных услуг сталкиваются с тем, что по квитанции счёт за воду получается выше других платежей. В результате этого многие хозяйки хватаются за голову, не зная, что предпринять. Высокие расходы на ЖКХ бьют по карману семейного бюджета. Основными водозатратными приборами считаются унитаз, ванна, стиральная машина, нагревательный бойлер, посудомойка, тёплые полы. Рассмотрим актуальные способы экономии, приведём практические рекомендации.

Способ №1. Экономия воды в туалете

Туалет по праву считается лидером среди остальных водозатратных приборов. Вы заметите, что при экономии воды в этой комнате расходы значительно сократятся.

  1. Обратите внимание на то, имеет ли унитаз подтёки в месте стыков с другими агрегатами. При обнаружении таковых, немедленно устраните неполадку. По расходу жидкости подобные дефекты можно сравнить с открытым краном.
  2. Ведущие фирмы-производители позаботились об экономии воды в туалетной комнате. Они разработали слив для унитаза, который управляется двумя кнопками. Первая спускает бак полностью, вторая лишь наполовину. Воспользуйтесь этим.
  3. Существует ещё один нехитрый способ экономии. Уменьшите объём бочка с помощью литровой бутылки с водой. Наполните тару жидкостью и поместите в полость унитаза. Бак быстрее наполнится, а значит, расход воды станет существенно меньше.

Способ №2. Экономия воды в ванной и душевой

  1. Когда люди проводят гигиену, приоритетом является экономия именно горячей, а не холодной воды. Чтобы добиться максимального результата, нужно исключить частое купание в ванне. Отдавайте предпочтение душу, так как расход воды в данном случае значительно снижается.
  2. Во время водных процедур со средним напором расходуется примерно 13-14 л. жидкости в минуту. Душ длительностью четверть часа затрачивает гораздо меньше воды, чем наполненная ванна. Также существует множество душевых насадок на кран, которые, в свою очередь, предназначены для экономии воды. Установка примочки снизит расход до 5-6 литров в минуту. Принцип действия насадки достаточно прост: вода рассеивается внутри приспособления, поэтому процесс не ухудшается.
  3. Поставьте смеситель с одним рычагом, который сразу смешивает 2 потока воды (горячую и холодную), минимизируя расход. Наглядно поместите памятку об экономии воды в доме. Это послужит постоянным напоминанием для домочадцев, которые зачастую не стремятся экономить средства семьи (младшее поколение).
  4. Не забывайте перекрывать воду, когда вы ей не пользуетесь. Это необходимо делать в момент чистки зубов, бритья, полоскания рта, умывания скрабом и прочих косметических процедур. Если говорить о показателях, перечисленными методами можно сэкономить до 12 кубометров воды в год.

Способ №3. Экономный расход воды при готовке и мытье посуды

  1. Хозяйки моют посуду каждый день, в этом случае немаловажным аспектом является экономия горячей воды. К примеру, посудомоечные машины, несмотря на свои внушительные размеры, позволяют экономить расход жидкости до 13 раз. Для ручной мойки требуется около 50 литров, а при использовании посудомойки потребуется всего 15 литров с немалым количеством посуды.
  2. Также существует специальная насадка на кран, которая разделяет и распыляет воду, смешивает с воздухом, тем самым сокращая расход. Старайтесь мыть посуду в два этапа: первым делом хорошенько намыльте посуду и удалите остатки еды в отдельном тазу или чаще. Далее тщательно смойте мыльный раствор под тонкой струёй воды.
  3. Для употребления очищенной воды подойдёт установка фильтра непосредственно на сам кран. Способ считается гораздо эффективнее, нежели в случае с отдельным кувшином. В процессе приготовления пищи очистите сразу все необходимые овощи, затем обмойте их одним махом.

Способ №4. Сокращение расхода воды при уборке и стирке

  1. При стирке белья старайтесь загружать максимальное количество вещей. Сократите график влажной очистки одежды до минимума. Выбирайте на машинке более короткие программы (около 15 или 30 минут), они должны подходить по типу изделий (шёлк, хлопок, шерсть, лён и пр.).
  2. Как было упомянуто ранее, когда открыт кран, в минуту утекает более 12 литров воды. При уборке квартиры не забывайте о данном аспекте. Закрывайте кран во время каждого полоскания тряпок. Через месяц вы наглядно увидите, как снизились затраты на воду по выписанным квитанциям.
  3. Обратите внимание, присутствуют ли бюветы/колодцы рядом с тем местом, в котором вы проживаете. Используйте дополнительные источники воды, не пренебрегайте ими. Такой ход поможет вам произвести уборку без дополнительных затрат. Немногие знают, но колодезная вода в большинстве случаев гораздо лучше, нежели всеми известная бутилированная.
  4. Людям, проживающим в частных домах, стоит обратить внимание на дождевые отливы. Как правило, приспособление устанавливается под крышей. Когда выпадает большое количество осадков, скапливайте их в вёдра или баки. После этого поливайте дождевой водой растения либо используйте состав для чернового мытья автомобиля.

Способ №5. Экономия воды с помощью водомеров

  1. Чтобы экономить воду при установленных в квартире счётчиках, важно выявить количество зарегистрированных граждан и число проживающих по факту людей в конкретном помещении. Как правило, установка водомеров считается нелогичной, если в квартире живёт большая семья, которая здесь не зарегистрирована.
  2. В зависимости от вида строения, на одного проживающего человека приходится порядка 175 л. в сутки, что эквивалентно 525 л. жидкости на семью из 3 человек. По этой причине установка водомеров нерентабельна в том случае, если жилое помещение используется для сдачи арендаторам (квартирантам).
  3. Экономия воды будет существенной лишь в том случае, если в квартире зарегистрировано, к примеру, 5 человек, а по факту проживает трое. Если вы решили устанавливать счётчики, перед процедурой высчитайте фактический расход на одного человека, лишь затем принимайте решение.
  4. Если на вас двоих приходится около 150 л. в сутки, имеет смысл установить водомеры. Такой ход позволит значительно сэкономить семейный бюджет, ведь, по сути, на одного проживающего выделяется около 175 л. воды

Способ №6. Экономия воды посредством проверки на протечки

  1. Если вы пришли к решению экономить воду, первым делом займитесь банальной проверкой на протечки. Осмотрите всю сантехническую и водопроводную магистраль на наличие видимых повреждений.
  2. Перекройте обычные краны на кухне, в ванной комнате и туалете. Воспользуйтесь водным индикатором для проверки движения жидкости: если течи нет, он останется неподвижным.
  3. Запишите показания водомера и ограничьте использование жидкости на некоторое время. Если показатели совпадут, это говорит о том, что сантехнические узлы находятся в целостности.
  4. Проведите эксперимент с красителем. Насыпьте порошок в бачок туалета: если по истечении 30 минут на внутренней стенке изделия появится краска, в приборе имеется протечка. В таком случае в месяц расход воды увеличивается на 50 л.
  5. Когда приходит время платить по счетам, каждый раз интересуйтесь у работников коммунальных служб, не поднялись ли цены на их услуги. Таким образом вы сможете принимать правильные решения об экономии воды.

Вопрос экономии воды в квартире и доме всегда являлся актуальным. Наиболее затратными считаются ванная и туалетная комната, на втором месте располагается кухонный кран. Используйте специальные насадки и однорычажные смесители, попробуйте изменить конструкцию счётчика либо установить на него магнит. Договоритесь с домочадцами, что отныне экономия воды для вас в приоритете.

Видео: как экономить воду дома


Как мы знаем, Россия обладает одним из самых больших водных запасов в мире. Важнейшая составная часть водных ресурсов России - реки.

Однако в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения. В результате около половины населения пьют загрязненную недоброкачественную воду. Вид ео 33.

На долю уникального озера Байкал приходится 23 % запасов пресной воды нашей страны. Однако, как известно, увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последние годы загрязняет и его воды. Основными источниками загрязнения воды являются промышленные и бытовые сточные воды. Ежегодно в реки и водоемы России сбрасывается 17 кубических километров неочищенных сточных вод. Вместе с ними, по оценкам Росприроднадзора, в воду попадает более 12 миллионов тонн загрязняющих веществ/ Одной из наиболее активных природоохранных общественных организаций, Гринписом, регулярно проводятся заборы воды из разных рек на анализ загрязняющих их веществ. Видео 34.

Так, при обследовании акватории Санкт-Петербурга в 2011 г. были отобраны пробы из 9 выпусков, через которые сбрасываются сточные воды в Неву, Охту, Оккервиль, Славянку, Ижору и Карповку. Во всех пробах были обнаружены токсичные вещества в концентрациях, значительно превышающих безопасные уровни. В воде были обнаружены ртуть, свинец, нефтепродукты, хлороформ, фенолы и другие опасные вещества .

В России есть законы, которые запрещают предприятиям напрямую сбрасывать опасные вещества в водоемы. Тем не менее это регулярно происходит, поскольку отсутствует система эффективного государственного экологического контроля.

Даже если предприятия сбрасывают свои стоки не в реки, а в общую систему городской канализации, то это все равно не решает проблему их эффективной очистки. Трудность заключается в том, что отходы каждого предприятия содержат весьма специфические загрязняющие вещества. Их легко извлечь по отдельности, но когда сотни этих веществ, смешавшись, попадают в общегородские коллекторы, то зачастую справиться с ними невозможно. Городская канализация предназначена для очистки бытовых, а не промышленных отходов. В то же время, в Петербурге более 70% грязных стоков попадает в реки именно через коллекторы Водоканала. Таким образом загрязненная вода постоянно попадает в Неву - единственный источник питьевой воды для миллионов жителей города, символ Санкт-Петербурга. Сходная ситуация в Москве, Ярославле и других городах.

Каковы возможные пути решения этой проблемы?

С одной стороны, можно идти по пути сокращения расхода воды во всех сферах деятельности человека. С другой стороны, можно снижать наступление промышленных загрязнителей, либо изменяя технологию производства, либо совершенствуя способы очистки сточных вод.

Так, потребление и загрязнение природных вод можно значительно сократить, если шире вводить замкнутые циклы (т.е. многократно использовать воду в одном и том же производственном цикле без сброса в водоемы), повторно использовать сточные воды, а также переходить на технологии, основанные на меньшем потреблении воды.

По оценкам ученых Института водных проблем РАН, возможностей экстенсивного роста потребления водных ресурсов в мире осталось всего на 10-15 лет. Кроме того, согласно выводам недавнего доклада экспертов ООН, в ближайшие годы существенно вырастет потребность в технической воде, а к 2070 году дефицит водных ресурсов будут ощущать 44 миллиона человек в Центральной и Южной Европе.

Как осуществляется очистка сточных вод в городах?

Она обычно состоит из нескольких этапов:

    механический

    биологический

    физико-химический

    дезинфекция сточных вод (не всегда)

Знаете ли Вы, как работают очистные сооружения в Вашей местности?


Танк-отстойник первичной очистки

Посмотрите, как происходит очистка сточных вод в Санкт-Петербурге, где она признана одной из наиболее эффективной в России.

Однако, к сожалению, даже достаточно прогрессивная по сравнению с другими городами эта система очистки сточных вод не в состоянии сделать воду достаточно чистой для поступления обратно в реки.

Это связано с тем, что, как мы уже говорили, системы очистки предназначены для очистки именно бытовой канализации. Качественно очистить сточные воды сотен городских предприятий эти станции не могут. И дело не в том, что станции несовершенны, а в том, что технически организовать очистку огромного объема воды, если в ней присутствует такое количество различных опасных соединений, невозможно (как печально шутят в Гринписе - это под силу лишь магическим фильтрам Петрика).

Поэтому во всех городах, где успешно решается эта проблема, предприятия сами обеспечивают чистоту своих вод - переходят на безопасные технологии производства, используют более экологичные материалы, внедряют замкнутый водооборот или современные локальные очистные сооружения. Все это обеспечивает чистое производство и уже успешно развивается в Европе. Однако ответственность за охрану воды лежит не только на промышленных предприятиях и государстве, но и на всех нас.

Возможности для улучшения качества воды связаны с нашим интересом к этой проблеме, неравнодушием, поддержкой работы общественных организаций, старающихся улучшить ситуацию с водой как на государственном, там и местном уровнях.

Что можем сделать мы для сбережения воды в своей повседневной деятельности в быту? Подумайте и назовите как можно больше областей применения воды в нашей повседневной жизни.

На практике существуют лишь два способа реализовать наше ответственное отношение к водным ресурсам в быту - экономия воды и ее охрана от загрязнения.

Надо сказать, что в некоторых городах проблема сбережения воды, ввиду их географического положения (например, в Петербурге), не стоит остро. В других она очень существенна. Однако, потребление воды необходимо ограничивать в любом случае. Подготовка питьевой воды - трудоемкий, ресурсоемкий процесс, связанный со значительными финансовыми затратами, он является существенной частью антропогенной нагрузки на природу региона. Будем помнить, что у нас, к сожалению, в отличие от большинства граждан Европы и США, нет сложившейся традиции водосбережения, и ее надо постепенно создавать и культивировать различными способами - техническими, организационно-финансовыми, путем изменения привычек и сознания человека.

Как известно, одним из эффективных способов экономии воды является установка в квартирах счетчиков холодной и горячей воды. Простыми правилами для экономии воды являются уменьшение струи воды, использование водосберегающих насадок. Разумеется, надо следить, чтобы из крана не капала вода. Иногда кажется, что в этом случае потери ничтожны. Но даже при потере одной капли в минуту за месяц это составит около 500 литров - полтонны чистой, пригодной для питья воды. Текущий кран - потери воды и дополнительная нагрузка на очистные сооружения, неоправданный расход энергии, затрачиваемой на доставку воды и ее очистку.

Сэкономить воду можно также с помощью небольших изменений наших привычек

Например, во время чистки зубов кран можно открывать только на то время, когда моется щетка и полощется рот. В среднем эта процедура у большинства людей занимает около 3 минут, в это время вода течет из крана со скоростью 2 литра в минуту. Если придерживаться правил экономии, то при чистке зубов тратится не больше 1 литра воды. То же самое касается мужчин, бреющихся механическими бритвами.

Возможно использование дважды одной и той же воды. Первый раз - для приготовления пищи, мытья посуды, умывания, принятия душа, ванны. Второй раз - для уборки дома, использования в туалете, полива растений, мытья придомовой территории и машин.

Для экономии воды можно соблюдать еще несколько простых правил.

Перед мытьем грязной посуды надо хорошо очистить ее от остатков еды. Посуду лучше мыть не при постоянно открытом кране, воду для этого можно наливать в раковину с закрытым стоком или в тазик. Так на мытье посуды будет сэкономлено около 50% необходимой для этого воды. При мойке овощей и фруктов также раковину лучше закрыть пробкой.

Надо стараться использовать стиральную машину преимущественно при ее максимальной загрузке бельем. При этом целесообразно сильно загрязненную одежду предварительно замачивать в емкости со специальным моющим средством. Балконы и наружные поверхности дома лучше мыть в дождливую погоду.

А какие Вы используете способы экономии воды?

Люди придумывают различные технические способы экономии воды в быту. Посмотрите, например, как поставленная на кухне педаль для управления подогревом воды и ее подачи позволяет осуществлять экономию воды. Видео 36.

Согласитесь, было бы хорошо, чтобы подобный опыт отдельных энтузиастов-умельцев распространялся, люди узнавали о нем и старались его применять. Существуют резервы экономии воды и в системе оплаты за ее потребление - введение лимита ее потребления на каждого человека и установление платы по более высокому тарифу за его превышение.

Для контроля за потреблением воды в доме целесообразно установить централизованное управление ресурсами. С его помощью можно без труда обнаружить аварии в системе водоснабжения - для этого достаточно сформировать статистику расхода воды в разное время суток, и если окажется, что расход воды значительный по сравнению со средними показателями на это время суток, то путем анализа показаний датчиков во всем доме можно локализовать и предотвратить аварию. В то же время будут своевременно и качественно ремонтироваться трубопроводы, чтобы сократить потери воды от утечек.

Как можно беречь воду от загрязнения в домашних условиях?

Не все знают, что вода, сливаемая из раковин, ванны или унитаза в канализацию, которую многие считают основным источником загрязнения, на самом деле не является большой проблемой для природы. Множество микроорганизмов перерабатывают органические отходы. Основные проблемы загрязнения воды связаны с синтетическими моющими средствами (стиральными порошками и чистящими составами) для чистки и уборки. Эти химические соединения смешиваются с другими бытовыми сточными водами и в таком виде попадают на очистные сооружения. Там они убивают микроорганизмы, разлагающие органические отходы деятельности человека.

По этой причине качество очистки резко ухудшается, и в водоемы из очистных сооружений попадают недоочищенные стоки.

Важно понимать, что абсолютно безвредных для природы синтетических моющих или чистящих средств сегодня не существует. Все они загрязняют ее в большей или меньшей степени. Поэтому лучшее, что можно сделать, - это использовать их разумно и правильно, предпочитая такие, на упаковке которых указано, что они относительно более безопасны и содержат вещества, менее вредные для природной среды.

Сделаем выводы.

Нерациональное использование воды и ее возрастающее загрязнение становятся день ото дня все более и более серьезными проблемами, которые способны довести человечество до катастрофы. Жизненно необходимо осознание каждым человеком личной и социальной ответственности за сохранение водных ресурсов и овладение практическими способами сбережения и улучшения качества воды.

Наши возможности в обеспечении себя необходимой для здоровья и жизни чистой водой заключаются, прежде всего, в наших собственных экологически целесообразных действиях в быту, а также в поддержке тех общественных организаций (Гринписа и других), которые добиваются от властей конкретных действий по усилению государственного контроля за сбросами, уменьшению нагрузки на городские очистные сооружения, развитию чистого производства и в результате - доведения качества воды в наших реках до безопасного для человека и природы уровня.

Махатма Ганди сказал: «Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем». Каждый из нас может изменить свой образ жизни, чтобы помочь воде. Начать можно с малого, постепенно переходя к более серьёзным шагам, и мы внесём свой вклад в общее дело сохранения воды.



Кристина Вырвина

В наши дни обострились экологические проблемы , прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания, мусор) . Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей.

И первые основы экологических знаний , экологической культуры мы закладываем в детском саду – первом звене непрерывного образования.

Наш детский сад расположен в п. Путёвка Брянского района в 2-х км. от г. Брянска. Место живописное, есть все природные ландшафты : луг, лес, поле, речушка, пруд.

В 2013 учебном году наш детский сад участвовал в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг» по теме «Чистая вода » . Коллектив МБДОУ, воспитанники, родители активно включились в эту работу .

Какие мы поставили перед собой цели?

Внести свой небольшой вклад в освобождение воды от загрязнения.

Пропагандировать идею экономии воды. (Акции, выпуск листовок, плакатов, проведение семинаров для жителей п. Путевка).

Осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды .

Выявить утечку чистой воды и провести контроль практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды .

Развивать у детей интерес исследовательской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Передавать социальный опыт в сфере влиянии воды на все живое.

В реализации программы «Чистая вода » мы выполнили семь важных шагов :

Шаг 1. «Создание экологического совета »

В него вошли дети подготовительной группы, родители, поддерживающие политику бережного отношения к природе, воспитатели.

Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации »

Исследование экологической ситуации проводилось по следующим направлениям :

Выявление зон экологической опасности ;

Поход к роднику на территории Снежского сельского поселения;

Проверка расхода воды, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ;

Выборочная проверка состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды в жилых домах п. Путевка.

Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на водные ресурсы и окружающую среду».

В план включены следующие мероприятия :

Проведение экологической акции «Сохраним воду чистой » .

Создание альбома «Мир воды» .

Составление схемы «Круговорот воды в природе» .

Составление картотеки опытов с водой , проведение опытов .

Составление памятки «Правила поведения на воде» .

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды.

Изготовление плакатов, природоохранных знаков в защиту рек и воды «Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим» .

Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы» .

Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды» .

Конкурс рисунков «Как человек использует воду » .

Экологическая беседа «Вода вокруг нас» .

Круглый стол «Как мы бережем воду дома » .

Шаг 4. «Мониторинг и оценка»

Периодический контроль за деятельностью ДОУ осуществляет совет наблюдателей, который состоит из представителей организаций-партнеров. 21 мая 2013 года состоялась конференция, в которой участвовали все члены наблюдательного совета. Мы обсудили выполнение нашего плана действия. Все участники конференции отметили высокий уровень и эффективность проведенных мероприятий и реализации плана. Было высказано ряд предложений и рекомендаций, которые буду учтены при разработке плана на следующий год.

Шаг 5. «Включение экологической тематики в воспитательно – образовательный процесс»

Тема воды была включена в годовой план работы на 2012 - 2013 учебный год. В ходе реализации программы «Чистая вода » с детьми был проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов «Знакомство со свойствами воды» , «Путешествие капельки» , «Вода вокруг нас» , «Водоем и его жители» , «Берегите воду » . Проводились наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу , морозные узоры, дождь, облака. Осуществлялись обзорные экскурсии на водоём. Нами проводилась экспериментально – исследовательская деятельность – опыты : «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» ; «Вода не имеет формы» ; «Вода прозрачная» ; «Лёд – это твёрдая вода» . На занятиях ИЗО ребята рисовали рисунки по данной тематике.

Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество»

1. Проведение районного семинара воспитателей детских садов. (Сентябрь; включение в программу «Эко-школа «Зеленый флаг» 5 образовательных учреждений Брянского района)

2. Проведение обучающего семинара для воспитателей и учителей Брянского района, г. Брянска, г. Дятьково.

3. Публикации в «Брянской учительской газете» .

4. Общее родительское собрание.

5. Сотрудничество :

Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

БОО «Альянс общественных инициатив «Пересвет» »

Областной эколого-биологический центр .

Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса »

Нашей группой разработаны экологические заповеди :

1. Выключайте воду , когда чистите зубы .

2. Краны водопровода всегда плотно закрывай.

3. Смерть каждого ручья перерастет в беду моря. Каждый новый километр сотворенной человеком пустыни - угроза океану и плодородным землям за многие тысячи километров от нее.

4. Сохраняйте родники и реки такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.

5. Заботьтесь о чистоте вод . Помните, вода – самое большое богатство на планете, но и самое прихотливое.

6. Приходите на экскурсии к воде пешком и с любовью. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме следов ног. Ведите себя так, как в гостях.

7. Не загрязняйте воду нефтепродуктами , особенно при мытье транспорта.

8. Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица.

9. В больной Природе нельзя оставаться здоровым.

10. Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы - компенсируй ей чем-то.

11. Соблюдай в природе «правила культурного поведения» .Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения.

Берегите воду ! Вода незаменима никакими сокровищами мира. Вода несёт информацию о состоянии нашей планеты, в связи с этим ее требуется оберегать.









Поддержать жизнь на Земле и все живое на нашей планете способна вода. Ни один живой организм не способен существовать без неё и человек – не исключение.

Всё сферы жизни осуществляются при помощи воды, особенно такие важные отрасли для нас как медицина, энергетика, промышленная индустрия. Наша планета богата водоемами, но только 0.25 % всех запасов воды может быть применено для удовлетворения потребностей человека.

Процесс истощения природных запасов воды

На Земле наблюдается резкое повышение количества населения, урбанизация происходит очень быстро. Природные ресурсы нашей планеты, неспособные к восполнению, растрачиваются бездумно. К таким ресурсам относится вода и ее источники по состоянию на 2017 год уже начали истощаться. Уже в данный момент во всем мире приблизительно 500 миллионов людей затронула проблема нехватки воды для питья. По результатам долгих подсчетов экспертов эта цифра с каждым годом будет расти и к 2025 году от нехватки пресных ресурсов пострадает на 2 млрд. больше людей, а уже к 2050 количество пострадавших составит 4 миллиарда. Особо остро будет ощущаться проблема с чистой водой для питья в Азии (Западные страны) и Северной Африке.

Когда чистой воды для употребления нет в достаточном количестве, все больше и больше людей (на данный момент число составляет более 1 миллиарда) начинают использовать потенциально опасные источники для добычи воды. Когда человек пьет загрязненную воду, он рискует заболеть разными недугами, ведь в грядной жидкости могут находиться опасные вещества и болезнетворные бактерии. Риск одинаков для людей разного возраста, а данные болезни в странах, что находятся на этапе развития, лишают жизни немало детей.

Как свести использование воды для питья к минимуму?

С каждым годом качество воды становится хуже, при этом спрос на данный ресурс становится все больше. В результате все больше стран конкурируют между собой из-за природных источников воды. В далеком будущем страны, на территории которых находятся совместные источники этого жизненно необходимого напитка, будут сражаться между собой. Конфликты могут развиваться между странами, в которых как мало, так и много источников питьевой воды.

Проблема недостатка питьевой воды может решиться частично в большинстве стран лишь благодаря уменьшению количества жидкости, что используется человеком. Водных ресурсов на территории нашей страны более чем достаточно, но несмотря на это, всем жителям уже сейчас необходимо поднять вопрос об экономии водных ресурсов. Мы должны понимать, что осознанное уменьшение количества потребляемой жидкости поможет отсрочить катастрофу, связанную с недостачей воды для питья.

Как экономить воду просто

А вы не знаете, как много воды использует житель Европы или Украины каждый день? При известной цифре потребления воды в экономном режиме (как подсчитали ученые – около 100 литров), оказывается, развитые страны отличаются использованием воды больше в 2-3 раза, чем стоило бы. Т.е. потребляемая вода в сутки одним жителем нашей страны приравнивается к 200-300 литрам. Обидно то, что минимум половина этого количества, а то и больше, сливается в канализацию. Как же сохранить этот драгоценный ресурс и предотвратить его потерю? Для всех, кто переживает за свое будущее и готов вести экологический образ жизни, можно эффективно и результативно сократить объем используемой воды. Каким образом?

  1. Сантехника должна поддерживаться в порядке. Потери воды (около 80 л.) происходят из-за того, что немного течет кран. Со сливным бачком дела обстоят еще хуже – он способен обеспечить потерю воды до 700 литров в день. Отремонтируйте ее или замените.
  2. Установка посудомоечной машины помогает экономить не только воду, но и время. Посудомоечная машина тратит около 13-16 литров жидкости из водопровода, в то время как ручная мойка требует около 100-120 литров.
  3. Отдайте предпочтение приему душа, а не ванной. При использовании среднего напора воды, то за минуту будет потрачено жидкости не более 15 литров. Принимая душ в течение пяти минут, будет использовано не более 75 литров воды. Кажется немало, но эта цифра вдвое меньше показателей той потери воды, что происходит при наполнении ванной.
  4. Когда чистите зубы, закрывайте кран. Пока приводите себя в порядок, вода вам не нужна, закройте кран. А по окончанию этой гигиенической процедуры можно полоскать рот водой, не бегущей из крана, а налитой в стакан. Так можно сэкономить 10, а то и 20 л. воды.
  5. Для таких действий, как мытье овощей и фруктов, умывания, стирки, старайтесь открывать воду не на всю мощь, а делать небольшой напор, толщиной в карандаш. Так вы максимально эффективно будете использовать водные ресурсы, так как в канализацию уйдет меньше воды.
  6. Для того чтобы вымыть посуду необязательно использовать проточную воду. Для этого можно использовать большую миску с водой или, закрыв слив, наполнить раковину. Так вы и посуду вымоете тщательно и меньше воды потратите.
  7. Для экономии воды сейчас даже есть специальные смесители. Помогут сохранить ресурсы воды даже специальные сливные бачки, у которых для слива две клавиши вместо одной.
  8. При стирке белья в стиральной машине загружайте барабан полностью, но не перегружайте его при этом. Во время стирки может расходоваться до 50-60 л. воды, так стоит тратить этот объем ценного ресурса ради двух футболок?

Откажитесь от ежедневного мытья авто в домашних условиях. Автомойки очень хорошо выполняют свою работу, а для каждой машины используется намного меньше воды, чем во время «домашней» процедуры мытья. Да и моющие не загрязняют окружающую среду, а стекают на пол автомойки.

Понравилась статья? Поделитесь ей