Контакты

Эффект возникающий при покушении на вашу самооценку. Завышенная самооценка – залог неудачи? Привычка #5 – «Грустные истории»

Отражаясь на внутреннем мире человека, заниженная самооценка воздействует на многие стороны его внешней жизни.

Школа и работа

Так, часто у таких людей наблюдается нежелание выгодно подать себя, они избегают принимать новые предложения; а иногда им свойственно постоянное стремление к совершенству, они беспрерывно и тяжело работают, подгоняемые страхом перед неудачами. Люди с пониженной самооценкой не адекватно воспринимают собственные достижения, они не верят, что добились хорошего результата благодаря своему умению и стараниям.

Отношения с окружающими

В отношениях с окружающими люди с заниженной самооценкой могут страдать болезненной застенчивостью, быть чрезмерно чувствительными к критике и обсуждению своих поступков. Они отличаются чрезмерным стремлением угодить, понравиться, но часто избегают любой возможности близости или контакта.

Некоторые стремятся всегда быть душой любой компании, они всегда выглядят уверенными и спокойными. Эти люди уверены в том, что если не будут вести себя таким образом, другие просто не захотят с ними общаться.

Досуг

Заниженная самооценка влияет и на то, как такие люди проводят свой досуг. Они стараются не заниматься ничем таким, где их могут критиковать (например, творчеством или спортом). Некоторые думают, что не заслуживают одобрения или удовольствий и потому не имеют права расслабиться или развлечься.

Забота о себе

Люди с низкой самооценкой часто не заботятся должным образом о своей внешности. Они могут не ходить в парикмахерскую или к зубному врачу; они не заботятся о покупке новой одежды, они много пьют, курят или употребляют наркотики. Но может быть и другая крайность: люди с заниженной самооценкой могут часами тщательно приводить себя в порядок, так как убеждены, что хорошо выглядеть - это единственный способ быть привлекательным для окружающих.

Роль низкой самооценки, ее статус

Не на всех оказывает влияние плохое мнение о себе. Иногда заниженная самооценка является следствием ежедневных проблем.

Бывает, что негативное отношение к себе - результат перемены собственного настроения. Люди в состоянии клинической депрессии почти всегда смотрят на себя с плохой стороны. Это бывает и с теми, кто успешно лечится антидепрессантами, и с теми, у кого депрессия имеет прочную биохимическую основу. Вот некоторые признаки клинической депрессии:

  • плохое настроение (постоянная грусть, подавленность, ощущение внутренней опустошенности);
  • общее снижение способности интересоваться и наслаждаться чем-либо;
  • нарушение аппетита, изменения в весе (резкое увеличение или уменьшение);
  • нарушение сна;
  • беспокойство, возбуждение, неспособность сидеть на месте или, напротив, чрезмерная медлительность, обычно вам не свойственная (это могут заметить и окружающие, не только вы сами);
  • усталость, пониженная активность;
  • ощущение какой-то тяжкой вины, бесполезности;
  • вам трудно сконцентрироваться, логически мыслить, принимать решения;
  • ощущение, что дела так плохи, что лучше умереть; желание причинить себе вред, боль.

Все вышеперечисленное не имеет отношения к кратким депрессивным состояниям, которые время от времени испытывает каждый, когда его дела идут неважно. Здесь говорится о тяжелой форме депрессии, которая носит постоянный и разрушающий характер. Ее можно распознать и назначить курс лечения, когда по меньшей мере пять из перечисленных выше признаков (включая плохое настроение или потерю интереса к удовольствиям) появились последовательно и на долгое время.

Если вы стали плохо думать о себе в состоянии клинической депрессии, то успешное ее лечение вернет вам веру в себя, и тогда вам не придется нести интенсивную борьбу с заниженной самооценкой.

Заниженная самооценка может появиться и в результате других проблем
Потеря доверия к самому себе может быть вызвана чередой разных проблем. Постоянное беспокойство, тревога (в том числе явно неконтролируемые приступы страха) ограничивают возможности человека и таким образом «разрушают» его уверенность в себе, приводя к появлению ощущения собственной некомпетентности и неадекватности.

Подобное влияние могут оказывать постоянные трудности в общении, лишения, сильные длительные стрессы, хронические заболевания. Устранив проблему-первоисточник, вы сможете избавиться от остальных проблем.

Например, люди, которые учатся «управлять» своими чувствами страха и тревоги, часто приобретают прежнюю уверенность в себе, не работая при этом отдельно над самооценкой.

Если у вас такая же ситуация и ваше доверие к себе утрачено вследствие вышеперечисленных проблем, то в этой книге вы сможете найти несколько полезных советов. Они помогут вам вернуть веру в себя.

Иногда заниженная самооценка становится благодатной почвой, на которой вырастают ваши трудности. Это может произойти в детстве или ранней юности. Исследования показали, что заниженная самооценка (постоянно плохое мнение о себе) может привести к возникновению ряда проблем, включая депрессию, склонность к суициду, нарушение аппетита и социофобию (чрезмерную застенчивость). Если вам кажется, что ваши сегодняшние трудности возникают в основном из-за вашей заниженной самооценки, то работа по их преодолению, несомненно, принесет свои плоды, но ваше мнение о себе при этом существенно не изменится. И если не устранить саму причину понижения самооценки, то вполне вероятно, что вы останетесь уязвимы для трудностей в будущем. В этом случае вы можете извлечь большую пользу из этой статьи, используя ее в качестве «путеводителя» в последовательной и систематической работе над самооценкой. Она поможет улучшить мнение о себе, и тогда для вас откроются новые радостные перспективы.

Какое еще влияние может оказать заниженная самооценка?

Являясь следствием различных причин, заниженная самооценка по-разному влияет на жизнь людей. В этой таблице вы найдете подтверждение этому заявлению:

Влияние низкой самооценки

Человек с заниженной самооценкой может оказаться в любой колонке. Слева находятся люди, сомневающиеся в себе изредка, в исключительных случаях (например, когда проходят собеседование при приеме на работу или приглашают на первое свидание). Такие сомнения являются совсем небольшой помехой в жизни. Люди могут испытывать их в ситуации выбора, но справиться с ними будет не трудно, если не придавать сомнениям большого значения.

Когда у таких людей возникают проблемы, они стараются решить их, а не ищут причину трудностей в себе самих. Их самооценка складывается не только на сомнениях в себе, но и на положительных качествах. Они легко общаются с другими людьми и спокойно могут обратиться к ним за помощью. Такие люди довольно легко избегают ситуаций, где можно усомниться в себе; при этом они укрепляют и усиливают положительное мнение о себе. Они учатся быстро прогонять тревожные мысли и управляться с негативными мыслями на свой счет.

В правую колонку попадают люди, сомневающиеся в себе и осуждающие себя с большим или меньшим постоянством. Для таких полное отсутствие у себя положительных качеств может быть вполне приемлемо. Вся их жизнь видится им в черном цвете. Самый ничтожный пустяк может вызвать поток критики на свой счет. Таким людям трудно поверить в возможность счастливых перемен или прочных близких отношений с другими людьми. Опасения, самокритичность могут оказаться достаточными для того, чтобы разрушить жизнь. Они заставляют упустить возможность, спрятаться от перемен, испортить отношения с окружающими, отталкивают от удовольствий, мешают достижениям и приводят во многом к поражению и саморазрушению. Когда у таких людей случаются проблемы, они не пытаются их решить, а видят причину трудностей в собственном «я» («Это все я», «Это то, что я из себя представляю»). Поэтому им трудно внимательно изучить свои проблемы на расстоянии и начать решать их, не прибегая к посторонней помощи. Но даже и тогда прогресс вряд ли возможен, так как поверить в то, что ситуация может улучшиться, очень трудно, если это приходит не сразу.

Большинство из нас находится где-то посередине. Эта статья может чем-то помочь людям «из левой колонки», хотя скорее содержит для них лишь полезные советы.

Для тех, кто попал в правую колонку, эта статья сама по себе может оказаться недостаточной. Однако она может быть полезной в качестве одной из составляющих программы терапии под руководством психолога.

Больше всего статья может помочь людям, находящимся в большом количестве где-то посередине, - людям, чья заниженная самооценка не дает им что-то исправить, но которые готовы отказаться от привычного мнения о себе и поискать альтернативные варианты.

Далее читайте:


Перевод: Балезин Дмитрий

Постоянно занижаешь свою самооценку? Каким языком ты пользуешься? Какие мысли проносятся у тебя в голове?… эти привычки легко изменить, а со временем это приводит к тому, что ты становишься более уверенным, мыслящим более
позитивно человеком.

Низкая самооценка не появляется сама собой при рождении. Она развивается со временем, по мере того, как мы воспринимаем отрицательные послания извне и позволяем им влиять на наше поведение. Каков же конечный итого этих плохих привычек? Мы теряем способность осознавать значение и ценность самих себя.

Чтобы обрести более здоровый уровень самооценки, необходимо стать лицом к лицу с отрицательными привычками и предпринять сознательные усилия по их замене на более позитивные шаблоны поведения.

Некоторые отрицательные привычки, убивающие самооценку, легко заметить. Например, если человек постоянно принижает сам себя, то легко провести связь между таким поведением и низкой самооценкой этого человека. Однако другие отрицательные привычки не столь очевидны. Давайте взглянем на 5 привычек, которые приводят к низкой самооценке.

Убийцы самооценки

Привычка №1 – «Думать о себе в последнюю очередь»

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость – это действительно замечательные черты
характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Если вы постоянно
склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка №2 – «Излишние извинения»

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань.

Извиняться за других или за положение вещей в мире вцелом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события, в которых сам человек не играл никакой роли. Это приводит к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека.

Если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя ответственность за происшедшее.

Привычка №3 – «Игнорирование оттенков»

Люди с низкой самооценкой зачастую раскрашивают мир в черно-белые цвета. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.

Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.

Если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать.

Если вы убеждены, что событие можно отнести к категории «А» или «Б», то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка №4 – «Постоянные сравнения»

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.

Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они «хороши» или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.

Если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы «вписываетесь в общую картину», то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка №5 – «Грустные истории»

Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.

Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Если вы постоянно рассказываете ужасные истории, то вам стоит пересмотреть свой выбор тем для общения. Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие – нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу – это неотъемлемая составляющая для развития высокой самооценки.

Если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир.

Изолируйте их и сознательно избавьтесь от них, заменяя на более психологически здоровые альтернативы.

P.S. от Балезина Дмитрия

Самооценка – это очень подвижная составляющая психики человека, поэтому мы всегда обладаем способностью изменить ее в лучшую сторону. Даже самые уверенные люди с высокой самооценкой могут испытывать провалы, подвергая свою самооценку серьезному удару.

В чем же отличие успешного человека? В том, что он сознательно может управлять уровнем своей самооценки, изменяя или переосмысливая внешние события и факторы.

Удачи на пути к успеху… всегда с вами.

Copyright © 2008 Балезин Дмитрий

Привычка номер 1 - "думать о себе в последнюю очередь".

Общество одобряет людей, которые не эгоцентричны и с готовностью ставят нужды других превыше своих. Такой тип самопожертвования можно назвать замечательным, однако, в своем крайнем проявлении это зачастую приводит к ужасным последствиям. Человек начинает думать, что он или она не столь значителен, по сравнению с другими.

Это также может привести к возникновению чувства обиды. Доброта и щедрость - это действительно замечательные черты характера, однако опять же, в крайнем своем проявлении они могут подорвать вашу самооценку. Только в том случае, если вы постоянно склонны думать о нуждах других, забывая о своих, то вам стоит найти способ уделить время и внимание самому себе.

Привычка номер 2 - "излишние извинения".

Стоит извиниться, если ваши действия послужили причиной неудобства для других или привели к непредвиденным последствиям. Однако, если человек начинает извиняться за те события, над которыми он был в действительности не властен, то это может навесить на него тяжелую психологическую дань. Извиняться за других или за положение вещей в мире в целом сродни принятию личной ответственности за отрицательные события, в которых сам человек не играл никакой роли. Это приводит к появлению чувства вины и уничтожает самооценку человека. Таким образом, если вы обнаруживаете свою склонность к извинениям за то, в чем вы не участвовали, то стоит рассмотреть новые возможности выражения своего сочувствия или эмпатии (сопереживания), не принимая при этом на себя ответственность за происшедшее.

Привычка номер 3 - "игнорирование оттенков".

Люди с низкой самооценкой зачастую мир в черно-белые цвета раскрашивают. Оттенков очень мало, практически нет. Действие, по их мнению, может быть либо успешным, либо провальным. Кто-то либо делает что-то правильно, либо совершенно неверно.
Однако в мире редко что происходит идеально. Люди, склонные делить мир на точные категории, обнаруживают, что они осуждают практически каждое свое действие, считая его неадекватным, так как оно не соответствует их стандартам идеальности.
В случае если же вы открыты к большему числу возможностей и вариантов, то это приводит к появлению более открытого образа мышления, при котором ваша самооценка может начать процветать. Внимание! Только в том случае, если вы убеждены, что событие можно отнести к категории "А" или "б", то уделите немного времени тому, чтобы исследовать альтернативные возможности, посмотрите на ситуацию под другим углом.

Привычка номер 4 - "постоянные сравнения".

Люди с низкой самооценкой зачастую попадают в западню постоянного сравнения себя с другими. Идея того, чтобы измерять собственные успехи с помощью внешнего ориентира, кажется не должна вызывать проблем, но вызывает. Когда процесс сравнения занимает центральное место, тогда любая деятельность сводиться к простым измерениям.
Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе, люди, склонные к постоянным сравнениям себя с другими, проводят свое время в выяснении того достаточно они "Хороши" или нет. Временами, эта привычка может серьезно ограничить развитие здоровой самооценки.
В том случае, если вы практически в любой ситуации беспокоитесь о том, как вы "Вписываетесь в Общую Картину", то вам стоит подумать о других способах приобретения опыта.

Привычка номер 5 - "грустные истории".

Люди с низкой самооценкой зачастую занимаются подробным пересказыванием ужасных историй другим людям. Вместо того, чтобы делиться позитивными новостями и информацией, они рассказывают басни о раздорах, трудностях и проблемах.
Это не только наносит вредное воздействие на самооценку самого человека (ведь он фокусируется на отрицательной стороне событий), но и делает менее вероятным то, что другие люди будут искать возможности пообщаться с подобным рассказчиком. А снижение уровня общения, как вы понимаете, также делает свой вклад в снижение уровня самооценки.

Отрицательные привычки, которые приводят к низкой самооценке, проявляются в различных формах. Одни очевидны, другие - нет. Обнаружить эти привычки и встать перед ними лицом к лицу - это неотъемлемая составляющая для развития самооценки.
В случае если у вас проблемы с самооценкой, обратите внимание на то, как, казалось бы, безвредные шаблоны поведения могут создать отрицательный взгляд на мир. Балезин Дмитрий.

Невротические привычки у детей. Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальнымповедением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективныефакторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор –подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станетпривычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становитсяневротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

  1. Страхи ребенка.
  2. Пережитое ребенком насилие.

Крайними проявлениями негативных привычек становятсяневрозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.
Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
(Пифагор Самосский)

Воспитание ребёнка это длительный и волнительный процесс для родителя. Каждый родитель хотел бы создать не просто комфортные условия, для своего ребёнка, а условия полезной среды, находясь в которой ребёнок будет приобретать нужный для его жизни опыт.

Мудрые родители соблюдают принципами постепенности и этапности в приучении детей к полезным привычкам. Так, если родители хотят, чтобы ребёнок меньше ел сладкое или шоколад, они дают ему больше фруктов, постепенно понимая, какие из них их он ест с большим удовольствием, это про постепенность. Этапы - это усложнение уровней реализации задачи: первый этап, – вводим в рацион свежие фрукты и цукаты, второй этап, – полностью исключаем шоколад, или оговариваем, дни, в которые его можно есть.

Такие родительские премудрости позволяют создать комфортную среду, для развития полезных привычек.

Существуют проверенные временем правила, которые помогают детям легче освоить полезные привычки, это: повторение, эмоциональное подкрепление, польза от привычки, количество формируемых привычек, возраст ребёнка. Рассмотрим каждое правило более подробно.

«Повторение – мать ученья» - гласит народная мудрость, и это действительно так! Если мы вводим для ребёнка социально-бытовую привычку – содержать в чистоте рабочий стол, то, как минимум в течение 21 дня (именно столько навык закрепляется в долговременной памяти), мы напоминаем ребёнку, что после того, как он сделал все школьные задания, он убирает стол. Ежедневно мы работаем с этой задачей. Правило распространяется не только на время выполнения школьных заданий, но и после творческих упражнений и игр, неустанно повторяем: «Стол должен быть всегда чист!». Когда мы видим, что ребёнок всё чаще сам вспоминает про порядок на столе, мы обязательно это отмечаем и хвалим его за труд!

Эмоциональное подкрепление – это, то, с каким настроением ребёнок выполняет новые действия. Родителям стоит обдумать, как они будут напоминать ребёнку про привычку, если он о ней позабыл. Острая критика и негативное высказывание, не будут способствовать позитивному отношению к новому делу со стороны ребёнка. Положительная мотивация выполнения той или иной задачи может быть найдена для ребёнка любого возраста! Просто родителям стоит заранее продумать аргументацию, зачем ребёнку выполнять новые действия.

Польза от привычки – это как раз разговор и подкрепление правильных действий, их систематичности, замечанием, что ребёнок создаёт комфортные условия для себя, своего здоровья, своего окружения или личного пространства. Родителям важно на этапе подготовки ребёнка к обучению полезной привычке, объяснить её пользу для него самого, возможно проиллюстрировать наглядно. Привычка чистить зубы утром и вечером, может быть закреплена голливудской улыбкой кого-то из его любимых актёров или мульт-персонажей. Показывать картинку кариозных и разрушенных зубов как отрицательную мотивацию не всегда стоит, важнее остановиться на позитивных моментах.

Количество формируемых привычек единовременно не более трёх. Ребёнку будет легко, если новые полезные привычки идут не последовательно, а расформированы в течение дня.

Возраст ребёнка непосредственно будет влиять на качество и скорость усвоения привычки. Для детей младшего школьного возраста имеет смысл привычки формировать поэтапно, не ожидая быстрых результатов. Более качественное освоение привычки происходит, если она закреплена визуальным графиком или рисунком-памяткой, который отражает и напоминает ребёнку что нужно сделать и в какое время!

И самое главное, дорогие родители! Не забывайте про личный пример! Требуя выполнения обязательств, которых мы избегаем сами, не стоит ждать их закрепления и позитивной оценки у ребёнка!

Привычка трогать гениталии. Ребенок трогает свои органы: как реагировать родителям

Если свои органы трогает совсем маленький ребенок, то родителям лучше всего относиться к этому совершенно спокойно. Некоторые мамы и папы делают серьезную ошибку, наказывая и ругая кроху, за то, что он трогает свои гениталии. Такая родительская реакция порождает у малыша недоумение и страх: он никак не может сообразить, в чем же провинился – ведь он делает вещи для него совершенно естественные.

Если за подобное поведение ругают и наказывают детей старше трех лет – у них начинает формироваться неприятие собственного тела, снижается самооценка, могут развиться психосексуальные отклонения в развитии. Детям 3-6 лет нужно объяснить, что есть такие дела, которые лучше делать в одиночестве, например, посещать туалет, ковыряться в носу, сморкаться или трогать и изучать себя. Занимайте ребенка интересными делами, дарите ему достаточно внимания и ласки, не проявляйте сверх требовательности и тогда эксперименты с собственным телом у него будут носить эпизодический характер и не перерастут в проблему.

Невротические привычки. Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Дурные привычки у ребенка: откуда берутся и что делать?

Как искоренить вредные привычки ребенка

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.
  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Признаки и формы нервного срыва у детей

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве, из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает часто ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.
Понравилась статья? Поделитесь ей